Урок 8
речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при общении.
правописание имен собственных
Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения, овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить правильно называть буквы русского алфавита, их последовательность, применять правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся решать учебные и практические задачи – правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность, писать прописную букву в именах собственных; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осознание цели и ситуации устного общения; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных; логические – проведение анализа речевых ситуаций, в которых используются слова ты, вы при обращении; моделирование звуковых схем слов.
Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; стремятся к достижению положительных результатов труда; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий с внесением корректировки неточностей и ошибок.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л.).
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Актуализация опорных знаний (П. + Л. + К.).
− Вспомните, чему вы научились на прошлом уроке. Расскажите, как надо знакомиться со взрослым человеком, со сверстником.
♦ Рубрика «Это интересно!» (П.).
«Европейцы, здороваясь, протягивают руку. Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку». (И. Эренбург.)
− Поведение для человека – главная наука. Надо с детства знать, как правильно разговаривать по телефону, как вести себя за столом, в гостях. Давайте учиться этому вместе с Дениской.
Учитель читает текст упражнения 1, с. 27 учебника.
− Как вы обращаетесь к ровеснику – на «ты» или на «вы»? А к взрослому человеку? Что удивило Дениску? Каким он себя почувствовал?
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (П. + Р. + К.).
− Как нужно относиться к окружающим нас людям? (C уважением.) Что означает слово «уважение»? Давайте разберёмся на конкретном примере. (Телефонный разговор.)
− Прочитайте текст рубрики «Обрати внимание» на с. 27 учебника. Что называют при знакомстве учащиеся? А взрослые? К кому следует обращаться на «ты», а к кому – на «вы»?
− Что такое телефон?
Телефон − 1) система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио; 2) аппарат для разговора таким способом; 3) абонентский номер такого аппарата (разг.).
Испорченный телефон (разг. шутл.) – о сведениях, до неузнаваемости искажаемых при передаче от одного лица к другому.
Учитель читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Телефон».
У меня зазвонил телефон.
− Кто говорит? − Слон.
− Откуда? − От верблюда.
− Что вам надо? − Шоколада…
− Телефон появился на службе у человека с 1876 г. С его помощью мы слышим звуки на большом расстоянии. Но, несмотря на то, что собеседника мы не видим, вести разговор с ним – большая наука. С чего нужно начинать телефонный разговор?
Рассмотрите рисунок в учебнике. Куда звонит мальчик? Как он должен был повести разговор? Разыграйте ситуацию в парах. Помните: если вы звоните, то независимо от того, узнали ваш голос на другом конце провода или нет, вы должны назвать себя.
Другая ситуация: вы не туда попали. Что вы скажете? Помните: вы побеспокоили чужого человека, надо обязательно извиниться. Кто первым заканчивает разговор?
Учитель демонстрирует
− Говорить по телефону надо кратко, вежливо, по делу. Эти правила примените на практике. Инсценируйте телефонный разговор. Пригласите на урок гостей. Представьте себе:
…Сказочный волшебный дом.
Азбука − хозяйка в нём.
Дружно в доме том живёт
Славный буквенный народ. В. Берестов
− И сегодня «славный буквенный народ» у нас в гостях. На уроке нам будет помогать профессор Алфавит. Почему нужно знать алфавит? Когда люди пользуются алфавитом?
IV. «Открытие» новых знаний.
1. Работа по учебнику (П. + К.).
…Швейцар глядит из-под очков
На имя и фамилию
И говорит: − Борис Житков
Отправился в Бразилию… С. Маршак
− Назовите имена собственные, которые встретились вам в этом стихотворении. Что они обозначают?
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги? Е. Измайлов
− Вспомните, какие «заслуги» могут быть у буквы?
Тренировочное упражнение. Правописание имён, отчеств, фамилий (П. + Р.).
− В каких ситуациях нужно называть имя и отчество родителей? Напишите имена, отчества и фамилии своих мам, пап, бабушек и дедушек.
− С какой буквы вы написали имена, отчества и фамилии?
Имена, фамилии, клички, города, реки и озёра –
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
− Чего не хватает в этом списке имён собственных?
Словарная работа.
Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова. Я. Козловский
На наборном полотне буквы: М Л А Я И И Ф.
− Какое слово можно сложить из этих букв? (Фамилия.) Что такое фамилия?
♦ Рубрика «К истокам слова» (П.).
− Слово «фамилия» на латинском языке значит «семья». В давние времена это слово не имело того значения, которое мы ему теперь придаём. Говоря «фамилия», мы имеем в виду особое имя: оно даётся не одному человеку, а всему роду. В этом роду оно переходит от родителей к детям. Фамилия у нас добавляется к личному имени человека. Каким образом человек получает фамилию? Что вы знаете о своей фамилии? Как называют людей с одинаковыми именами? (Тёзки.) Как же можно различать таких людей? (По фамилии.) А если фамилии одинаковые? (Однофамильцы.)
− Сколько разных букв в слове «фамилия»? Сколько всего букв в русском языке?
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
− Что такое алфавит? В каких случаях люди пользуются алфавитом? (Ответы учащихся.) Отгадайте загадку:
По алфавиту – в строгом порядке –
Сорок фамилий в толстой тетрадке.
Справа от них разлинованы клетки,
Чтоб не сбежали ваши отметки. (Классный журнал.)
Работа в парах (К. + Р.).
− Прочитайте задание упражнения 4. Расскажите, как вы будете работать?
− Прочитайте задание к упражнению 5. Рассмотрите звуковые схемы слова «фамилия». Кто из ребят оказался прав? (Антон.) Почему?
Игра «Сосчитай звуки» (П. + К.).
Каждый ряд получает по одной пословице:
● Мороз не велик, а стоять не велит.
● В зимний холод всякий молод.
● Пришёл мороз – береги свой нос.
− Сколько звуков в слове «мороз»? Определите, сколько раз встречается каждый из этих звуков в пословицах.
− Инсценируйте телефонный звонок профессору Алфавиту и сообщите ответ. Помните правила общения по телефону. (Учащиеся подсчитывают количество одинаковых звуков в пословицах.)
2. Работа в тетради «Русский язык».
Упражнение «Чистописание» (П. + Р.).
− Отгадай загадку:
Красненька Матрёшка,
Беленько сердечко.
Её любят очень дети,
А в лесу густом – медведи. (Малина.)
− Дорисуйте самостоятельно. Какие ягоды вы знаете?
Учитель читает стихотворение В. Данько «Ягода».
Бывает ягода брусника,
Черника, клюква,
Земляника…
А есть ли ягода грустника?
А веселика тоже есть?
Конечно, есть!
Глядите-ка на Витю −
За ягодкой нагнётся,
Сорвёт и засмеётся.
А Таня и Наташа −
Так эти даже пляшут.
Весёлые все дети,
Грустно только Пете.
Скорей помогите мне, дети,
Найти веселику для Пети.
− Назовите буквы. Чем они похожи в написании, чем отличаются? Напишите красиво. Самые красивые буквы и станут ягодой-веселикой.
На последней строчке – диктант. Учитель не называет буквы, которые надо написать, а даёт их поэлементное написание.
Примерный текст диктанта: это строчная буква, её первый элемент – овал, второй элемент – длинная линия с петлёй внизу; это строчная буква, её первый элемент – петля над рабочей строкой, второй элемент – овал; это строчная буква, её первый элемент – короткая линия с закруглением внизу, второй элемент – длинная линия с петлёй внизу; и т. д.
− Кому из вас досталась веселика? Кто справился с заданием? Петя немного повеселел, но просит вас помочь ему выполнить упражнение 3 (Л. + П.).
Учитель читает стихотворение М. Яснова из рабочей тетради.
− Назовите слова-рифмы. Перечитайте самостоятельно и определите, что перепутал художник. (В стихотворении слово «Мишка» написано с заглавной буквы, значит, автор имел в виду мальчика по имени Миша, а художник нарисовал не мальчика Мишу, а медведя.)
Работа в парах (К. + Р.).
− Прочитайте задание: слова надо выписать парами. (Песочком − пешочком, (с) миской – (с) Мишкой, (за) малиной – (за) Мариной.)
− Сравните звуковые модели выписанных пар слов. (Модели слов в парах будут полностью совпадать.)
− Петя остался очень доволен. Что он сказал вам на прощание?
Физкультминутка
Упражнение 4 на закрепление написания словарных слов выполняется самостоятельно (Р.).
А у нас новое испытание!
Автор составил задание.
Но Ластик пришёл, пошалил –
Буквы, слова удалил.
Коллективная проверка с орфографическим проговариванием словарных слов (Р.).
Практическое применение алфавита (П. + К.).
– Отгадайте загадку:
Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай! (Библиотека.)
– Что произошло в библиотеке? Сегодня на уроке вы должны навести порядок на библиотечных полках. Прочитайте задание. Какие знания нужны, чтобы выполнить это задание? (Нужно знать алфавит.)
− Буквы предлагают повторить алфавит при помощи игры «Алфавит в загадках»: замените определения одним словом.
Дом для рыбок на столе – … (аквариум).
Тот зверек живет в дупле – … (белка).
Распускается весной – … (верба).
Вырос он под той сосной – … (гриб).
Доктор среди наших птах – … (дятел).
У нас они живут в лесах – … (ель и ёж).
Он в цирке часто выступает – … (жонглер).
А он от дождика спасает – … (зонт).
На дереве «растет» зимой – … (иней).
Лечит ранки нам с тобой – … (йод).
Моя любимая игрушка – … (кукла).
Прядь волос иль завитушка – … (локон).
Ночью в небе светит – … (месяц).
На вопрос он не ответит – … (Незнайка).
За летом к нам она приходит – … (осень).
Кто в небе самолеты водит – … (пилот).
Страна и родина моя – … (Россия).
А это папа, мама, я – … (семья).
Поговорить поможет с другом – … (телефон).
А он нам выгладит белье – … (утюг).
Посуда из него бывает – … (фарфор).
Прибор, что пищу охлаждает – … (холодильник).
На клумбах дивной красоты – … (цветы).
По ним сверяем время мы – … (часы).
Они шагают на уроки – … (школьники).
А их мороз румянит – … (щёки).
Ищи его в словах подъезд,
Подъемник, съемка, в слове съезд (ъ).
А эта буква в слове сыр (ы).
Взгляни на уголь и найди (ь).
Оно сродни пломбиру – … (эскимо).
А ею развлекают Иру – … (юла).
В корзинке много я несу,
Я собирала их в лесу – … (ягоды).
− Алфавит мы повторили, но в алфавите 33 буквы, а нам надо расставить только 6 книг. Как лучше организовать работу? Что значит расставить книги по алфавиту? На что обращать внимание: на название книги или на фамилию автора?
Вывод: чтобы поставить книгу на свою полку, нужно посмотреть на первую букву фамилии автора данной книги. Можно идти двумя путями: 1) более развернутым: по порядку называть буквы алфавита и проверять, есть ли фамилия на эту букву; 2) более коротким: выписать первые буквы фамилий и смотреть, какая из них ближе к началу алфавита, какая ближе всего к ней и т. д. (Последовательность цифр должна получиться такой: 3, 1, 6, 2, 4, 5.) (Р.)
− Молодцы! Вы справились с довольно сложным заданием.
Минутка «Улыбнись» (Л.).
Учитель читает весёлый диалог:
− Петя, ты знаешь алфавит? (Да.)
− Какая буква идёт после «А»? (Все остальные.)
Орфографическая работа (дифференцированная) (Л. + Р.).
− Прочитайте предложения в упражнении 6. Перечислите героев книги Николая Носова. Подчеркните в именах «опасные места».
Для «сильных» учащихся − расположить имена коротышек при списывании в алфавитном порядке; для «слабых» − списать по образцу.
V. Итог урока. Рефлексия деятельности (Л. + К.).
− Скоро прозвенит звонок, но не телефонный. Буквы и русский алфавит помогли сделать урок интересным. Что нового узнали вы на уроке?
Звенящий в доме телефон –
Явление типичное.
«Алло, алло!» – со всех сторон
Летит словцо привычное,
По телефону там и тут
Встречаются, прощаются,
Советы разные дают,
Грустят и улыбаются. Н. Песков
− Телефон – наш друг и помощник. Вспомните «3 кита» телефонного общения.
− Какое новое словарное слово подарили нам буквы?
− Какие задания были самыми трудными? Что вам помогло с ними справиться?
− Пожелание для вас:

− Чтобы его прочитать, надо буквы выстроить по высоте. (Ответ: «Учись отлично».)
10