СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 8. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» М.Ю. Лермонтова. 7 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 8. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» М.Ю. Лермонтова. 7 класс.»

Урок 8. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» М.Ю. Лермонтова.

Основное содержание урока
Воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных звуках», оставшихся в памяти души, переживание блаженства полноты жизненных сил. Стихотворения в актёрском исполнении. Чудесная сила молитвы, её гармоничность и музыкальность. Проблема гармонии человека и природы. Красота природы и её проявлений как источник душевных сил и творчества. Мастерство поэта в создании художественных образов.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Письменный анализ стихотворений (по группам). Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».

I. Концерт-миниатюра из стихотворений М. Ю. Лермонтова,
изученных ранее.

Какие чувства вызывают стихи Лермонтова?

Похожи ли они на стихи Пушкина?

II. Чтение и обсуждение статьи учебника
«Читатели Лермонтова о своих впечатлениях» (Приложение 1):

— Что восхищало И. А. Бунина в стихах Лермонтова?

— Почему в детстве Д. Н. Мережковский ощущал Лермонтова таким же ребёнком, как он сам?

Как понять последний абзац воспоминаний Мережковского?

III. Сообщение учащегося о статье А. А. Ахматовой «Всё было подвластно ему» (Приложение 2):

Как понять слова Ахматовой о поэте: «Слово слушается его, как змея заклинателя»?

IV. Воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных звуках»,
оставшихся в памяти души, переживание блаженства полноты жизненных сил.

Стихотворения в актёрском исполнении
Групповая работа:

Группа 1. «Ангел».

Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении и рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие образы стихотворения являются главными?

Какие два мира противопоставлены в нём? Почему между ними нет гармонии?

В чём символический смысл песни ангела?

Что, по мысли поэта, является источником жизненных сил для человеческой души?

V. Чудесная сила молитвы, её гармоничность и музыкальность

Группа 2. «Молитва».

Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении и рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

О какой живительной связи человека и Бога говорит поэт?

Как понять слова: «Есть сила благодатная / В созвучьи слов живых»? Почему молитва помогает человеку «в минуту жизни трудную»?

VI. Проблема гармонии человека и природы.
Красота природы и её проявлений как источник душевных сил и творчества

Группа 3. «Когда волнуется желтеющая нива».

Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении и рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какой смысл придаёт стихотворению то, что оно состоит из одного сложного предложения?

Какое время года изображено в стихотворении? Обоснуйте свой ответ.

VII. Мастерство поэта в создании художественных образов
Практическая работа.

Составление плана анализа стихотворений.

Характеристика их ритмико-метрических особенностей.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции. Изучите план анализа лирического стихотворения
(См.: Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература. 9 класс/ Сост. С. А. Зинин, Е. А. Зинина. — М.: Просвещение, 2002. — С. 60.):

1. Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий).

2. Жанровые особенности стихотворения.

3. Тематика, основные мотивы.

4. Композиционное своеобразие. Особенности строфики.

5. Внутренний облик лирического героя.

6. Образный ряд стихотворения.

7. Настроение, преобладающее в стихотворении.

8. Лексический строй текста.

9. Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии).

10. Изобразительные средства (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ).

11. Приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс).

12. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция (двусложные и трёхсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность стиха.

13. Особенности рифмовки.

14. Смысл названия стихотворения.

Выберите из плана нужные позиции и составьте план анализа каждого стихотворения (по группам).

Проанализируйте устно каждое стихотворение.

Проиллюстрируйте свой анализ примерами.

Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Итоговые вопросы:

Почему лирический герой поэзии Лермонтова видит источник душевных сил и творчества в общении с природой?

Докажите правомерность оценок лирики Лермонтова в критических высказываниях И. А. Бунина, Д. Н. Мережковского, А. А. Ахматовой.

Домашнее задание

Выучить одно из стихотворений наизусть и сделать его письменный анализ.

Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Индивидуальные задания.

Написать сочинение-эссе «Мой Лермонтов».

Подготовить сообщение о портретах Н. В. Гоголя и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.


Приложение 1

Читатели Лермонтова о своих впечатлениях.

Известно, что замечательный русский писатель Иван Бунин хотел написать о Лермонтове, но мечта его не сбылась. Однако остались его высказывания о поэте: «Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если б не погиб двадцати семи лет*. Он часто повторял, читая лермонтовские стихи: «Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни па кого не похоже! Изумительно, другого слова нет».

Русский поэт и философ Д. С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову.

«...Почему приблизился к нам Лермонтов? Почему вдруг захотелось о нем говорить?

Рассказывают, будто бы у Лермонтова был такой тяжелый взгляд, что на кого он смотрел пристально, тот невольно оборачивался. Не так ли мы сейчас к нему обернулись невольно?

Стихи его для нас как заученные с детства молитвы. Мы до того привыкли к ним, что уже почти не понимаем. Слова действуют помимо смысла.

Помню, когда мне было лет 7—8, я учил наизусть „Ангела” из старенькой хрестоматии с истрепанным зеленым корешком* Я твердил: „По небу полуночи”, не понимая, что „полуночи” родительный падеж от „полночь”; мне казалось, что это два слова: „по” и „луночь”. Я видел картину, изображавшую ангела, который летит по темно-синему, лунному небу: это и была для меня „луночь”. Потом узнал, в чем дело; но до сих пор читаю: „по небу, по луночи”, бессмысленно, как детскую молитву.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная.
Святая прелесть в них.

Я также узнал, что нельзя сказать: „Из пламя и света”, а надо: из пламени. Но мне нравилась эта грамматическая ошибка: она приближала ко мне Лермонтова.

Потом, в 12 — 13 лет, я уже для собственного удовольствия учил его наизусть. Переписывал „Мцыри” тщательно, в золотообрезную тетрадку, и мне казалось, что эти стихи я сам сочинил.

Пушкина я тогда не любил: он был для меня взрослый; Лермонтов такой ребенок, как я.

В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог.

Вот чего Пушкин не сказал бы ни за что. Взор его был слишком трезв, точен и верен действительности. On говорит просто:

Последняя туча рассеянной бури,
Одна ты несешься по ясной лазури...

Но эта пушкинская „ясная лазурь”, по сравнению с бездонно-глубоким лермонтовским небом, казалась мне плоской, как голубая эмаль.

С годами я полюбил Пушкина, понял, что он велик больше, чем Лермонтов. Пушкин оттеснил, умалил и как-то обидел во мне Лермонтова: так иногда взрослые нечаянно обижают детей. Но где-то в самой глубине души остался уголок, не утоленный Пушкиным.

Я буду любить Пушкина, пока я жив; но когда придет смерть, боюсь, что это примирение:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять, —

покажется мне холодным, жестоким, ничего не примиряющим и я вспомню тогда детские молитвы, вспомню Лермонтова.

Не потому ли уже и теперь, сквозь вечереющий пушкинский день, таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда.

Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами — созерцанием и действием...»

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

Приложение 2

Всё было подвластно ему
А. А. Ахматова

      Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как "сквозь туман кремнистый путь блестит". Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: "Белеет парус одинокий..."
      Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что "пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской..."
      Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют "сотой интонацией". Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
      Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

   Есть речи – значенье
   Темно иль ничтожно,
   Но им без волненья
   Внимать невозможно.

      Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
      Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков – театр,– ему было подвластно.
      ...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:

   Здесь Пушкина изгнанье началось
   И Лермонтова кончилось изгнанье...
1964
Источник: Ахматова А. А. Все было подвластно ему, в сб.: День поэзии. 1965, М. — Л., 1965.

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.