Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего урока, тема которого «Дорогами сказок». (Надпись на доске.) Вступительное слово. – Ребята, а вы любите сказки? – И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. Сказки с детства нам в жизни нужны. С интересом мы сказки читаем. Сказки чудом и знаньем полны Их волшебной страной называем. И поверьте, лишь в этой стране Мы сильнее становимся втрое, В этой доброй, волшебной стране Можно стать самым главным героем. – Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом вы пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. |
II. Постановка учебной задачи | – Сегодня мы с вами совершим путешествие в загадочный мир сказок. Вспомним любимые сказки, встретимся с любимыми героями. Предлагаю вам отправиться в путь-дорожку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорога нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны будем их преодолеть. Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать друг другу и выручать друг друга из беды. Верно? Прежде чем оказаться нам в сказочном лесу, возьмемся все за руки и закроем глазки. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глазки? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства! В некотором царстве, В некотором государстве – Жили-были… | Осознают и принимают учебную задачу. Психологически и эмоционально настраиваются на урок | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя |
III. Актуализация знаний | – Кто сочиняет сказки для детей? – Рассмотрите внимательно выставку. – Что общего у этих книг? – На какие группы вы можете разделить сказки? – Прочитайте пословицу, записанную на доске. • Сказка – это сокровищница народной мудрости. – Как вы ее понимаете? – Чему учат нас сказки? – Выполните задание, ответьте на вопрос: кто написал произведение: «Колосок», «Как Джек ходил счастья искать», «Лис Миккель и медведь Бамсе», «Бременские музыканты», «Сказка про трех поросят»? – Перескажите сказку по выбору | – Это книги сказок. – Волшебные, бытовые, о животных; авторские, народные. Выполняют задания | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
Физкультминутка | Мы можем весело шагать по тропе волшебной, На двух ногах и на одной скакать, Руками весело махать, По сторонам смотреть кругом, С друзьями пробегать бегом и отдыхать потом | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
IV. Повто- рение | Игра «Загадки из сундучка». – За далекими морями на высокой горе стоит высокий дуб. На том дубу золотой сундук. А в сундуке волшебные предметы. И сейчас мы с вами угадаем, кому принадлежат эти вещи: колосок, шило, репа, гитара, яблоко. – Теперь все герои получат свои вещи. Игра «Из какой сказки эти иллюстрации» | Выбирают сказочные предметы и объясняют, в какой сказке они встречаются и каким героям принадлежат | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
V. Творческая работа | Работа в группах. – Чему учат сказки? – Как люди могут выразить свои эмоции? – Мы с вами тоже выразим свои эмоции через твор-чество. Разделитесь на группы. 1-я группа: вспомните любимых героев сказки и выполните аппликацию. 2-я группа: вспомните сказку и вылепите героев из пластилина. 3-я группа: выполните рисунок гуашью. Выставка работ | – Через рисунок, музыку, стихи, рассказы. Работают в группах под музыку | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
VI. Итог урока. Рефлексия | – Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник сказок – и в путь! – Понравилось ли вам путешествие по сказкам? – Зачем нам нужны сказки? Чему они учат? – Чему же научили вас сказочные герои? – Сказки живут на земле, их читают не только дети, они созданы, чтобы их перечитывали, помнили и учились у героев, добрые дела которых остаются навсегда в памяти и говорят нам, как правильно поступать. Сказки учат уму и добру, В сказках много героев чудесных. Добрых дел, мудрых и интересных. И поверьте, что именно там Мы становимся лучше и старше. Мы плывем по волшебным волнам, По страницам любимых книг наших. Сказка-путешествие прощается с вами. Но вы, ребята, должны помнить слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». – Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата? – Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем на предыдущих? – Как вы оцениваете в целом работу класса на уроке? | – Сказки учат быть умными и доб-рыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых. – Общаться, прислушиваться к мнению других, доказывать свое мнение, коллективно работать, бережно обращаться с книгами. Осуществляют самооценку | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |
Домашнее задание | Сочинить сказку о животных | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |