Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Какой сейчас урок? – Проверим готовность. – Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? – Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожалуйста, пожелайте друг другу удачи. | – Урок литературного чтения. – Хорошее. Дети улыбаются | Владеют навыками самоорганизации: организация рабочего места, настрой на урок |
II. Постановка учебной задачи | – Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Семья и я». – Предположите, о чем или о ком мы будем говорить сегодня на уроке. – Что такое семья? – Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Какого жанра? – Правильно. Ведь самое главное для каждого чело- века – это семья. Читает стихотворение. (См. ресурсный материал.) – Какое первое слово обычно произносит ребенок? Какое слово самое теплое, самое родное, самое нежное? – Конечно же, это слово – мама. Вспомните, когда вам страшно или больно, кого вы обычно зовете? А почему? – Потому что вы уверены, что мама первой придет к вам на помощь. Пожалеет, приласкает, посоветует. Мама все сделает для вас. А как дети должны относиться к своим мамам? От чистого сердца Простыми с словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме! – А что значит толковать? – В словосочетании потолковать о маме замените слово потолкуем | – Мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры. – О родственных взаимоотношениях. Стихи, рассказы, сказки о семье. – Мама. – Поговорим, побеседуем, что-то поймем о маме | Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
III. Работа по теме урока. 1. Прогнозирование содержания текста | – Много рассказов, сказок, стихов написано о маме. Сегодня вы познакомитесь с произведением Льва Николаевича Толстого «Лучше всех». – Кто автор? – Рассмотрите портрет | |
2. Рассказ учителя о Л. Толстом | – Что вы знаете о Л. Толстом? (См. ресурсный материал.) – Для чего нам нужно прочитать текст? | Отвечают на вопросы. |
3. Чтение были учителем | Читает произведение | Внимательно слушают |
4. Работа над содержанием. | – О чем произведение? – Как автор передал тревогу девочки? – Как девочка ответила людям? Прочитайте, передавая чувства девочки. – Назовите жанр произведения. – Что такое быль? | – Удивленно, убежденно, расте- рянно. – Быль. – Быль – это рассказ о действительном событии, происшествии |
5. Моделирование обложки | – Составьте модель обложки этого произведения | Моделируют обложку |
Физкультминутка-игра | Кто пришел ко мне с утра? Кто сказал вставать пора? Кашу кто успел сварить? Чаю в чашку мне налить? Кто косички мне заплел? Целый дом один подмел? | Кто меня поцеловал? Кто ребячий любит смех? Кто на свете лучше всех? | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
6. Деление текста на части | – Разделите текст на части. 1-я часть – узнаем, что девочка потерялась; 2-я часть – узнаем, как ведет себя девочка; 3-я часть – узнаем, что говорит девочка | Делят текст на три части. Зачитывают по частям | Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
7. Беседа по содержанию | – Как чувствовала себя девочка? Докажите словами из текста. Найдите и подчеркните слова, передающие состояние девочки. – Как ответила девочка, когда ее спросили о маме? – Можно ли по такому описанию найти маму? – Если бы вам пришлось описывать маму, как бы вы это сделали? | |
8. Выразительное чтение текста | | Выразительно читают |
9. Подбор эпитетов (работа по группам) | 1-я группа. У мамочки глаза – … 2-я группа. Волосы у мамы – … 3-я группа. Мамины руки – … 4-я группа. Улыбка у мамы – … | По одному человеку из группы читают у доски |
10. Работа с пословицами | – Русский народ создал в честь мам много пословиц. Найдите среди предложенных пословицы о маме: • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. • Тот не ошибается, кто ничего не делает. • Нет милее дружка, чем родная матушка. • При солнышке тепло, при матушке добро. • Птица рада весне, а младенец – матери. • У ребенка заболит пальчик, а у матери – сердце. • Поспешишь – людей насмешишь. • Слепой щенок и тот к матери ползет. – У меня в запасе есть еще пословица. О чем она? • Мать и высоко подымает, да не больно опустит руку | – Мама не причинит своему ребенку вреда |
11. Игра «Собери пословицы» | Лучше матери … Без матушке родной и … Сердце матери греет … | лучше солнца друга не сыщешь. цветы не цветно цветут. | – Как вы понимаете их смысл? | – Мама всегда поможет, выручит в любой беде, она лучший друг. Когда мамы нет, мы скучаем и нам все не в радость |
IV. Итог урока. Рефлексия | – С чего начался наш урок? – Что успели сделать на уроке? – Кому пригодятся знания, полученные сегодня на уроке? – Где вы можете их использовать? – Что больше всего запомнилось? – Что показалось трудным? – Удалось ли вам сохранить хорошее настроение? | Отвечают на вопросы учителя | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения |
Домашнее задание | Выразительно прочитать были. Подобрать пословицы о семье. Выучить наизусть стихотворение о маме (по желанию). Нарисовать портрет мамы | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |
Родился 28 августа 1828 года, в раннем возрасте остался без родителей, начал обучение сначала дома, вместе с домашними учителями, а затем в Казанском университете. Вскоре, однако, был вынужден оставить учебу, предпочтя самостоятельное познание наук в своем родовом поместье – Ясной Поляне.
Попытка в дальнейшем устроить светскую жизнь ему не удалась, поэтому он решил отдать себя на некоторое время служению Отечеству. Он отправился на Кавказ, а затем в составе действующей армии оборонял Севастополь во время Крымской войны. Военная служба не охладила его пыл к сочинительству, поэтому один за другим издаются его рассказы и первая повесть, которой он дал название «Детство».
Критический склад ума писателя и желание улучшить жизнь крестьянства помогли ему создать и развивать собственную методику обучения. В Ясной Поляне он основал школу для детей крестьян и учил их всем житейским и научным премудростям.
Отец 13 детей, Лев Толстой умудрялся совмещать родительское попечительство, управление имением и литературные поиски. Вышедшие из-под его пера романы «Война и мир» и «Анна Каренина» прославили писателя и всю русскую литературу на весь мир.