СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 83. Л. ТОЛСТОЙ «ЛУЧШЕ ВСЕХ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: способствовать формированию представления о понятии быль, обогащению читательского опыта; создавать условия для обучения краткой характеристике героев произведений, сравнению были с рассказом, отработки навыка выразительного чтения; содействовать воспитанию нравственных чувств

Просмотр содержимого документа
«Урок 83. Л. ТОЛСТОЙ «ЛУЧШЕ ВСЕХ».»

Урок 83. Л. Толстой «Лучше всех»

Тип урока: вхождение в тему

Педагогические задачи: способствовать формированию представления о понятии быль, обогащению читательского опыта; создавать условия для обучения краткой характеристике героев произведений, сравнению были с рассказом, отработки навыка выразительного чтения; содействовать воспитанию нравственных чувств

Планируемые результаты

Предметные: определяют понятие быль; ориентируются в тексте, определяют его основную мысль; пользуются средствами речевой выразительности

Метапредметные:

познавательные: овладевают приемами понимания произведения; строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют анализ; используют простые речевые средства для решения задач;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; адекватно воспринимают оценку учителя;

коммуникативные: осуществляют взаимодействие с окружающими; проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: выражают этические чувства (стыд, вина, совесть) на основе анализа простых ситуаций; проявляют интерес к учебному материалу

Образовательные ресурсы: модели обложек, портрет Л. Толстого


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Какой сейчас урок?

– Проверим готовность.

– Какое нужно настроение, чтобы урок получился
удачным?

– Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожалуйста, пожелайте друг другу удачи.

– Урок литературного чтения.


– Хорошее.


Дети улыбаются

Владеют навыками самоорганизации: организация рабочего места, настрой на урок

II. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Семья и я».

– Предположите, о чем или о ком мы будем говорить сегодня на уроке.

– Что такое семья?


– Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Какого жанра?

– Правильно. Ведь самое главное для каждого чело-
века – это семья.

Читает стихотворение. (См. ресурсный материал.)

– Какое первое слово обычно произносит ребенок? Какое слово самое теплое, самое родное, самое нежное?

– Конечно же, это слово – мама. Вспомните, когда вам страшно или больно, кого вы обычно зовете? А почему?

– Потому что вы уверены, что мама первой придет
к вам на помощь. Пожалеет, приласкает, посоветует.
Мама все сделает для вас. А как дети должны относиться к своим мамам?

От чистого сердца

Простыми с словами

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме!

– А что значит толковать?


– В словосочетании потолковать о маме замените слово потолкуем





– Мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры.

– О родственных взаимоотношениях. Стихи, рассказы, сказки о семье.




– Мама.












– Поговорим, побеседуем, что-то поймем о маме

Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оформлять свою мысль
в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

III. Работа
по теме урока.

1. Прогнозирование содержания текста

– Много рассказов, сказок, стихов написано о маме.
Сегодня вы познакомитесь с произведением Льва Николаевича Толстого «Лучше всех».

– Кто автор?

– Рассмотрите портрет


2. Рассказ
учителя
о Л. Толстом

– Что вы знаете о Л. Толстом?

(См. ресурсный материал.)

– Для чего нам нужно прочитать текст?

Отвечают на вопросы.


3. Чтение были учителем

Читает произведение

Внимательно слушают

4. Работа над содержанием.

– О чем произведение?

– Как автор передал тревогу девочки?

– Как девочка ответила людям? Прочитайте, передавая чувства девочки.

– Назовите жанр произведения.

– Что такое быль?



– Удивленно, убежденно, расте-
рянно.

– Быль.

– Быль – это рассказ о действительном событии, происшествии

5. Моделирование обложки

– Составьте модель обложки этого произведения

Моделируют обложку

Физкультминутка-игра

Кто пришел ко мне с утра?

Кто сказал вставать пора?

Кашу кто успел сварить?

Чаю в чашку мне налить?

Кто косички мне заплел?

Целый дом один подмел?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

6. Деление текста на части

– Разделите текст на части.

1-я часть – узнаем, что девочка потерялась;

2-я часть – узнаем, как ведет себя девочка;

3-я часть – узнаем, что говорит девочка

Делят текст на три части.



Зачитывают по частям

Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

7. Беседа по содержанию

– Как чувствовала себя девочка? Докажите словами из текста. Найдите и подчеркните слова, передающие состояние девочки. 

– Как ответила девочка, когда ее спросили о маме?

– Можно ли по такому описанию найти маму?

– Если бы вам пришлось описывать маму, как бы вы это сделали? 


8. Выразительное чтение
текста


Выразительно читают

9. Подбор эпитетов (работа
по группам)

1-я группа. У мамочки глаза – …

2-я группа. Волосы у мамы – …

3-я группа. Мамины руки – …

4-я группа. Улыбка у мамы – …

По одному человеку из группы читают у доски

10. Работа с пословицами

– Русский народ создал в честь мам много пословиц. Найдите среди предложенных пословицы о маме: 

• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 

• Тот не ошибается, кто ничего не делает. 

• Нет милее дружка, чем родная матушка. 

• При солнышке тепло, при матушке добро. 

• Птица рада весне, а младенец – матери. 

• У ребенка заболит пальчик, а у матери – сердце. 

• Поспешишь – людей насмешишь. 

• Слепой щенок и тот к матери ползет. 

– У меня в запасе есть еще пословица. О чем она?

• Мать и высоко подымает, да не больно опустит руку












– Мама не причинит своему ребенку вреда

11. Игра «Собери пословицы»

Лучше матери …

Без матушке родной и …

Сердце матери греет …

лучше солнца

друга не сыщешь.

цветы не цветно цветут.

– Как вы понимаете их смысл?

– Мама всегда поможет, выручит
в любой беде, она лучший друг.
Когда мамы нет, мы скучаем и нам все не в радость

IV. Итог урока. Рефлексия

– С чего начался наш урок?

– Что успели сделать на уроке?

– Кому пригодятся знания, полученные сегодня
на уроке?

– Где вы можете их использовать? 

– Что больше всего запомнилось?

– Что показалось трудным?

– Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?

Отвечают на вопросы учителя


Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения

Домашнее

задание

Выразительно прочитать были. Подобрать пословицы о семье. Выучить наизусть стихотворение о маме (по желанию). Нарисовать портрет мамы

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще усвоить


Ресурсный материал

Стихотворение

На свете чудо есть – семья.

Семь драгоценных, светлых я.

Они, как ноток семь, дружны,

И все красивы и важны.

Три нотки – папа, мама, я.

Еще одна – сестра моя.

Еще две – бабушка и дед,

Седьмой лишь нотки с нами нет.

«Гав-гав!» – да во дворе она.

Всем нотка хорошо слышна?

Она ведь звонче всех звучит,

На месте нотка не сидит.

В семье семь ноток – семь цветов,

Семь драгоценных голосов,

Семь струн, звучащих, как одна,

И каждая из них важна.

Рассказ учителя о Л. Н. Толстом

Родился 28 августа 1828 года, в раннем возрасте остался без родителей, начал обучение сначала дома, вместе с домашними учителями, а затем в Казанском университете. Вскоре, однако, был вынужден оставить учебу, предпочтя самостоятельное познание наук в своем родовом поместье – Ясной Поляне.

Попытка в дальнейшем устроить светскую жизнь ему не удалась, поэтому он решил отдать себя на некоторое время служению Отечеству. Он отправился на Кавказ, а затем в составе действующей армии оборонял Севастополь во время Крымской войны. Военная служба не охладила его пыл к сочинительству, поэтому один за другим издаются его рассказы и первая повесть, которой он дал название «Детство».

Критический склад ума писателя и желание улучшить жизнь крестьянства помогли ему создать и развивать собственную методику обучения. В Ясной Поляне он основал школу для детей крестьян и учил их всем житейским и научным премудростям.

Отец 13 детей, Лев Толстой умудрялся совмещать родительское попечительство, управление имением и литературные поиски. Вышедшие из-под его пера романы «Война и мир» и «Анна Каренина» прославили писателя и всю русскую литературу на весь мир.