СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 87. А. МАЙКОВ «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ». ПОСЛОВИЦЫ.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для обучения сравнению народных и авторских колыбельных песен; способствовать развитию навыков выразительного чтения, речи, умения употреблять в самостоятельных работах и устной речи слова мамочка, сестричкасынок и т. д., мышления, памяти, внимания; содействовать воспитанию любви к матери, уважения к старшим.

Просмотр содержимого документа
«Урок 87. А. МАЙКОВ «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ». ПОСЛОВИЦЫ.»

Урок 87. А. Майков «Колыбельная песня». Пословицы

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для обучения сравнению народных и авторских колыбельных песен; способствовать развитию навыков выразительного чтения, речи, умения употреблять в самостоятельных работах и устной речи слова мамочка, сестричка,
сынок и т. д., мышления, памяти, внимания; содействовать воспитанию любви к матери, уважения к старшим

Планируемые результаты

Предметные: понимают и объясняют смысл пословиц; сравнивают народные и авторские колыбельные песни

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие;

коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению

Личностные: осознают роль языка и речи в жизни людей

Образовательные ресурсы: иллюстрации к тексту; пословицы о семье, матери; песня «Родительский дом» (муз. В. Шаинского,
сл. М. Рябинина)


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала
урока

Долгожданный дан звонок, начинается урок

Вот книжки на столе, а вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки

И недосуг дуть на корабль бумажный

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы продолжим работу над темой «Семья
и я».

Звучит музыка «Родительский дом».

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

– Самое дорогое для человека – его семья. Отношениям
в семье посвящено много сказок, рассказов, стихов и других произведений. Семья! Какое красивое слово! Как греет душу это слово? Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок

Принимают и сохраняют учебную задачу

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Устанавливают значение результатов своей деятельности

III. Проверка домашнего

задания

– Вспомните домашнее задание.


– Какое чувство вызывает этот рассказ?

– Читать, пересказывать рассказ
С. Аксакова «Моя сестра».

Читают, подробно пересказывают рассказ С. Аксакова «Моя
сестра»

IV. Работа над произведением А. Майкова «Колыбельная песня».

1. Рассказ
учителя






– Кто сочиняет народные колыбельные песни?

– Авторские?






– Народ.

– Поэты

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Устанавливают значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей.

Проявляют чувство сопереживания героям.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

2. Чтение колыбельной песни обучающимися вслух

Рассказывает о значении колыбельных песен для ребенка, А. Майкове.

Колыбельные песни входят в нашу жизнь с первым словом матери. Они наполнены любовью. Эти песни спокойные, добрые и похожи на сказки. Младенец слушает ласковый голос мамы и засыпает. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные теплые интонации голоса матери, ласковое обращение. Колыбельные песни – первые мелодии, которые слышит человек. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих его предметах, животных, птицах. Колыбельные песни учат добру. Но больше всего действует на ребенка сама материнская нежность, любовь, которая чувствуется в каждом слове,
в каждом звуке.

Русский поэт XIX века Аполлон Николаевич Майков слышал колыбельные и сочинил свой вариант. Она превратилась в волшебную сказку: могучие силы природы (ветер, солнце) становятся ручными существами и, как добрые помощники, приходят в дом к человеку

Внимательно слушают.

Читают

3. Беседа

– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

– Похоже ли оно на сказку? Чем?

– Покой, умиротворение

4. Словарная
работа

Али – или.

Воевал – доставал, добывал


5. Обобщающая беседа

– Подумайте, почему поэт выбрал заголовок «Колыбельная песня».

– Кто поет эту песню?

– Как нужно читать это стихотворение? Почему?

– Перечитайте медленно, четко, старайтесь представить себе то, о чем читаете. Определите свое отношение к событиям, героям.

– Рассмотрите иллюстрации к стихотворению, найдите
в тексте строки, которые относятся к этим иллюстрациям



– Мама, бабушка.

– Нежно, тихо, напевно

6. Чтение
по ролям

– Прочитайте диалог матери и ветра


Физкультминутка

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можешь хлопнуть за спиной!

Хлопайте перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест-накрест руки сложим

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

V. Работа над пословицами

– У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки... На Руси сложено много пословиц и поговорок о семье... Давайте их вспомним.

– На доске написаны пословицы. Соберите их.

Яблоко от яблони…

В гостях хорошо…

Где любовь и совет…

Вся семья вместе…

На что и клад…

Не красна изба углами…

В семье любовь да совет…

а красна пирогами.

так и душа на месте.

а дома лучше.

так и нужды нет.

там и горя нет.

коли в семье лад.

недалеко падает.

– Поиграем в игру «Встаньте все те, у кого…»:

• есть старший брат;

• есть младшая сестра;

• бабушка и дедушка живут в деревне; 

• бабушка и дедушка живут в городе;

• дальние родственники живут в России;

• бабушка и дедушка живут вместе с вами;

• есть двоюродный брат;

• есть двоюродная сестра; 

– Ну, вот мы вспомнили своих близких и дальних родственников. 

А теперь мы поговорим о взаимоотношениях в семье.

– Прочитайте пословицу.

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

– Как вы понимаете ее смысл?

– Какие пословицы о семье вы знаете?




– Конечно ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди – семья. Нам хорошо в доме, уютно, спокойно, также как в стихотворении «Моя семья». (См. ресурсный материал.)

Внимательно слушают.






Собирают пословицы.








Играют, выполняя условия игры.















• В семье и каша гуще.

• На что и клад, коли в семье лад.

• Семья в куче – не страшна
и туча.



Внимательно слушают стихотворение о семье

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы

VI. Итог урока. Рефлексия

– С чем познакомились сегодня на уроке?

– Что вам запомнилось?

– Чему учились на уроке?

– Какие задания показались интересными?

– Что узнали нового?

– Что получилось?

– Колыбельная поэзия всякий раз возвращает слушателя
к его малой родине: к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней своей питала и питает человека.

И я надеюсь, что и вы будете петь своим братьям и сестренкам, а затем и своим детям колыбельные песни

Отвечают на поставленные
вопросы, слушают ответы одно-классников

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Адекватно реагируют
на трудности

Домашнее

задание

Выразительно прочитать «Колыбельную песню», выполнить задание 4 (с. 76)

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации)


Ресурсный материал

Моя семья

Хорошо спокойно в доме: 

Вместе вся моя семья. 

О веселом, добром гноме 

Слышу снова сказку я. 

Ее мама мне читает, 

Может быть, сто первый раз 

Сердце бьется, сердце тает: 

«Что случится там сейчас?» 

Шелестит мой дед газетой. 

Папа смотрит свой футбол. 

Не пойму: иль здесь, иль где-то, 

Слышно радостное: «Гол!» 

В кресле, спицами играя,

Чудо бабушка творит.

Во дворе собака лает, 

Кот у ног моих лежит. 

Я сижу, шалить не смею: 

Так тепло, уютно мне. 

Зайчик солнечный несмело 

Притаился на стене.

Т. Щигрова