СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 88. Л. ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ». И. ПАНЬКИН «ЛЕГЕНДА О МАТЕРЯХ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением Л. Толстого, обучения нахождению главной мысли в тексте; способствовать формированию навыков работы с текстом, умения различать жанры, логического мышления, техники чтения и речи, воображения; содействовать воспитанию уважения и сострадания к пожилым людям, родителям, любви к культуре и традициям родного края.

Просмотр содержимого документа
«Урок 88. Л. ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ». И. ПАНЬКИН «ЛЕГЕНДА О МАТЕРЯХ».»

Урок 88. Л. Толстой «Отец и сыновья».
И. Панькин «Легенда о матерях» (
дополнительное чтение)

Тип урока: изучение нового материала, урок-слушание

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением Л. Толстого, обучения нахождению главной мысли в тексте; способствовать формированию навыков работы с текстом, умения различать жанры, логического мышления, техники чтения и речи, воображения; содействовать воспитанию уважения и сострадания к пожилым людям, родителям, любви к культуре и традициям родного края

Планируемые результаты

Предметные: ориентируются в тексте, определяют его основную мысль; пользуются средствами речевой выразительности

Метапредметные:

познавательные: овладевают приемами понимания произведения; строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; адекватно воспринимают оценку учителя;

коммуникативные: планируют учебное сотрудничество

Личностные: приобретают первичные навыки оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

Образовательные ресурсы: портрет, выставка книг Л. Толстого; таблицы с пословицами, карточка с определением притчи, аудиозапись песни «Родительский дом» (муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина)


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Доброе утро, ребята!

– Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом. Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Вдохните еще раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Подготовка к изучению нового материала

Звучит песня «Родительский дом».

– О ком эта песня?

– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

– Правильно, сегодня мы поговорим о семье. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о семье, о семейной жизни.
Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья».

– Прочитайте пословицу: «На что и клад, коли в семье лад»



– О родителях, семье.

Формулируют цели урока

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний

1. Словарная работа

Лад – согласие, мир

Объясняют значение слова


2. Работа
с послови-
цами

– Какие пословицы подходят к теме «Семья»?

• Нет друга – ищи, а нашел – береги.

• Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

• Своя семья – самые верные друзья.

• Сердце матери лучше солнца греет.

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• На что и клад, коли в семье лад.

• Птица сильна крыльями, а человек дружбой

Анализируют пословицы


III. Постановка учебной задачи

– Во все времена человечество интересовали вопросы: что такое добро и зло, где истина, а где ложь? Почему люди не живут в мире и согласии? Как сделать так, чтобы все жили дружно?

– И сегодня мы вместе с Л. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы с помощью произведения «Отец
и сыновья».

– Что вы знаете о Л. Толстом?

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы



Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

IV. Работа
по теме
урока.

1. Сообщение обучающихся
о Л. Толстом






Читают подготовленные обучающиеся. (См. ресурсный мате-
риал.)

Осуществляют взаимный контроль и оказывают
в сотрудничестве необхо-димую взаимопомощь
партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

2. Первичное чтение произведения

Читает произведение Л. Толстого «Отец и сыновья»

Внимательно слушают

3. Беседа

– О чем это произведение?

– Над чем надо задуматься?

– Чему учит произведение?


– К какому жанру относится это произведение?

– Что такое басня?

– В литературе есть еще один жанр, который имеет признаки, схожие с басней. Этот жанр называется притча.



На доске карточка с определением:

Притча – поучение в примерах. (В. Даль.)

Притча – так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме.

– Чем отличается басня от притчи?

Отвечают на вопросы.


– О том, что надо всегда жить
в мире и согласии.

– Басня.

– Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы, обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.

Физкультминутка

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгали
глазками.)

Посмотрите все в окно,

(Влево, вправо.)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

А теперь мы их откроем...

И тихо сядем на свои места

(Ладошками.)


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

4. Беседа
по вопросам

– Какова мораль басни?

– В каких предложениях она заключена? Прочитайте.

– Представьте, что история, которую рассказал Л. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы вы повели себя
в этой ситуации?

Отвечают на вопросы

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний

5. Чтение
с останов-
ками

Чтение эпизода об отце и сыновьях.

– Что отец часто говорил сыновьям?

– Объясните, почему сыновья ссорились.

– Что отец сказал сыновьям?

– Что попросил сделать?

– Объясните, почему сыновья не смогли сломать веник.

– Что тогда сказал отец?

– Объясните, почему сыновья легко переломали прутья?

Выполняют задания, отвечают
на вопросы

6. Работа
по рисунку

– Найдите и зачитайте слова из текста, которые подходят к рисунку.

– Прочитайте слова, в которых заключена основная мысль рассказа.

«Что нужно для счастья? – спрашивал Л. Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.

Пусть ваши семьи всегда согревают только теплые лучи солнца, пусть в них будет всегда согласие и любовь

Выполняют задание

V. Итог
урока. Рефлексия

– С каким произведением познакомились?

– Чему научились на уроке?

Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на поставленные
вопросы, слушают ответы одно-классников

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее

задание

– Напишите свою басню об отце и сыновьях; составьте рассказ, который начинается или заканчивается одной
из пословиц

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)


Ресурсный материал

Сообщения учащихся

Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.

Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие.

Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду. Но когда мальчику было три года – умерла его мать, а в девять он потерял отца. Воспитанием будущего писателя занялась тетушка.

Учился юноша в Тульской гимназии, потом в университете в городе Казани. Не окончив университета, поступил на военную службу. Три года служил на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму, в то время как там шла война. Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем.

Писать он начал в двадцать два года и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание – литература.

В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже известным писателем. Здесь он создал почти все свои произведения.

Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. В летние месяцы целыми днями пропадал он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках.