Тип урока: изучение нового материала, урок-слушание |
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением Л. Толстого, обучения нахождению главной мысли в тексте; способствовать формированию навыков работы с текстом, умения различать жанры, логического мышления, техники чтения и речи, воображения; содействовать воспитанию уважения и сострадания к пожилым людям, родителям, любви к культуре и традициям родного края |
Планируемые результаты |
Предметные: ориентируются в тексте, определяют его основную мысль; пользуются средствами речевой выразительности | Метапредметные: познавательные: овладевают приемами понимания произведения; строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; адекватно воспринимают оценку учителя; коммуникативные: планируют учебное сотрудничество | Личностные: приобретают первичные навыки оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности |
Образовательные ресурсы: портрет, выставка книг Л. Толстого; таблицы с пословицами, карточка с определением притчи, аудиозапись песни «Родительский дом» (муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина) |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Доброе утро, ребята! – Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом. Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Вдохните еще раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Подготовка к изучению нового материала | Звучит песня «Родительский дом». – О ком эта песня? – Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? – Правильно, сегодня мы поговорим о семье. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о семье, о семейной жизни. Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья». – Прочитайте пословицу: «На что и клад, коли в семье лад» | – О родителях, семье. Формулируют цели урока | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
1. Словарная работа | – Лад – согласие, мир | Объясняют значение слова | |
2. Работа с послови- цами | – Какие пословицы подходят к теме «Семья»? • Нет друга – ищи, а нашел – береги. • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. • Своя семья – самые верные друзья. • Сердце матери лучше солнца греет. • Вся семья вместе, так и душа на месте. • На что и клад, коли в семье лад. • Птица сильна крыльями, а человек дружбой | Анализируют пословицы | |
III. Постановка учебной задачи | – Во все времена человечество интересовали вопросы: что такое добро и зло, где истина, а где ложь? Почему люди не живут в мире и согласии? Как сделать так, чтобы все жили дружно? – И сегодня мы вместе с Л. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы с помощью произведения «Отец и сыновья». – Что вы знаете о Л. Толстом? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
IV. Работа по теме урока. 1. Сообщение обучающихся о Л. Толстом | | Читают подготовленные обучающиеся. (См. ресурсный мате- риал.) | Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необхо-димую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
2. Первичное чтение произведения | Читает произведение Л. Толстого «Отец и сыновья» | Внимательно слушают |
3. Беседа | – О чем это произведение? – Над чем надо задуматься? – Чему учит произведение? – К какому жанру относится это произведение? – Что такое басня? – В литературе есть еще один жанр, который имеет признаки, схожие с басней. Этот жанр называется притча. На доске карточка с определением: Притча – поучение в примерах. (В. Даль.) Притча – так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. – Чем отличается басня от притчи? | Отвечают на вопросы. – О том, что надо всегда жить в мире и согласии. – Басня. – Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы, обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет. |
Физкультминутка | Ах, как долго мы читали, Глазки у ребят устали. | (Поморгали глазками.) | Посмотрите все в окно, | (Влево, вправо.) | Ах, как солнце высоко. | (Посмотреть вверх.) | Мы глаза сейчас закроем, А теперь мы их откроем... И тихо сядем на свои места | (Ладошками.) | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
4. Беседа по вопросам | – Какова мораль басни? – В каких предложениях она заключена? Прочитайте. – Представьте, что история, которую рассказал Л. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы вы повели себя в этой ситуации? | Отвечают на вопросы | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
5. Чтение с останов- ками | Чтение эпизода об отце и сыновьях. – Что отец часто говорил сыновьям? – Объясните, почему сыновья ссорились. – Что отец сказал сыновьям? – Что попросил сделать? – Объясните, почему сыновья не смогли сломать веник. – Что тогда сказал отец? – Объясните, почему сыновья легко переломали прутья? | Выполняют задания, отвечают на вопросы |
6. Работа по рисунку | – Найдите и зачитайте слова из текста, которые подходят к рисунку. – Прочитайте слова, в которых заключена основная мысль рассказа. «Что нужно для счастья? – спрашивал Л. Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь. Пусть ваши семьи всегда согревают только теплые лучи солнца, пусть в них будет всегда согласие и любовь | Выполняют задание |
V. Итог урока. Рефлексия | – С каким произведением познакомились? – Чему научились на уроке? Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! – Как оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одно-классников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | – Напишите свою басню об отце и сыновьях; составьте рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) |
Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.
Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие.
Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду. Но когда мальчику было три года – умерла его мать, а в девять он потерял отца. Воспитанием будущего писателя занялась тетушка.
Учился юноша в Тульской гимназии, потом в университете в городе Казани. Не окончив университета, поступил на военную службу. Три года служил на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму, в то время как там шла война. Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем.
Писать он начал в двадцать два года и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание – литература.
В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже известным писателем. Здесь он создал почти все свои произведения.
Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. В летние месяцы целыми днями пропадал он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках.