Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Разрешите начать мне урок. Я хочу, чтобы был он вам впрок. Предлагаю я вам размышлять, Доказывать, спорить и представлять. | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Проверка домашнего задания | – Что было задано на дом? – Какие басни у вас получились? | Читают басни | Умеют оформлять свою мысль в устной речи |
III. Актуализация знаний | Тест 1. Автор произведения «Отец и сыновья»: а) Е. Чарушин; б) Л. Толстой; в) А. Пушкин. 2. Произведение «Отец и сыновья» относится к жанру: а) рассказ; б) басня; в) сказка. 3. Смысл произведения можно объяснить пословицей: а) дружба в делах помощница; б) для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей; в) без труда не вытащишь и рыбку из пруда | Выполняют задания теста | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
IV. Постановка учебной задачи | – Сегодня мы познакомимся с творчеством Алексея Николаевича Плещеева (показывает портрет писателя). – Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? – Что вы знаете об этом поэте? (См. ресурсный материал.) | – Вспомнить творчество и биографию поэта, научиться выразительно читать, понять главную мысль стихотворения, проанализировать | Устанавливают причинно-следственные связи, структурируют знания. Проявляют инициативность и самостоятельность. Осуществляют контроль и коррекцию знаний. Проявляют эмоционально-нравственную отзывчивость |
V. Работа по теме урока. 1. Рассказ учителя об А. Пле- щееве | – Рассмотрите портрет поэта. – Что можно сказать о нем? – Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь | Внимательно слушают |
2. Работа над произведением А. Плещеева. 1) Прогнозирование содержания | – Стихотворение, которое мы будем читать, называется «Старик». – О чем (о ком) оно? | Отвечают на вопросы |
2) Чтение учи- теля | – Чем необычно это произведение? – Назовите собеседников | – Написано в форме диалога. – Дедушка и внук |
3) Словарная работа | – Прежде чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов. Посулил – пообещал. Срок – время | |
4) Чтение стихо-творения детьми | – У кого из вас есть дедушка? Опишите его | Отвечают на вопрос |
Физкультми-нутка | Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы, Вправо-влево, влево-вправо Клонятся цветы и травы. | (Наклоны в стороны.) | А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте. | (Прыжки.) | Выше! Веселей! Вот так! Переходим все на шаг. | (Ходьба на месте.) | Руки ставим перед грудью, Рывки руками делать будем. | (Руки перед грудью, рывки руками.) | Вот и кончилась игра, За учебу нам пора | (Дети садятся за парты.) | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
3. Работа над произведением Л. Воронковой. 1) Чтение произведения | – Отгадайте загадку: Ты утром откроешь глазки, Увидишь ее лицо, Улыбку, нежность и ласку... Она нам дарит тепло. | Тебя она поцелует, Погладит мягкой рукой. И тихо шепнет: «С добрым утром, Котенок мой дорогой!» | – Почему мы будем говорить о маме? – Мама – это особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами и сопровождает всю жизнь. Каждая мама несет в своем сердце материнскую любовь. – Что для вас значит слово мама? – У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные маме. Прочитайте отрывок из рассказа З. Воскресенской «Мама». | – Мама. Отвечают на вопросы. – Самое прекрасное слово на свете. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно | Устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют структурирование знаний. Проявляют инициативность и самостоятельность. Осуществляют контроль и коррекцию знаний. Адекватно реагируют на трудности. Проявляют эмоционально-нравственную отзывчивость |
2) Беседа. | – Почему это слово самое прекрасное на свете? – Почему каждому человеку нужна любовь матери? – Какой праздник мы отмечаем в марте? – Кто из вас поздравлял маму? | – Мама – самый близкий человек. Отвечают на вопросы |
3) Работа по учебнику (с. 74) | – Назовите автора и заглавие произведения | |
4) Рассказ учителя о Л. Ворон- ковой | Рассказывает о Л. Воронковой. Любовь Федоровна Воронкова родилась в Москве, но семья переселилась в подмосковную деревушку. Там, в деревне, у девочки выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду, открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям. Воронкова много ездила по стране, работая журналисткой | Внимательно слушают |
5) Самостоятельное чтение рассказа | | Читают самостоятельно |
6) Беседа | – Что вы прочитали? – Какое чувство вызвал этот рассказ? – Почему так назван рассказ? – О каком подарке идет речь? – Прочитайте описание вербы. С чем она сравнивается? | – Приятное, радостное. Девочка поздравила родных, принесла им радость. – О вербе |
7) Деление текста на части и составление плана | – Разделите текст на части. Озаглавьте каждую часть. Примерный план 1. За вербой. 2. Подарки бабушке и маме. 3. Благодарность родных | Работают над составлением плана |
VI. Итог урока. Рефлексия | – С какими произведениями мы познакомились? – Достигли поставленной в начале урока цели? – Что вы узнали на уроке? – Что у вас особенно получилось? | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одно-классников | Умеют проводить само-оценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | Выучить стихотворение А. Плещеева «Старик»; выразительно читать рассказ | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество) |
Это русский писатель, поэт, переводчик. В 1846 году первый же сборник стихов сделал его знаменитым. В 1849 году он был арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провел на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, стал критиком, издателем. Многие произведения поэта (особенно стихи для детей) считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.
Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825 в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых. Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов.
Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1832 году воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна. До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками. Затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, переехав в Петербург. Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул школу гвардейских прапорщиков и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева.
Постепенно у Плещеева появились знакомства в литературных кругах. Свою самую первую подборку стихотворений Плещеев направил Плетнёву, ректору Петербургского университета и издателю журнала «Современник».
Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни». Поэт принимал активное участие в издательском деле, именно в русле развития детской литературы. В 1861 году совместно с Ф. Н. Бергом он издал сборник-хрестоматию «Детская книжка», в 1873 (с Н. А. Александровым) – сборник произведений для детского чтения «На праздник».
Для детских стихов Плещеева характерны стремление к жизненности и простоте; они наполнены свободными разговорными интонациями и реальной образностью, сохраняя при этом общие настроения социального недовольства («Я у матушки выросла в холе…», «Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Старик», «Бабушка и внучек»).
Алексей Плещеев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря.