СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 89. А. ПЛЕЩЕЕВ «СТАРИК». Л. ВОРОНКОВА «КАТИН ПОДАРОК».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением А. Плещеева, понимания смысла стихотворения; способствовать развитию умений выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыков выразительного чтения, творческих способностей, формированию навыков словесного рисования, развитию и обогащению словарного запаса, памяти, речи, воображения и образного мышления; содействовать воспитанию художественного вкуса, любви к поэзии.

Просмотр содержимого документа
«Урок 89. А. ПЛЕЩЕЕВ «СТАРИК». Л. ВОРОНКОВА «КАТИН ПОДАРОК».»

Урок 89. А. Плещеев «Старик». Л. Воронкова «Катин подарок»

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением А. Плещеева, понимания смысла стихотворения; способствовать развитию умений выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыков выразительного чтения, творческих способностей, формированию навыков словесного рисования, развитию и обогащению словарного запаса, памяти, речи, воображения и образного мышления; содействовать воспитанию художественного вкуса, любви к поэзии

Планируемые результаты

Предметные: пользуются средствами речевой выразительности; подробно пересказывают текст-повествование; отвечают на вопросы по тексту

Метапредметные:

познавательные: овладевают приемами понимания произведения; строят речевые высказывания; осуществляют анализ, делают выводы;

регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы

Личностные: соотносят поступки и события с принятыми этическими принципами

Образовательные ресурсы: модели обложек, портрет А. Плещеева


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Разрешите начать мне урок.

Я хочу, чтобы был он вам впрок.

Предлагаю я вам размышлять,

Доказывать, спорить и представлять.

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Проверка
домашнего
задания

– Что было задано на дом?

– Какие басни у вас получились?

Читают басни

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

III. Актуализация знаний

Тест

1. Автор произведения «Отец и сыновья»:

а) Е. Чарушин; б) Л. Толстой; в) А. Пушкин.

2. Произведение «Отец и сыновья» относится к жанру:

а) рассказ; б) басня; в) сказка.

3. Смысл произведения можно объяснить пословицей:

а) дружба в делах помощница;

б) для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей;

в) без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Выполняют задания теста

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

IV. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы познакомимся с творчеством Алексея Николаевича Плещеева (показывает портрет писателя).

– Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

– Что вы знаете об этом поэте?

(См. ресурсный материал.)



– Вспомнить творчество и биографию поэта, научиться выразительно читать, понять главную мысль стихотворения, проанализировать

Устанавливают причинно-следственные связи, структурируют знания.

Проявляют инициативность и самостоятельность.

Осуществляют контроль
и коррекцию знаний.

Проявляют эмоционально-нравственную отзывчивость

V. Работа

по теме урока.

1. Рассказ учителя об А. Пле-
щееве



– Рассмотрите портрет поэта.

– Что можно сказать о нем?

– Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь



Внимательно слушают

2. Работа над произведением
А. Плещеева.

1) Прогнозирование содержания

– Стихотворение, которое мы будем читать, называется «Старик».

– О чем (о ком) оно?

Отвечают на вопросы

2) Чтение учи-
теля

– Чем необычно это произведение?

– Назовите собеседников

– Написано в форме диалога.

– Дедушка и внук

3) Словарная
работа

– Прежде чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов. 

Посулил – пообещал.

Срок – время


4) Чтение стихо-творения детьми

– У кого из вас есть дедушка? Опишите его

Отвечают на вопрос

Физкультми-нутка

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы,

Вправо-влево, влево-вправо

Клонятся цветы и травы.

(Наклоны в стороны.)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

(Прыжки.)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг.

(Ходьба на месте.)

Руки ставим перед грудью,

Рывки руками делать будем.

(Руки перед грудью,
рывки руками.)

Вот и кончилась игра,

За учебу нам пора

(Дети садятся
за парты.)


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

3. Работа над произведением
Л. Воронковой.

1) Чтение произведения

– Отгадайте загадку:

Ты утром откроешь глазки,

Увидишь ее лицо,

Улыбку, нежность и ласку...

Она нам дарит тепло.

Тебя она поцелует,

Погладит мягкой рукой.

И тихо шепнет:

«С добрым утром,

Котенок мой дорогой!»

– Почему мы будем говорить о маме?

– Мама – это особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами и сопровождает всю жизнь. Каждая мама несет в своем сердце материнскую любовь.

– Что для вас значит слово мама?

– У многих писателей и поэтов есть произведения,
посвященные маме. Прочитайте отрывок из рассказа
З. Воскресенской «Мама».






– Мама.

Отвечают на вопросы.




– Самое прекрасное слово
на свете. Это первое слово,
которое произносит человек,
и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно

Устанавливают причинно-следственные связи.

Осуществляют структурирование знаний.

Проявляют инициативность и самостоятельность.

Осуществляют контроль
и коррекцию знаний.

Адекватно реагируют
на трудности.

Проявляют эмоционально-нравственную отзывчивость

2) Беседа.

– Почему это слово самое прекрасное на свете?

– Почему каждому человеку нужна любовь матери?

– Какой праздник мы отмечаем в марте?

– Кто из вас поздравлял маму?

– Мама – самый близкий человек.

Отвечают на вопросы

3) Работа по учебнику (с. 74)

– Назовите автора и заглавие произведения


4) Рассказ учителя о Л. Ворон-
ковой

Рассказывает о Л. Воронковой.

Любовь Федоровна Воронкова родилась в Москве,
но семья переселилась в подмосковную деревушку. Там, в деревне, у девочки выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду, открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям. Воронкова много ездила по стране, работая журналисткой

Внимательно слушают

5) Самостоятельное чтение
рассказа


Читают самостоятельно

6) Беседа

– Что вы прочитали?

– Какое чувство вызвал этот рассказ?

– Почему так назван рассказ?

– О каком подарке идет речь?

– Прочитайте описание вербы. С чем она сравнивается?


– Приятное, радостное. Девочка поздравила родных, принесла им радость.

– О вербе

7) Деление текста на части
и составление плана

– Разделите текст на части. Озаглавьте каждую часть.

Примерный план

1. За вербой.

2. Подарки бабушке и маме.

3. Благодарность родных

Работают над составлением плана

VI. Итог урока. Рефлексия

– С какими произведениями мы познакомились?

– Достигли поставленной в начале урока цели?

– Что вы узнали на уроке?

– Что у вас особенно получилось?

Отвечают на поставленные
вопросы, слушают ответы одно-классников

Умеют проводить само-оценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее

задание

Выучить стихотворение А. Плещеева «Старик»; выразительно читать рассказ

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество)


Ресурсный материал

Рассказ учителя об А. Н. Плещеева

Это русский писатель, поэт, переводчик. В 1846 году первый же сборник стихов сделал его знаменитым. В 1849 году он был арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провел на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, стал критиком, издателем. Многие произведения поэта (особенно стихи для детей) считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.

Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825 в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых. Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов.

Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1832 году воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна. До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками. Затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, переехав в Петербург. Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул школу гвардейских прапорщиков и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева.

Постепенно у Плещеева появились знакомства в литературных кругах. Свою самую первую подборку стихотворений Плещеев направил Плетнёву, ректору Петербургского университета и издателю журнала «Современник».

Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни». Поэт принимал активное участие в издательском деле, именно в русле развития детской литературы. В 1861 году совместно с Ф. Н. Бергом он издал сборник-хрестоматию «Детская книжка», в 1873 (с Н. А. Александровым) – сборник произведений для детского чтения «На праздник».

Для детских стихов Плещеева характерны стремление к жизненности и простоте; они наполнены свободными разговорными интонациями и реальной образностью, сохраняя при этом общие настроения социального недовольства («Я у матушки выросла в холе…», «Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Старик», «Бабушка и внучек»).

Алексей Плещеев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря.