Музыка. 3 класс. Урок № 9. Тема: «Древнейшая песнь материнства»
Цели урока:
•Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.
•Осознать единство темы.
• Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику
ЗАДАЧИ:
1. Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;
2. Развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;
3. Способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах.
4. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.
МЕТОДЫ: созерцания, словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.
Тип урока: Углубления в тему.
Вид урока: урок – исследование.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт, С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» Тропарь Богородице. «Мамина улыбка» сл. Ольга Чусовитина, муз. С. Соснина
Дополнительный материал к уроку: Презентация. Тема: «Древнейшая песнь материнства»
Раздаточный материал: репродукции картины «Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти, Словари Ражникова; бумажный ангел на нитке по количеству детей в классе.
• Карточки со словами: мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота, благородство, тишина, достоинство).
I Организационный момент.
Музыкальное приветствие:
У.:- Я постараюсь, чтобы и сегодняшний урок музыки стал для вас интересным. О чем мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами после просмотра видеоролика.
II. Введение в тему урока
(Слайд 1. видеоролик «Притча о материнстве» учитель озвучивает текст)
У.: -Какие чувства наполнили вас во время просмотра ролика? Почему?
(Такие чувства переполняют человека, когда говорят о маме)
У: -Чему же будет посвящен сегодняшний наш урок музыки? (выводы детей)
У.: Есть особые произведения в искусстве раскрывающие великие, вечные темы. Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка раскрывает тему материнства от века к веку волнующую художников всех народов, наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности.
III. Актуализация темы урока
«Древнейшая песнь материнства» вот тема нашего урока сегодня.
Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая» - слово святое,
То трижды священное – женщина-мать!» (Л.Рогожников)
(Звучит православная молитва)
У.: - Ребята, дайте название этой музыке одним словом. А где обычно звучат молитвы?
А вот и лунный шар: лампада зажжена,
В молельню тихую земля превращена;
Замолкла жизнь людей. Да вот, - ее молитва! (Владимир Бенедиктов)
«Ave Maria – лампада тиха, в сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать, душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей, в тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria – лампада тиха, я прошептал все четыре стиха. (Афанасий Фет)
У.: - “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов. Я предлагаю вам на несколько минут стать «композиторами» и подобрать музыку для этого стихотворения. Можно воспользоваться словарем. (выбирают характер, темп, динамику настроение, тембр голоса, инструмента, лад)
Слушание «Ave, Maria» Франц Шуберт в исполнении Робертино Лоретти
У.: - Давайте послушаем молитву “Аве Мария” австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти. Слушая музыку, всмотритесь в картину, «Сикстинская Мадонна » итальянского художника Рафаэля Санти, созданная в 1512-1513г.г. В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”)
IV Беседа по картине.
У.: Кто изображен на картинах? Откуда явилась Мария? Куда направляет стопы?
Куда устремила взгляд? Какие краски на холстах художников? Какого цвета больше? Есть ли разница на картинах между небом и землёй? Где происходит действие? Перед кем стоит Дева Мария?
У.: - Так же как в католической вере есть молитва «Аве Мария», которую мы с вами прослушали в исполнении Р. Лоретти, и в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери. (изображение из Библии)
Вот уже более двух тысяч лет православная церковь празднует праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в основе которого лежит евангельская история (Читаю текст из библии) Читая Священное Писание, Мария все яснее постигала законы Творца. Размышления о мудром устройстве сотворенного Им мира занимали ум Премудрой Девы и весели Ее сердце, как других веселят пиры, забавы или игры. Однажды, читая священное писание перед Марией предстал Архангел Гавриил и произнес Божественное приветствие: — Он сказал ей: — Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своею скромностью, своей добротой и любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он — Сын Божий, и придет на землю, чтобы спасти всех людей от зла, греха и смерти.
Явление Архангела не устрашило Пресвятой Девы: живя во храме, Она привыкла к явлениям ангельским. Но смутилось сердце Марии: и пророкам являлись Ангелы высказывать волю Божию, но ни один не слышал этого милостивого слова: «Радуйся!» Ее чистая душа недоумевала, чем заслужила Она столь высокую похвалу? Дева Мария молчала и ждала...
«Радуйся, благодатная! Господа с Тобою: благословенна Ты между жёнами», - этот же, только несколько измененный является и текстом молитвы С. Рахманинова и др. русских композиторов, которые обращались к этой теме.
Слушание «Аве, Мария» А. С. Караманова
- Послушайте пьесу - молитву А. С. Караманова, присоединитесь к ней своей душой
У.: -Что вы почувствовали? Опишите эту музыку? Какая она? Как вы думаете, музыка этих пьес-молитв похожа? Чем? (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание, красота, переливы в музыкальным сопровождением)
Динамическая пауза. Давайте отдохнем, представим, что мы отправились на корабле в Австрию на Родину Франца Шуберта (Звучит запись шума моря)
Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижимаем к полу правую ногу. Правая напряжена, левая расслаблена. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону – прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох – выдох!
Стало палубу качать! Ногу к полу прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Упражнения выполняются поочерёдно для каждой ноги.
Вернулись из нашего «путешествия» домой и с новыми силами продолжаем урок.
Тропарь – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.
По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери.
В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы …» есть чудесное предание о том, что эта икона написана по видению во сне благочестивой вдове Марии из села Абалак в 1636 году. В видении Марии Богоматерь приказала построить в Абалаке новый храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Такое видение случилось четырежды. Последнее, очень знаменательное, Мария уже не могла более скрывать.
И в 1637 году со слов Марии протодьякон кафедрального Тобольского Софийского собора Матфей написал икону «Знамение», получившую название Абалацкой.
Y. Развитие вокально-хоровых навыков.
Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение, в том, что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает, поможет и защитит нас только один человек – это наша мама. Мама – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло…
- Ребята, а теперь закройте глаза и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните? Повторите слова песни «Мамина улыбка». Давайте с вами споем ее красиво, с чувством, каждый постарается петь так, как будто вы дарите песню в подарок своей маме.
Исполнение песни «Мамина улыбка».
YI.Итог урока: У.: - Какой образ сопровождал нас сегодня на уроке? Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите на картины, посвященные Богоматери.
( На доске слова): мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота, благородство, тишина, достоинство, дети выбирают, придумывают свои)
У.: - Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах, как вечный символ страдающей матери. И в любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия. Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками.
YII. Домашнее задание. У.: Наверняка, у каждого из вас, после прослушивания музыки на уроке, остались свои впечатления найдите стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующий урок.
YIII.Рефлексия. Прикрепите своего ангелочка на карточку удач.
Давайте улыбнёмся друг другу. Спасибо за урок!