Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро приветливым лицам». И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. – Я прошу улыбнуться тех, кто пришел в класс с хорошим настроением. – Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками. – Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям. – Мы с вами пришли на урок с определенной целью. Я, например, пришла на урок, чтобы помочь вам учиться читать, говорить, общаться друг с другом. А вы? – На уроке мы работаем под девизом: Чтение девиза урока: Землю красит солнце, А человека – труд. – Как вы понимаете смысл этой пословицы? | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе |
II. Проверка домашнего задания | – Какое было домашнее задание? – Кто выучил стихотворение наизусть? – Кто выразительно и правильно читал? – Чем необычно это стихотворение? | 3–4 человека читают наизусть, выразительно | Осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности |
III. Актуализация знаний | Демонстрирует портрет С. Михалкова. – Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями. – А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте. Рассказывает о С. Михалкове. (См. ресурсный материал.) | Внимательно слушают | Умеют оформлять свою мысль в устной речи |
IV. Постановка учебной задачи | – Сегодня мы будем читать стихотворение, которое С. Михалков написал в 1935 году. – Какова цель нашего урока? – Какие задачи поставим для достижения цели? | – Прочитать произведение и узнать, что такое новости. • Прочитаем произведение и откроем новые знания. • Выскажем собственную точку зрения. • Поработаем в группах. • Проверим, как усвоили новые знания | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
V. Работа по теме урока. 1. Прогнозирование содержания произведения | – Как вы думаете, почему произведение так назы-вается? – Сколько лет прошло с тех пор! А стихотворение продолжает жить, многие выражения стали крылатыми, употребляются в разговорной речи. Ваши мамы, папы, бабушки и дедушки знают наизусть эти строки. Стихотворение называется «А что у вас?» | Отвечают на вопросы |
2. Словарная работа | – В стихотворении вам встретятся незнакомые слова. Неглинная – улица в центре Москвы. Вагоновожатый – водитель трамвая. (До) Зацепы – улица Зацепский Вал в центре Москвы | Объясняют значение слов и выра- жений |
3. Чтение произведения | – Послушайте стихотворение. | Внимательно слушают |
4. Беседа | – Понравилось ли стихотворение? – О чем шел разговор между ребятами? – Действие стихотворения происходит в тридцатых годах прошлого века, тогда газ и водопровод в квартирах были редкостью | Отвечают на вопросы |
5. Чтение стихотворения по цепочке | | Читают по цепочке |
Физкультминутка | Солнце прыгнуло на парту Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре – И на места поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
VI. Закрепление изученного материала. 1. Работа по со-держанию стихотворения (работа в группах) | 1-й ряд: найти имена детей в стихотворении. 2-й ряд: соединить профессию и действия. Вагоновожатый Портниха Повар Летчик Доктор | шьет трусы лечит от кори водит прицепы варит компоты водит самолеты | 3-й ряд: ответить на вопросы (с проверкой). – Кто учит детей? – Кто шьет одежду? – Кто лечит детей? – Кто охраняет детей? | – Толя, Борис, Николай, Вова, Коля, Лева, Вера, Ната, Нина | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
2. Обобщающая беседа | – Какие профессии были названы? – Какие еще профессии вы знаете? Назовите профессии своих мам. – Важные ли это профессии? – Что об этом сказал С. Михалков? – Какой вывод можно сделать? Много профессий существует на земле, и почти везде трудятся наши мамы. Все профессии одинаково важны и нужны. Но у мамы есть еще много дел и дома, и этот труд тоже нужен, поэтому каждый член семьи должен помогать дома. – Как называется то, чем делятся ребята? – Какие существуют источники новостей? – Как новости попадают в СМИ? – Новости бывают важными и не очень, свежими и т. д. Какие новости можно отнести к важным, а какие – не очень важным? – Какие новости, рассказанные ребятами, можно назвать свежими? – Что значит свежая новость? – Перечислите новости, которыми делились ребята. – Кто такие журналисты? Журналист – это человек, который первым узнает о каких-либо событиях, берет интервью, пишет статьи, в которых передает информацию и свои впечатления. – Прочитайте определение в учебнике на с. 81. – Для того чтобы правильно сообщить информацию, нужно быть специалистом в какой-либо области. – Давайте поработаем в группе и выполним задание. – В чем должен разбираться журналист, который пишет: • 1-я группа: об урожае, о том, как идут дела на ферме; • 2-я группа: о новой цирковой программе; • 3-я группа: о дорожно-транспортных происшествиях; • 4-я группа: о погоде? – Кем работают ваши родители? – Ребята подготовили стихи о разных профессиях, давайте их послушаем. (Показывает изображения людей разных профессий.) – Для чего нам нужны люди разных профессий? | Отвечают на вопросы. – Новости. – Интернет, газеты, журналы, телевизор, радио, друзья и знакомые. – Новости сообщают журналисты. – Важные новости о том, что чья-то мама отправляется в полет; что кошка родила котят; что у кого-то сегодня гость. – Не очень важная новость – о том, что у одного из мальчиков в кармане гвоздь. – Новости о том, что кому-то на прогулке купили воздушный шар, а кому-то привезли домой дрова, потому что эти события случились недавно. – Мама отправляется в полет, кошка родила котят, у кого-то гость и т. д. Высказывают свои предположения. Работают в группах. – В сельском хозяйстве и животно-водстве. – В цирковом искусстве. Знать историю цирка. – В Правилах дорожного движения и понимать, кто из участников происшествия их нарушил. – От чего зависят изменения в погоде, в природных явлениях. Читают стихи |
VII. Итог урока. Рефлексия | – Сегодня на уроке вы узнали о многих профессиях, без которых мы не можем обойтись. – С каким стихотворением на уроке познакомились? – О каких профессиях узнали из стихотворения? – Что больше всего запомнилось? – Что показалось трудным? – Удалось вам сохранить хорошее настроение? | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Адекватно реагируют на трудности |
Домашнее задание | Выучить стихотворение (по желанию), проиллюстрировать его | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) |
Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Сережа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.
Сергей Владимирович Михалков – писатель, поэт, сказочник, баснописец, переводчик, драматург. Он автор Гимна России. Много своих произведений он посвятил детям, поэтому Сергея Владимировича по праву называют детским писателем.
Он много общался с детьми, и с ними был на равных, не сюсюкался с ними, а говорил серьезно о вещах, важных для маленького человека.