СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 93. С. МИХАЛКОВ «А ЧТО У ВАС?».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: познакомить с творчеством С. Михалкова, стихотворением «А что у вас?»; способствовать формированию читательских умений, совершенствовать навык чтения; создать условия для обучения анализу стихотворения, раскрытию его смысла; способствовать формированию умения логично излагать свои мысли в устной речи, развитию устной речи, мышления, внимания, памяти; содействовать воспитанию коммуникабельности, внимательности, интереса к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Урок 93. С. МИХАЛКОВ «А ЧТО У ВАС?».»

Урок 93. С. Михалков «А что у вас?»
(дополнительное чтение)

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: познакомить с творчеством С. Михалкова, стихотворением «А что у вас?»; способствовать формированию читательских умений, совершенствовать навык чтения; создать условия для обучения анализу стихотворения, раскрытию его смысла; способствовать формированию умения логично излагать свои мысли в устной речи, развитию устной речи, мышления, внимания, памяти; содействовать воспитанию коммуникабельности, внимательности, интереса к чтению

Планируемые результаты

Предметные: соотносят текст с иллюстрациями; отвечают на вопросы; находят ответы на вопросы в тексте; выбирают тон и темп
чтения

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие;

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы

Личностные: знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения

Образовательные ресурсы: портрет, выставка книг С. Михалкова; модели обложек, картинки с изображением людей разных профессий


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам».

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

– Я прошу улыбнуться тех, кто пришел в класс с хорошим настроением.

– Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.

– Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.

– Мы с вами пришли на урок с определенной целью. Я, например, пришла на урок, чтобы помочь вам учиться читать, говорить, общаться друг с другом. А вы?

– На уроке мы работаем под девизом:

Чтение девиза урока:

Землю красит солнце,

А человека – труд.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе

II. Проверка
домашнего

задания

– Какое было домашнее задание?

– Кто выучил стихотворение наизусть?

– Кто выразительно и правильно читал?

– Чем необычно это стихотворение?


3–4 человека читают наизусть, выразительно

Осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности

III. Актуализация знаний

Демонстрирует портрет С. Михалкова.

– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно
и внимательно слушайте.

Рассказывает о С. Михалкове. (См. ресурсный
материал.)

Внимательно слушают

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

IV. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы будем читать стихотворение, которое С. Михалков написал в 1935 году.

– Какова цель нашего урока?


– Какие задачи поставим для достижения цели?



– Прочитать произведение и узнать, что такое новости.

• Прочитаем произведение и откроем новые знания.

• Выскажем собственную точку зрения.

• Поработаем в группах.

• Проверим, как усвоили новые знания

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

V. Работа
по теме урока.

1. Прогнозирование содержания произведения

– Как вы думаете, почему произведение так назы-вается?

– Сколько лет прошло с тех пор! А стихотворение продолжает жить, многие выражения стали крылатыми, употребляются в разговорной речи. Ваши мамы, папы, бабушки и дедушки знают наизусть эти строки. Стихотворение называется «А что у вас?»

Отвечают на вопросы

2. Словарная
работа

– В стихотворении вам встретятся незнакомые
слова.

Неглинная – улица в центре Москвы.

Вагоновожатый – водитель трамвая.

(До) Зацепы – улица Зацепский Вал в центре
Москвы

Объясняют значение слов и выра-
жений

3. Чтение произведения

– Послушайте стихотворение.

Внимательно слушают

4. Беседа

– Понравилось ли стихотворение?

– О чем шел разговор между ребятами?

– Действие стихотворения происходит в тридцатых годах прошлого века, тогда газ и водопровод
в квартирах были редкостью

Отвечают на вопросы

5. Чтение стихотворения
по цепочке


Читают по цепочке

Физкультминутка

Солнце прыгнуло на парту

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре –

И на места поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа по со-держанию стихотворения (работа в группах)

1-й ряд: найти имена детей в стихотворении.


2-й ряд: соединить профессию и действия.

Вагоновожатый
Портниха 
Повар 
Летчик 
Доктор

шьет трусы
лечит от кори
водит прицепы
варит компоты
водит самолеты

3-й ряд: ответить на вопросы (с проверкой).

– Кто учит детей?

– Кто шьет одежду?

– Кто лечит детей?

– Кто охраняет детей?

– Толя, Борис, Николай, Вова, Коля,
Лева, Вера, Ната, Нина

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

2. Обобщающая беседа

– Какие профессии были названы?

– Какие еще профессии вы знаете? Назовите профессии своих мам.

– Важные ли это профессии?

– Что об этом сказал С. Михалков?

– Какой вывод можно сделать?

Много профессий существует на земле, и почти везде трудятся наши мамы. Все профессии одинаково важны и нужны. Но у мамы есть еще много дел и дома, и этот труд тоже нужен, поэтому каждый член семьи должен помогать дома.

– Как называется то, чем делятся ребята?

– Какие существуют источники новостей?


– Как новости попадают в СМИ?

– Новости бывают важными и не очень, свежими
и т. д. Какие новости можно отнести к важным,
а какие – не очень важным?



– Какие новости, рассказанные ребятами, можно назвать свежими?

– Что значит свежая новость?


– Перечислите новости, которыми делились ребята.


– Кто такие журналисты?

Журналист – это человек, который первым узнает о каких-либо событиях, берет интервью, пишет статьи, в которых передает информацию и свои впечатления.

– Прочитайте определение в учебнике на с. 81.

– Для того чтобы правильно сообщить информацию, нужно быть специалистом в какой-либо
области.

– Давайте поработаем в группе и выполним задание.

– В чем должен разбираться журналист, который пишет: 

• 1-я группа: об урожае, о том, как идут дела
на ферме;

• 2-я группа: о новой цирковой программе;


• 3-я группа: о дорожно-транспортных происшествиях;


• 4-я группа: о погоде?


– Кем работают ваши родители?

– Ребята подготовили стихи о разных профессиях, давайте их послушаем. (Показывает изображения людей разных профессий.)

– Для чего нам нужны люди разных профессий?

Отвечают на вопросы.











– Новости.

– Интернет, газеты, журналы, телевизор, радио, друзья и знакомые.

– Новости сообщают журналисты.

– Важные новости о том, что чья-то мама отправляется в полет; что кошка родила котят; что у кого-то сегодня гость.

– Не очень важная новость – о том, что у одного из мальчиков в кармане гвоздь.

– Новости о том, что кому-то на прогулке купили воздушный шар, а кому-то привезли домой дрова, потому что эти события случились недавно.

– Мама отправляется в полет, кошка родила котят, у кого-то гость и т. д.

Высказывают свои предположения.






Работают в группах.








– В сельском хозяйстве и животно-водстве.

– В цирковом искусстве. Знать историю цирка.

– В Правилах дорожного движения и понимать, кто из участников происшествия их нарушил.

– От чего зависят изменения в погоде, в природных явлениях.


Читают стихи

VII. Итог урока. Рефлексия

– Сегодня на уроке вы узнали о многих профессиях, без которых мы не можем обойтись.

– С каким стихотворением на уроке познакомились?

– О каких профессиях узнали из стихотворения?

– Что больше всего запомнилось?

– Что показалось трудным?

– Удалось вам сохранить хорошее настроение?

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Адекватно реагируют
на трудности

Домашнее

задание

Выучить стихотворение (по желанию), проиллюстрировать его

Записывают задание на дом, задают
вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации)


Ресурсный материал

Рассказ учителя о С. Михалкове

Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Сережа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.

Сергей Владимирович Михалков – писатель, поэт, сказочник, баснописец, переводчик, драматург. Он автор Гимна России. Много своих произведений он посвятил детям, поэтому Сергея Владимировича по праву называют детским писателем.

Он много общался с детьми, и с ними был на равных, не сюсюкался с ними, а говорил серьезно о вещах, важных для маленького человека.