Урок 93_Уравнения
(урок "открытия новых" знаний)
Цель: создать условия для изучения приемов решения уравнений на нахождение неизвестных компонентов; продолжить работу по обучению учащихся способу решения задач.
1. Орг.момент
2. Проверка д/з
3. Актуализация
562 – (233 + 162) Е
(612 + 276) – 412 У
713 + (87 + 189) А
682 – (364 + 282) И
65 + 431+ 35 + 69 Н
276 + 398 Р
476– 239 В
476 | 674 | 989 | 237 | 600 | 167 | 600 | 36 | 167 |
у | р | а | в | н | е | н | и | е |
Какое слово получилось? Назовите тему урока.
4. Открытие нового:
Пример 1 78 + х = 100 Применим правило: Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое х = 100 - 78 х = 22 Ответ: 22 | Пример 2 х - 34 = 96 Применим правило: Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое х = 82 + 34 х = 116 Ответ: 116 | Пример 3 108 - х = 96 Применим правило: Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность х = 108 - 96 х = 12 Ответ: 12 |
Пример 4 17 ∙ х = 68 Применим правило: Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель х = 68 : 17 х = 4 Ответ: 4 | Пример 5 х : 3 = 16 Применим правило: Чтобы найти неизвестное делимое, нужно делитель умножить на частное х = 16 ∙ 3 х = 48 Ответ: 48 | Пример 6 140 : х = 7 Применим правило: Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное х = 140 : 7 х = 20 Ответ: 20 |
Пример 7
(х - 124) + 316 = 900
Воспользовавшись правилом нахождения неизвестного слагаемого, получаем
х - 124 = 900 - 316
х - 124 = 584
Далее воспользовавшись правилом нахождения неизвестного уменьшаемого, найдем
х = 584 + 124
х = 708
Ответ 708
Пример 8
1000 - (537 - у) = 642
Применим дважды правило нахождения неизвестного вычитаемого:
537 - у = 1000 - 642
537 - у = 358
у = 537 - 358
у = 179
Ответ: 179
4. Первичное закрепление:
№1 Какое из чисел 3; 12; 14 является корнем уравнения
1) 234 - х = 220 2) 72 : у + 13 = 19
№2 Решение заданий из учебника (Мерзляк, 5кл)
5. С/р с взаимопроверкой
Тест.
1. В уравнении 120 – (x + 45) = 60 выражение x + 45, является
А) уменьшаемым Б) первым слагаемым
В) вторым слагаемым Г) вычитаемым
2. В уравнении (55 - y) + 80 = 120 выражение 55 – y, является
А) уменьшаемым Б) первым слагаемым
В) вторым слагаемым Г) вычитаемым
3. В уравнении 35 + x = 45 , x можно найти так
А) x = 45 - 35 Б) x = 35 - 45
В) x = 45+35 Г) 45 + x = 35
4. Неизвестное в уравнении x -15 = 75 является число
А) 15 Б) 90 В) 60 Г) 30
5. Проверьте решение уравнения и выберите верное утверждение
(24 - y) – 8 = 12
24 – y = 12 +8
24 – y =20
y = 20 + 24
y = 44
А) решено верно
Б) при решении допущена вычислительная ошибка
В) неверно найдено уменьшаемое
Г) неверно найдено вычитаемое
Взаимопроверка. Ответ теста 1 Г 2 Б 3 А 4 Б 5 Г
Поднимите руку, у кого 4-5 баллов за тест, молодцы, вы усвоили тему!
6. Работа в группах. Каждой группе предлагается задача. Ребята решают задачи, а затем один участник из каждой команды показывает решение на доске.
Задача №1.
Во время привала мамонтиха Элли приготовила 6 кг салата. Для приготовления салата она взяла 2кг листьев одуванчика, сладких корешков и цветов ромашки в 3 раза больше, чем сладких корешков.. Сколько килограмм сладких корешков понадобилось для приготовления салата.
2 + х + 3х = 6
х = 1
Задача №2.
Тигр Диего и ленивец Сид отправились за веточками для костра. Сид принёс несколько веточек, а Диего принёс в три раза больше, после чего у костра оказалось 36 веточек. Сколько веточек принёс каждый.
х + 3х = 36
х = 9
Задача №3.
Когда стемнело тигр Диего, ленивец Сид и мамонт Мени решили устроить соревнования, кто больше наловит светлячков. Мени поймал в 2 раза больше светлячков, чем Сид, а Диего в 4 раза больше, чем Сид. Сколько светлячков поймал Сид, если вместе они поймали 49 светлячков.
2х + х + 4х = 49
х = 7
7. Рефлексия
8. Д/з
Выучить правила, выполнить задания
Задача
Мамонтиха Элли отправилась на рыбалку и поймала 35 рыб. Сколько она поймала окуней, если пескарей она поймала в 2 раза больше чем окуней, а ершей в 4 раза больше, чем окуней
2х + х + 4х = 35
х = 5