I. Организация начала урока | Улыбнёмся мы друг другу, Пожелаем: «В добрый час!» И учиться снова будем, Постараемся сейчас. – Сегодня мы продолжаем работу по подгруппам. Давайте вспомним правила работы | Осуществляют настрой на урок, показывают готовность к уроку. – Не перебивать. – Уважать мнение друг друга. – Заранее обговорить, кто отвечает. – Работать вместе | Имеют внутреннюю позиции ученика |
II. Обобщение и повторение темы «Произведения о семье» | – Сейчас мы будем вспоминать произведения из раздела «Семья и я». Поможет вам в этом учебник. Где можно быстро найти ответ на вопрос? – Что вы вкладываете в понятие семья? – Перечислите членов вашей семьи. – Вы любите свою семью? – Прочитайте текст статьи (с. 64) и скажите, почему семье посвящено много произведений – сказок, рассказов, стихотворений, картин, песен и др.? – Произведение какого жанра мы изучали в первую очередь? – Назовите быль и ее автора. – Прочитайте быль по ролям, передав голосом чувства девочки. – Расскажите подобную ситуацию, случившуюся с вами. – С произведениями какого жанра мы также работали? – Продолжите пословицы. • Нет лучше дружка,… (чем родная матушка). • При солнышке тепло –… (при матушке добро). • Лад в семье – больше счастья не найти, … (хоть весь свет обойди). • Там, где дружат, – … (живут, не тужат). • Начался разлад – … (и друзьям не рад). • Не смейся над старым – … (и сам будешь стар). – К какому жанру можно отнести последнюю посло- вицу? – Что такое легенда? – Самое дорогое для всех нас слово – мама. С какими словами у вас ассоциируется это слово? – Что еще мы изучали? Назовите. – На какие группы можно разбить эти песни? – Что такое колыбельная песня? – Колыбельные песни входят в нашу жизнь с первыми словами матери. Они передают материнскую ласку и любовь. – Назовите произведения, которые соответствуют этой модели. (На доске: желтый круг и прямоугольник с синим контуром.) – К татарской народной сказке «Три сестры» подберите пословицы и объясните их | – В оглавлении. Отвечают на вопросы. – Быль. – Л. Толстой, «Лучше всех». – С пословицами. – Легенда. – Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа. – Колыбельные песни. – Народная песня «Колыбельная», М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный», А. Майков «Колыбельная песня». – На народные и авторские. – Это народные сказки о семье. • Сам себя губит, кто других не любит. • Всем хороша, да слепа душа. (О двух старших дочерях.) • Нет лучше дружка, чем родная матушка. • Жизнь дана на добрые дела. (О младшей дочери.) | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
III. Закрепление изученного | – Назовите произведения, которые соответствуют этой модели. (На доске: желтый прямоугольник с синим контуром; прямоугольник с красным контуром.) – Главную мысль какого рассказа можно выразить пословицей: «Всякой матери свое дитя мило»? – Назовите рассказ, в котором главную мысль можно выразить пословицей: «Жизнь дана на добрые дела». – И наконец, последняя обложка. (На доске: прямоугольник с красным контуром; желтый треугольник; прямоугольник с синим контуром.) – Какие стихотворения мы изучали? | – Это рассказы: В. Осеевой «Сыновья», Е. Пермяка «Случай с кошельком», С. Аксакова «Моя сестра», Л. Воронковой «Катин подарок». – В. Осеева «Сыновья». – Е. Пермяк «Случай с кошельком». – Это модель стихотворения. – Ю. Коринец «Март», А. Плещеев «Песня матери» | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
IV. Итог урока. Рефлексия | – С какой темой мы сегодня работали? – Что вы особенно цените в своей семье: традиции, праздники, отношения? – Какие пословицы о семье вы узнали? – Чему научились? – Как оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Адекватно реагируют на трудности |