Урок №64. А.П.Платонов. (1899-1951). Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. Развитие понятия об
образе-символе. 6класс
21.02.2018г.
Глездунова С.Н., учитель русского
языка и литературы МБОУ «МСШ»
Цели урока:
Обучающая: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; со сказкой – былью «Неизвест- ный цветок»; сформировать понятие о произведении такого жанра как сказка-быль; совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы; находить ответы на поставленные вопросы; совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения, умение ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения.
Развивающая: развивать устную речь; развивать способность высказывать собственное мнение; развивать творческое воображение, память, мышление; формировать умение мыслить; совершенствовать навык монологической речи, формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
Воспитательная: воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь, чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям и к жизни, заботливого и бережного отношения к природе; создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений; воспитывать ответственность за свои поступки.
Планируемые результаты.
Предметные. Объяснять смысл понятия «сказка-быль»; находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы. Анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. Овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.
Метапредметные.
Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель.
Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока. Оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные. Формирование собственного отношения к сказке-были «Неизвестный цветок» и её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Поверните головы, улыбнитесь и поприветствуйте гостей.
Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас
сейчас разные эмоции: кто-то возбуждён, кто-то огорчён, а у кого-то просто
хорошее настроение. Посмотрите на своего соседа по парте и передайте ему
взглядом только всё доброе и хорошее.
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок -
Высказывайте свои мнения,
И вместе проведем урок.
Слайд 1 Жизнь ничего не дарует
Без тяжких трудов и волнений
Гораций
(древнеримский поэт)
II. Актуализация опорных знаний. Работа с терминами по теории лит-ры.
1.Составьте соответствие литературных терминов. Взаимопроверка.
5 правильных ответов – «5», 5 – «4», 4- «3», 3- «2».
1.Сказка | А - предмет, действие или слово, служащее условным обозначением какого-либо явления. |
2.Олицетворение | Б - вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён |
3. Композиция | В - произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. |
4. Символ | Г - изображение неживых предметов в виде живых существ «вьюга злилась». |
5.псевдоним | Д - построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. |
???? (быль) | Ж - То, что было в действительности, происходило на самом деле. 2. Рассказ о действительном событии, происшествии. |
Ответ: 1- В 4 - А 2 – Г 5 - Б 3 – Д Ж - ? | ИТОГИ подвести!!!!! |
Работа над буквой Ж: БЫЛЬ (запись в словарики).
ВОПРОС: Как вы думаете, ребята, исходя из этих терминов, какого жанра будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (прозаического).
- Чем отличается прозаическое произведение от лирического? Эпическое произведение - это произведение, в котором автор рассказывает о людях, об окружающем мире, о различных событиях.
Лирические произведения - эмоциональные, заставляют сопереживать и чувствовать.
- Использует ли автор – прозаик художественные средства? С какой целью? (чтобы красочно описать героев, оживить природу, интересно читать и переживать вместе с героями)
-Какие тропы встретились вам во время чтения сказки - были Платонова? Почему? (Олицетворения, метафоры, сравнения, потому что природа как живой организм).
II. Вступительное слово учителя.
Слайд 2 - Определение темы и цели урока. Запись даты и темы урока.
Так какие же цели мы поставим с вами, исходя из темы урока: поговорим о жизни и творчестве А.А.Платонова (Климентова), вспомним историч. события, происходившие в годы жизни писателя, познакомимся с героями произведения, повторим термины по теории лит-ры: что такое псевдоним, символ, быль, определим их признаки.
- У какого ещё писателя, чьё творчество вы изучили, есть псевдоним? (А.Грин, Антоша Чехонте).
- Каково значение слова псевдоним? (Псевдоним – вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён.)
Назовите исторические события, которые происходили в период жизни писателя: 1900г. – революция 1905, 1917, первая мировая война, гражданская и ВОВ, коллективизация. В трудные годы жил писатель? А это сказалось на его творчестве? (Да, писатель правдиво описывает события в своих произведениях)
- А зачем мы изучаем худ. лит. ? Чему она нас учит?(воспитывать в себе лучшие качества трудолюбия, патриотизма, доброты….)
3. Работа с учебником . стр.42-44. Опережающее задание было на дом познакомиться с биографией писателя + интересные факты из жизни.
Слайд 3 - Расставьте правильно пункты плана
План
1.он «сказал на своём языке …не похожем». 5 (зачитать)
2.Литературой он начал заниматься очень рано. 3
3.Платонов родился в Ямской слободе. 1
4.Великая Отечественная война сделала его фронтовым корреспондентом. 4
5.Учился он в церковно-приходской школе. 2
- Тест по биографии. (устно)
1.Какова настоящая фамилия Платонова? (Клименотов)
2. В каком году и где родился П., кто его родители? В предместье Воронежа, в семье паровозного машиниста).
3.Какое образование он получил? (в ц-приходской школе+ городское училище +ж/д техникум).
4. Когда начал заниматься литературой? (рано, ещё подростком, в 15лет на Гражд. Войне – журналист).
5. Участвовал ли в ВОв, в качестве кого? (Да, журналист в газ. «Красная звезда»).
6. Всегда ли доброжелательно встречали его произведения? Нет
7.Какой ещё деятельностью занимался П.? (переводы нар. сказок для детей). ВЫСТАВКА книг А.П.Платонова .
Как слова ЭПИГРАФА относятся к писателю? А к героям будут ли они относиться?
III. РАБОТА С ТЕКСТОМ СКАЗКИ. История создания сказки.
Эту сказку-быль исследователи-литературоведы (В. Чалмаев) называли:
1. ЗАЧИТАТЬ Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей. Чистое золото поэзии сердца.
- «Неизвестный цветок» назван золотом поэзии сердца. Чтобы это произведение так зазвучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы поработаем над выразительным чтением художественной прозы.
2. ЗАПИСЬ в словарики: подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный».
Неизвестный - неведомый, незнакомый.
Благоухание – приятный запах, аромат, притягательная сила.
Ваши ЭМОЦИИ, испытанные во время чтения?
печаль, грусть и одновременно надежду, некоторые вызывают восхищение и радость.
(Чтобы правильно определить тональность исполнения, попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке-были есть места, в которых и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения).
- Какие цветы мы называем неизвестными?
- А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?
Вывод: речь пойдет об авторской сказке А. Платонова, где говорится о неизвестном ранее цветке. Давайте обратимся к тексту.
3. Слайд 4. План сказки - Какие бы части текста вы выделили?
1. История жизни цветка до знакомства с Дашей. (завязка - зачин)
2. Разговор с девочкой (развитие действия)
3. Новая жизнь пустыря (кульминация)
4. Год спустя (развязка - концовка)
- Сказки бывают фольклорными и литературными.
Чем они отличаются? (Фольклорную сказку создал народ, а литературная сказка написана писателем)
- Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел, занимательность, поучительность)
4. Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»?
Признаки сказки и были Слайд 5
СКАЗКА – БЫЛЬ
Признаки сказки Признаки были
1.Сказочное 1. Жизнь девочки
повествование 2. Помощь пионеров
2. Говорящий цветок 3. Жизнь природы
3.Жизнь цветка
(как живое существо,
способное мыслить,
чувствовать, испытывать боль и радость).
5. ФИЗПАУЗА под музыку Грига. Опера “Пер Гюнт. Утро”. Слайд 6
Я буду доброй волшебницей. У меня в руке нет волшебной палочки, но есть волшебные слова. Слушайте их, и они помогут вам.
В саду лежало маленькое сморщенное зернышко. Ему было темно и холодно (присядьте, опустите головку, прикройте её руками). Пришел садовник, он полил семечко, стал ухаживать за ним. С теплым весенним солнышком семечко начало медленно расти. У него появляется росточек (вытягиваем ручку вверх, кулачки сжаты).
Затем другой росточек. Растет стебелек (поднимаемся), тянется к солнцу (поднялись на цыпочки, опустились). Появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (разжимаем кулачки). Росток превращается в красивый, сильный цветок. Он с каждым днем хорошеет. Присмотритесь к друг другу, улыбнитесь, вы прекрасны, неповторимы. Присаживайтесь.
6. Словарная работа в паре: Слова Горация – афоризм
Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.
Семечко П _ (риютилось) т _ (омилось) н _ (апиталось) в _ (пилось) | Цветок Ж _ (ил) р _ (ос) с _ (обирал) с _ ( торожил) т _ ( рудился) р _ (адовался) |
Слайд 7.
1группа РОЖДЕНИЕ ЦВЕТКА: «Он рос один на пустыре... …Лежали одни старые камни… Лишь один ветер гулял……А однажды упало из ветра одно семечко.
Значение слова «ОДИН» - 1)Одинокий, в одиночестве, без других. 2)Единственный, никто другой, кроме. 3)Число.
Слайд 8.
2группа Кластер «Жизнь цветка на пустыре» - жил и жил, рос, сторожил, трудился, превозмогал, нуждался, радовался, старался расти.
Долго томилось это семечко; Цветок всю ночь сторожил росу; Он трудился день и ночь; Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль
Игра «Закончи фразу».
Цветок грустил - 6 абзац | Цветку было трудно - 3 абзац | Цветок страдал - 4 и 6 абзац |
Не хотел жить печально; Когда ему было совсем горестно, он дремал | Всю ночь сторожил росу по каплям; сторожил днем ветер, а ночью росу; трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть | Нуждался в жизни; превозмогал терпением свою боль; мучение обозначалось в листах разными цветами |
Выводы |
Цветок не просто скучал – ему было...одиноко | Цветку не просто было трудно – жизнь была ...тяжёлой... | Цветок не только страдал – у него хватало мужества ...радоваться и бороться. |
Цветок не просто скучал – ему было…… одиноко | Цветку не просто было трудно – жизнь была…… трудной | Цветок не только страдал – у него хватало мужества …… жить и бороться. |
Сделайте вывод: - Какова же была жизнь цветка?
Работа над эпиграфом, словами Горация
Чтение по ролям ДИАЛОГа ДАШИ И ЦВЕТКА? Найдите диалог девочки и цветка.
Вы видели, как писатель тщательно подбирает каждое слово. Попробуйте и вы выбрать слова к образу. Перед вами образ семечка и цветка, рядом слова для справок. Соотнесите их.
Слайд 9.Развитие понятия об образе-символе. Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «символ». Составление цитатной таблицы.
Образ-символ сказки | Внутренние смыслы образа |
Цветок | Жизнь, борьба, труженик, красота, |
Неизвестный цветок | Скромность, не понят миром |
Камни, сухая глина, | Трудности, невзгоды, непризнанность |
Девочка Даша | Доброта, душевная чистота, трудолюбие, любовь |
Пустырь | Одиночество |
Составьте кластер: Характеристика героев:
Цветок | | Даша |
Необычный, стойкий, терпеливый, одинокий, выносливый…. | Какой? | Одинокая, добрая, заботливая, внимательная… |
страдает, живёт, борется, трудится…. | Что? | удивляется, жалеет, сочувствует, целует, помогает…. |
Слова для справок: Какой? Какая? - Необычный, одинокая, добрая стойкий, терпеливый, заботливая, внимательная, одинокий, выносливый;
ЧТО? страдает, живёт, удивляется, жалеет, борется, трудится, сочувствует, целует, помогает….
Зачем? жить, дать жизнь сыну, улучшить жизнь
Подведение итогов урока. Стихотворение ученицы Дроновой Екатерины.
Ответьте на вопрос: Что хотел сказать своему читателю Андрей Платонов этой сказкой?
ВЫВОД: Сколько трудностей было у цветка, но он их преодолел; вырос благоухающим, подарил людям добро, минуты красоты, сострадания, минуты вдохновения и Даше, и ребятам, которые трудились, облагораживали пустырь, так и человек, преодолевая трудности, становится сильным, красивым, несет свет своей души людям. Какое открытие вы сейчас сделали? Да, ребята, очень важно нести добро людям. Это еще одно наше открытие. Побудем и мы в роли цветка, подарим друг другу минуты радости.
Чтение стихотворения по сказке Дроновой Е.
Рефле́ксия (НАКЛЕИВАНИЕ ЦВЕТОЧКОВ НА ИМПРОВИЗИРОВАННУЮ ПОЛЯНУ).
Сегодня на уроке …
На уроке я работал(а)….
На уроке мне понравилось..
Меня удивило…
Мне захотелось..
Своей работой я….
Домашнее задание: 1. Пересказать сказку-быль от имени цветка или Даши (для всех)
Записать в тетрадь, какие слова нашла Даша, чтобы привести пионеров на пустырь?
Творческое задание (по желанию) нарисуйте, каким вы увидели цветок, попытайтесь передать его характер в рисунке или напишите стихотворение о неизвестном цветке.
Написать мини - сочинение « О чём меня заставила задуматься сказка-быль?»