СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. Развитие понятия об образе-символе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Цель данного урока является знакомство  с жизнью и творчеством писателя и со сказкой – былью «Неизвест- ный цветок»; на уроке должно быть сформировано понятие о произведении такого жанра как сказка-быль; совершенствоваться умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы; совершенствоваться навыки выразительного и осознанного чтения, умение ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Урок А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. Развитие понятия об образе-символе»

Урок №64. А.П.Платонов. (1899-1951). Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. Развитие понятия об

образе-символе. 6класс

21.02.2018г.

Глездунова С.Н., учитель русского

языка и литературы МБОУ «МСШ»

Цели урока:

Обучающая: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; со сказкой – былью «Неизвест- ный цветок»; сформировать понятие о произведении такого жанра как сказка-быль; совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы; находить ответы на поставленные вопросы; совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения, умение ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения.

Развивающая: развивать устную речь; развивать способность высказывать собственное мнение; развивать творческое воображение, память, мышление; формировать умение мыслить; совершенствовать навык монологической речи, формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.

Воспитательная: воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь, чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям и к жизни, заботливого и бережного отношения к природе; создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений; воспитывать ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты.

Предметные. Объяснять смысл понятия «сказка-быль»; находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы.  Анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. Овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.

Метапредметные.

Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста.   Выражают структуру задачи разными средствами.  Выделяют и формулируют познавательную цель.

Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока. Оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные. Формирование собственного отношения к сказке-были «Неизвестный цветок» и её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Тип урока: усвоение новых знаний.


Ход урока.

I. Организационный момент.

- Поверните головы, улыбнитесь и поприветствуйте гостей.

Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас

сейчас разные эмоции: кто-то возбуждён, кто-то огорчён, а у кого-то просто

хорошее настроение. Посмотрите на своего соседа по парте и передайте ему

взглядом только всё доброе и хорошее.


Друзья мои, я очень рада

Приветствовать сегодня вас.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый из вас гений,

Но без труда талант не впрок -

Высказывайте свои мнения,

И вместе проведем урок.

Слайд 1 Жизнь ничего не дарует

Без тяжких трудов и волнений

Гораций

(древнеримский поэт)                                                                                                       

II. Актуализация опорных знаний. Работа с терминами по теории лит-ры.

1.Составьте соответствие литературных терминов. Взаимопроверка.

5 правильных ответов – «5», 5 – «4», 4- «3», 3- «2».

1.Сказка

А - предмет, действие или слово, служащее условным обозначением какого-либо явления.

2.Олицетворение

Б - вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён

3. Композиция

В - произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле.

4. Символ

Г - изображение неживых предметов в виде живых существ «вьюга злилась».

5.псевдоним

Д - построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.


???? (быль)

Ж - То, что было в действительности, происходило на самом деле. 2. Рассказ о действительном событии, происшествии.

Ответ: 1- В 4 - А

2 – Г 5 - Б

3 – Д Ж - ?


ИТОГИ подвести!!!!!

Работа над буквой Ж: БЫЛЬ (запись в словарики).

ВОПРОС: Как вы думаете, ребята, исходя из этих терминов, какого жанра будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (прозаического).

- Чем отличается прозаическое произведение от лирического? Эпическое произведение - это произведение, в котором автор рассказывает о людях, об окружающем мире, о различных событиях.

Лирические произведения - эмоциональные, заставляют сопереживать и чувствовать.

- Использует ли автор – прозаик художественные средства? С какой целью? (чтобы красочно описать героев, оживить природу, интересно читать и переживать вместе с героями)

-Какие тропы встретились вам во время чтения сказки - были Платонова? Почему? (Олицетворения, метафоры, сравнения, потому что природа как живой организм).

II. Вступительное слово учителя.

Слайд 2 - Определение темы и цели урока. Запись даты и темы урока.

Так какие же цели мы поставим с вами, исходя из темы урока: поговорим о жизни и творчестве А.А.Платонова (Климентова), вспомним историч. события, происходившие в годы жизни писателя, познакомимся с героями произведения, повторим термины по теории лит-ры: что такое псевдоним, символ, быль, определим их признаки.

- У какого ещё писателя, чьё творчество вы изучили, есть псевдоним? (А.Грин, Антоша Чехонте).

- Каково значение слова псевдоним? (Псевдоним – вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён.)

Назовите исторические события, которые происходили в период жизни писателя: 1900г. – революция 1905, 1917, первая мировая война, гражданская и ВОВ, коллективизация. В трудные годы жил писатель? А это сказалось на его творчестве? (Да, писатель правдиво описывает события в своих произведениях)

- А зачем мы изучаем худ. лит. ? Чему она нас учит?(воспитывать в себе лучшие качества трудолюбия, патриотизма, доброты….)

3. Работа с учебником . стр.42-44. Опережающее задание было на дом познакомиться с биографией писателя + интересные факты из жизни.

Слайд 3 - Расставьте правильно пункты плана

План

1.он «сказал на своём языке …не похожем». 5 (зачитать)

2.Литературой он начал заниматься очень рано. 3

3.Платонов родился в Ямской слободе. 1

4.Великая Отечественная война сделала его фронтовым корреспондентом. 4

5.Учился он в церковно-приходской школе. 2


- Тест по биографии. (устно)

1.Какова настоящая фамилия Платонова? (Клименотов)

2. В каком году и где родился П., кто его родители? В предместье Воронежа, в семье паровозного машиниста).

3.Какое образование он получил? (в ц-приходской школе+ городское училище +ж/д техникум).

4. Когда начал заниматься литературой? (рано, ещё подростком, в 15лет на Гражд. Войне – журналист).

5. Участвовал ли в ВОв, в качестве кого? (Да, журналист в газ. «Красная звезда»).

6. Всегда ли доброжелательно встречали его произведения? Нет

7.Какой ещё деятельностью занимался П.? (переводы нар. сказок для детей). ВЫСТАВКА книг А.П.Платонова .

Как слова ЭПИГРАФА относятся к писателю? А к героям будут ли они относиться?



III. РАБОТА С ТЕКСТОМ СКАЗКИ. История создания сказки.

Эту сказку-быль исследователи-литературоведы (В. Чалмаев) называли:

1. ЗАЧИТАТЬ Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей. Чистое золото поэзии сердца.

- «Неизвестный цветок» назван золотом поэзии сердца. Чтобы это произведение так зазвучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы поработаем над выразительным чтением художественной прозы.

2. ЗАПИСЬ в словарики: подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный».

Неизвестный - неведомый, незнакомый.

Благоухание – приятный запах, аромат, притягательная сила.

Ваши ЭМОЦИИ, испытанные во время чтения?

печаль, грусть и одновременно надежду, некоторые вызывают восхищение и радость.

(Чтобы правильно определить тональность исполнения, попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке-были есть места, в которых и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения).

- Какие цветы мы называем неизвестными?

- А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?

Вывод: речь пойдет об авторской сказке А. Платонова, где говорится о неизвестном ранее цветке. Давайте обратимся к тексту.

3. Слайд 4. План сказки - Какие бы части текста вы выделили?

1. История жизни цветка до знакомства с Дашей. (завязка - зачин)

2. Разговор с девочкой (развитие действия)

3. Новая жизнь пустыря (кульминация)

4. Год спустя (развязка - концовка)

- Сказки  бывают фольклорными и литературными.

Чем они отличаются? (Фольклорную сказку создал народ, а литературная сказка написана писателем)

- Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел, занимательность, поучительность)

4. Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»?

  1. Признаки сказки и были Слайд 5

СКАЗКА – БЫЛЬ

Признаки сказки Признаки были

1.Сказочное 1. Жизнь девочки

повествование 2. Помощь пионеров

2. Говорящий цветок 3. Жизнь природы

3.Жизнь цветка

(как живое существо,

способное мыслить,

чувствовать, испытывать боль и радость).


5. ФИЗПАУЗА под музыку Грига. Опера “Пер Гюнт. Утро”. Слайд 6

Я буду доброй волшебницей. У меня в руке нет волшебной палочки, но есть волшебные слова. Слушайте их, и они помогут вам.

В саду лежало маленькое сморщенное зернышко. Ему было темно и холодно (присядьте, опустите головку, прикройте её руками). Пришел садовник, он полил семечко, стал ухаживать за ним. С теплым весенним солнышком семечко начало медленно расти. У него появляется росточек (вытягиваем ручку вверх, кулачки сжаты).

Затем другой росточек. Растет стебелек (поднимаемся), тянется к солнцу (поднялись на цыпочки, опустились). Появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (разжимаем кулачки). Росток превращается в красивый, сильный цветок. Он с каждым днем хорошеет. Присмотритесь к друг другу, улыбнитесь, вы прекрасны, неповторимы. Присаживайтесь.

6. Словарная работа в паре: Слова Горация – афоризм

Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

  • Семечко

  • П _ (риютилось)

  • т _ (омилось)

  • н _ (апиталось)

  • в _ (пилось)


  • Цветок 

  • Ж _ (ил)

  • р _ (ос)

  • с _ (обирал)

  • с _ ( торожил)

  • т _ ( рудился)

  • р _ (адовался)

Слайд 7.

1группа РОЖДЕНИЕ ЦВЕТКА: «Он рос один на пустыре... …Лежали одни старые камни… Лишь один ветер гулял……А однажды упало из ветра одно семечко.

Значение слова «ОДИН» - 1)Одинокий, в одиночестве, без других. 2)Единственный, никто другой, кроме. 3)Число.

Слайд 8.

2группа Кластер «Жизнь цветка на пустыре» - жил и жил, рос, сторожил, трудился, превозмогал, нуждался, радовался, старался расти.

Долго томилось это семечко; Цветок всю ночь сторожил росу; Он трудился день и ночь; Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль

Игра «Закончи фразу».

Цветок грустил - 6 абзац

Цветку было трудно - 3 абзац

Цветок страдал - 4 и 6 абзац

Не хотел жить печально;

Когда ему было совсем горестно, он дремал

Всю ночь сторожил росу по каплям;

сторожил днем ветер, а ночью росу;

трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть

Нуждался в жизни;

превозмогал терпением свою боль;

мучение обозначалось в листах разными цветами

Выводы

Цветок не просто скучал – ему было...одиноко

Цветку не просто было трудно – жизнь была ...тяжёлой...

Цветок не только страдал – у него хватало мужества ...радоваться и бороться.



Цветок не просто скучал – ему было…… одиноко

Цветку не просто было трудно – жизнь была…… трудной

Цветок не только страдал – у него хватало мужества …… жить и бороться.

Сделайте вывод: - Какова же была жизнь цветка?

Работа над эпиграфом, словами Горация

Чтение по ролям ДИАЛОГа ДАШИ И ЦВЕТКА? Найдите диалог девочки и цветка.

Вы видели, как писатель тщательно подбирает каждое слово. Попробуйте и вы выбрать слова к образу. Перед вами образ семечка и цветка, рядом слова для справок. Соотнесите их.

Слайд 9.Развитие понятия об образе-символе. Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «символ». Составление цитатной таблицы.

Образ-символ сказки

Внутренние смыслы образа

Цветок

Жизнь, борьба, труженик, красота,

Неизвестный цветок

Скромность, не понят миром

Камни, сухая глина,

Трудности, невзгоды, непризнанность

Девочка Даша

Доброта, душевная чистота, трудолюбие, любовь

Пустырь

Одиночество

Составьте кластер: Характеристика героев:

Цветок


Даша

Необычный, стойкий, терпеливый, одинокий, выносливый….

Какой?

Одинокая, добрая,

заботливая, внимательная…

страдает, живёт, борется, трудится….

Что?

удивляется, жалеет,

сочувствует, целует, помогает….

Слова для справок: Какой? Какая? - Необычный, одинокая, добрая стойкий, терпеливый, заботливая, внимательная, одинокий, выносливый;

ЧТО? страдает, живёт, удивляется, жалеет, борется, трудится, сочувствует, целует, помогает….

Зачем? жить, дать жизнь сыну, улучшить жизнь

Подведение итогов урока. Стихотворение ученицы Дроновой Екатерины.

Ответьте на вопрос: Что хотел сказать своему читателю Андрей Платонов этой сказкой?

ВЫВОД: Сколько трудностей было у цветка, но он их преодолел; вырос благоухающим, подарил людям добро, минуты красоты, сострадания, минуты вдохновения и Даше, и ребятам, которые трудились, облагораживали пустырь, так и человек, преодолевая трудности, становится сильным, красивым, несет свет своей души людям. Какое открытие вы сейчас сделали? Да, ребята, очень важно нести добро людям. Это еще одно наше открытие. Побудем и мы в роли цветка, подарим друг другу минуты радости.

Чтение стихотворения по сказке Дроновой Е.

Рефле́ксия (НАКЛЕИВАНИЕ ЦВЕТОЧКОВ НА ИМПРОВИЗИРОВАННУЮ ПОЛЯНУ).

Сегодня на уроке …

На уроке я работал(а)….

На уроке мне понравилось..

Меня удивило…

Мне захотелось..

Своей работой я….

Домашнее задание: 1. Пересказать сказку-быль от имени цветка или Даши (для всех)

  1. Записать в тетрадь, какие слова нашла Даша, чтобы привести пионеров на пустырь?

  2. Творческое задание (по желанию) нарисуйте, каким вы увидели цветок, попытайтесь передать его характер в рисунке или напишите стихотворение о неизвестном цветке.

  3. Написать мини - сочинение « О чём меня заставила задуматься сказка-быль?»