Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе по теме: "Ветвление".
Учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ №67: Гринькова Марина Витальевна
Тема программы: Информатика ИКТ.
Раздел: «Основы алгоритмизации».
Тема урока: «Ветвление».
Цели урока:
Обучающие:
контроль уровня теоретических знаний по изученным темам: Основы алгоритмизации, программирование на языке Паскаль;
контроль за умением применять теоретические знания на практике (выполнение практической работы);
Развивающие:
развитие познавательного интереса;
развитие у учащихся умения обобщать и систематизировать полученные знания;
развитие умения работать в группе;
Воспитательные:
Воспитание целеустремлённости, умения общаться друг с другом для поиска правильного решения;
воспитание умения высказывать свое мнение и слушать других;
воспитание чувства товарищества;
создание необходимых условий для личностного развития, стимулирования творческого труда учащихся.
Задачи:
Развивать способы деятельности, мышление, коммуникацию в нестандартных ситуациях, создавая «Ситуацию затруднения».
Закреплять представление об алгоритмической конструкции (ветвление), в которой в зависимости от результата проверки условия («да» или «нет») предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей) с помощью построения блок схем и написания программ в программной среде Паскаль.
Представлять решение алгоритмической задачи в разных формах (математическое (словесное) описание решения задачи, в виде блок схемы или записанное как программа на языке Паскаль).
Использовать полученные математические знания в решении поставленной задачи.
Тип урока: Обобщение и систематизация основных понятий темы. Практическая работа. Урок закрепления знаний учащихся (автоматизации материала) с доминированием развивающей цели.
Формы работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная.
Образовательные технологии: Школа коммуникативной дидактики (личностно-ориентированная технология), информационно-коммуникативная, здоровье сберегающая.
Возраст учащихся: 8 класс.
Оборудование урока:
интерактивная доска;
презентация;
тест в программе MimioStudio;
система голосования MimioVote;
план урока на доске;
11 ПК, практическая работа, программная среда АВС Паскаль;
карточки с заданиями для работы в группах;
лист самооценки.
План.
A. Организационный момент (2 мин). Приветствие. Проверка отсутствующих. Постановка целей урока.
B. Закрепление полученных знаний по теме «Основы алгоритмизации. Ветвление» (41 мин)
1 этап «Тестирование с помощью системы голосования» - повторение темы «Алгоритмы, свойства алгоритмов» в форме теста (5 мин).
2 этап «Постановка дидактической задачи» – сформулировать цель выполнения готового алгоритма (7 мин).
3 этап «Работа в группах» - 2группы параллельно выполняют написание программы по данной блок схеме (10 мин)
4 этап «Устная работа» – запись полученных программ в результате работы в группах (работа с высказываниями) (2 мин).
5 этап. «Физминутка» (1 мин).
6 этап «Практическая работа за ПК» - индивидуальная практическая работа №4 (2 варианта) (12 мин).
7 этап «Домашнее задание» (2 мин)
8 этап «Рефлексия» учащихся (2 мин.)
C. Итоги урока (2 мин)
Конспект.
1. Организационный момент
Проверить готовность учащихся к уроку.
- Здравствуйте! Садитесь. Урок сопровождает презентация «Ветвление» Приложение 1.
Вместе с учащимися на доске обсуждается план урока.
В течение урока каждый учащийся набирает баллы за выполнение очередного задания. В конце урока баллы переводятся в оценку. Максимальное количество баллов -15 (Тест 5 баллов, работа в группах 5 баллов, практическая работа за ПК 5 баллов).
Критерии оценки: «5» - 14-15 баллов, «4» - 13-11 баллов, «3» -10- 9 баллов, «2» - меньше 9 баллов.
Набранные вами баллы вы сосчитаете и переведёте в оценку в конце урока.
Организационный момент (2 мин). Приветствие. Проверка отсутствующих. Постановка целей урока.
Запишите в тетрадь сегодняшнее число 9 февраля 2015 года. Домашним заданием было прочитать параграф учебника стр.73-77. Вспомните все темы, записанные в тетради.
B. Закрепление полученных знаний по теме «Основы алгоритмизации» (41 мин)
1 этап «Повторение» - Тестирование с помощью системы голосования (повторение в форме теста) (5 мин).
Сегодня на уроке вам представится возможность проверить себя по изученной теме «Основы алгоритмизации». Ваша задача после прочтения вопроса теста нажать кнопку на пульте с буквой, совпадающей с номером правильного ответа в тесте.
Тест «Алгоритм» Приложение 2 (оценивание: максимальный балл за выполнение теста 5).
Вопрос учащимся: Как вы думаете какие алгоритмические конструкции представлены на данном слайде? (см. Приложение 1)

Ожидаемый ответ: «Линейный алгоритм», «Алгоритм полного ветвления», «Алгоритм не полного ветвления».
Вопрос учащимся: Как вы думаете какой будет тема нашего урока?
Ожидаемый ответ: «Ветвление». Давайте запишем в тетрадь тему нашего урока –
Учитель кратко информирует учащихся о цели и задачах урока.
2 этап «Постановка дидактической задачи» – сформулировать цель выполнения готового алгоритма в учебнике (Информатика: учебник для 8 класса/ Л.Л Босова. А.Ю.Босова – 2изд., 2014) на стр. 78 Пример 7.

Ожидаемый ответ: «Поиск модуля введённого числа. Если число положительное – выводится введенное число, если число отрицательное – выводится положительное число, так как 2 «-» при умножении дают «+».
А теперь на слайде представлена блок схема алгоритма. Необходимо понять какую задачу решает данный алгоритм? (7 мин). (Приложение 1)

Ожидаемый ответ: «Алгоритм для нахождения положительных чисел».
Дополнительный вопрос: «Какой ответ будет выведен на экран монитора»
Ожидаемый ответ: «Количество положительных чисел среди введённых значений переменных А, В, С».
Учитель предлагает записать в тетрадь поставленную задачу: «Нахождение количества положительных чисел среди переменных А, В, С».
3 этап «Работа в группах» - Учитель ставит дидактическую задачу: «Написать по готовой блок схеме программу на языке программирования Паскаль, разбившись на группы».
2 группы параллельно выполняют написание программы по данной блок схеме (10 мин).
Ожидаемый ответ:
Program zadacha4;
Var A, B, C: real;
K: integer;
Begin
Write (‘Введите A,B,C’);
Read (A, B, C);
К: =0;
IF А0 Then K: =K+1;
IF B0 Then K: =K+1;
IF C0 Then K: =K+1;
Write (‘Положительных чисел=‘,K);
End.
Класс делится на 2 группы (соседи по парте). Задание выполняют совместно. На доске программу пишет один учащийся из группы. Проверка работ выполняется вместе с учителем (оценивание: максимальный балл за выполнение задания 5).
4 этап «Устная работа» – запись полученных программ в результате работы в группах (работа с высказываниями) (2 мин).
5 этап. «Физминутка» (1 мин). Запускается видеофайл с сайта Дмитрия Александровича Тарасова:
http://videouroki.net/view_post.php?id=318
6 этап «Практическая работа за ПК» - Учащиеся выполняют индивидуальную практическую работу №4 и после отладки программы, запускают программу на выполнение с исходными данными, взятыми из таблицы задания. (2 варианта) (12 мин).
2 варианта работы представлены в приложении 3, пример 1 варианта показан ниже:
Практикум «Программная среда Паскаль»
Практическая работа №4
Вариант 1
Тема урока: Алгоритмическая структура «Ветвление».
Цель урока: Закрепить полученные знания по теме оператора «Ветвление». На примере готовой программы получить навыки работы с оператором ветвления, который позволяет программировать ветвления по многим направлениям. Научиться анализировать полученные ответы выполнения программы с различными исходными данными.
Задание 1: Набрать представленную программу в программной среде Паскаль, отладить, задавая исходные данные из таблицы, записать результаты выполнения программы (значение переменной К).
Program zadacha4;
Var A,B,C:real;
K:integer;
Begin
Writeln(‘Введите A,B,C’);
Readln(A,B,C);
К:=0;
IF А0 Then K:=K+1;
IF B0 Then K:=K+1;
IF C0 Then K:=K+1;
Writeln(‘положительных чисел=‘,K);
End.
Исходные данные |
А= | -1 | -5 | -2 |
В= | 2 | -6 | -10 |
С= | 3 | 13 | -5 |
Результат К= | | | |
Ожидаемый ответ: К=2, 1, 0.
Учитель просит учащихся сдать листы с записью ответов для проверки индивидуальной работы. (оценивание: максимальный балл за выполнение теста 5).
7 этап «Домашнее задание» (2 мин). Запишите в дневник чтение параграфа учебника §2.4.2 стр.76-81 выполнить задание №13 в тетради. (Информатика: учебник для 8 класса/ Л.Л Босова. А.Ю.Босова – 2изд., 2014)
8 этап «Рефлексия» учащихся, учитель узнаёт о трудностях в работе. (2 мин.)
Знания по какой теме мы сегодня закрепляли на уроке? Что повторили? Будут ли знания вам полезны? Что вызвало затруднение? Что понравилось?
C. Итоги урока (2 мин)
- Сегодня на уроке мы закрепили и обобщили знания и умения по теме «Основы алгоритмизации. Алгоритмическая конструкция «Ветвление»».
C. Итоги урока (2 мин)
Учитель выставляет оценки учащимся в журнал. - Спасибо за урок.
Литература
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 304 с.: ил.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: практикум/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М. : БИНОМ.Лаборатория знаний, 2010.
.ЭОР:
Основные:
http://videouroki.net/view_post.php?id=318
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
http://videouroki.net/view_catfile.php?cat=12&subj_id=1&klass=4
дополнительная информация:
http://kpolyakov.narod.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://metodsovet.su/load/fizmin/37
http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/
http://festival.1september.ru/
http://school-collection.edu.ru/
7