СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок " Арабский халифат и его распад"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определите, какие из целей достижимы и соответствуют теме урока:

1.Познакомиться с арабами

2.Узнать, кто такие арабы, где и как они жили VI-VII века.

3. Определить причины образования государства у арабов

4.Изучить, что такое ислам, как он возник.

5..Изучить всё об исламе.

6.Определить причины распада государства у арабов.

7.Совершить путешествие в арабские страны. Слайд 3

Просмотр содержимого документа
«Урок " Арабский халифат и его распад"»

Тема: Арабский халифат и его распад.

Цели урока:

Образовательная:

  • Сформировать у учащихся представление об условиях жизни арабских племен в VI-VII веках;

  • Создать условия для осознания и понимания причин и особенностей возникновения распада государства у арабов.

Развивающая:

  • продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, осуществлять сравнительные мыслительные операции, делать выводы;

  • стимулировать визуальные каналы восприятия информации, совершенствовать образное и пространственное мышление учащихся.

Воспитательная:

  • продолжить работу по формированию мотивационной сферы шестиклассников;

  • воспитание толерантности в условиях поликультурного и поликонфессионального общества



Вводно - мотивационный блок.

Рассматривание картинок с изображением арабов – как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня? Слайд1

Определите, какие из целей достижимы и соответствуют теме урока:

1.Познакомиться с арабами

2.Узнать, кто такие арабы, где и как они жили VI-VII века.

3. Определить причины образования государства у арабов

4.Изучить, что такое ислам, как он возник.

5..Изучить всё об исламе.

6.Определить причины распада государства у арабов.

7.Совершить путешествие в арабские страны. Слайд 3

Учитель: С чего начнем? (карта, учебник с.80) Что рассказывает карта?

Ответ: Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Аравийский полуостров расположен в Юго-Западной Азии. Главный город - Мекка. Удобное расположение для торговли.

Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия ее населения? На территории полуострова существуют степи и пустыни, земли, пригодной для земледелия, существует немного. Дополним информацией из учебника. Слайд 4-

Работа с учебником с.74

Ответ. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах.

Кочевые арабы ( бедуины) занимались разведением верблюдов, овен, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. Важное значение для арабов имел город Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. В центре города находился священный храм Кааба. СЛАЙД5-10 Таким вот образом природа Аравии определила занятия ее жителей.

Какой общественный строй был у арабов в VI – начале VIIвв .?

Разложение родового строя у арабов

Переходим к вопросу№3

Причины образования государства у арабов Слайд 11-12

Работа с учебником с.75

Арабские племена нуждались в объединении, так как…

Необходимость вести борьбу с внешними врагами.

Наладить торговлю.

Объединению арабских племен мешала (о)…

Вражда племён между собой

Кровная месть

Знать стремилась укрепить свою власть над бедняками.

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению.

Запись причин

1.Борьба с внешними врагами

2. Наладить торговлю.

3Знать стремилась укрепить свою власть над бедняками.

Переходим к следующему вопросу4. Слайд13-15

Работа с учебником с.76. Зачитайте первое предложение

Еще причина создания Арабского государства--- религия ислам

Причины

1.Борьба с внешними врагами

2. Наладить торговлю.

3Знать стремилась укрепить свою власть над бедняками.

4. религия ислам

Учащиеся получают карточки с вопросами и работают в группе.

При проверки знаний, вопросы на доске.

Первая карточка.

1.Имя основателя ислама. Что это был за человек?

2.Как называлась священная книга мусульман?

3.Что требовал Коран от неверующих?

Вторая карточка.

1.Как Мухаммеду удалось стать пророком и привлечь себе внимание?

2.Как новая религия изменила жизнь арабов?


3.Какие изменения произошли в общественном строе народов арабов?


Третья карточка


1.Каковы главные положения ислама?

2.Где записаны основы мусульманского учения

3.Что говорится в Коране о неравенстве?

Общие вопросы

1.Вчем проявилось « новаторство «Мухаммеда?

2.Какое же значение имело появление новой религии – ислама?

3. Какие мировые религии вы знаете? (Христианство, Ислам, Буддизм).

Работа с учебником с. 80. Работа по карте. Слайд 22-26

1.Какими цветами обозначена территория государства арабов в 630 г. и к 750 г.? (Соответственно красным и желтым цветом.)

2. Как изменилась территория государства? (Она сильно увеличилась.)

3. Каким знаком обозначены на карте направления военных походов арабской армии? (Направления основных завоевательных походов арабской армии обозначены стрелочками.)

4. Какие территории были присоединены к государству арабов в результате этих походов? (Сирия, Палестина, Египет, Иранское царство, часть Испании, Северный Кавказ, Северо-Западная Индия.)Слайд 27

Постановка проблемного вопроса - Почему завоевания арабов были успешными? Учебник с.79-80

1.У арабов была сильная, маневренная, выносливая армия.

2.Бедуины, привыкшие к суровым условиям пустыни, закалённые постоянными межплеменными стычками, фанатично верующие в то, что они ведут священную войну – джихад, – и не боящиеся смерти, были грозными воинами. Мало кто мог им противостоять. Ряды их сторонников пополнялись за счёт населения захваченных территорий. Арабские завоеватели не навязывали своей религии. Подавив вооружённое сопротивление, они следовали принципам веротерпимости. Однако мусульмане оказывались в лучшем экономическом положении. Они платили лишь поземельный налог и небольшой налог на помощь бедным, а приверженцы других вероисповеданий и горожане должны были вносить подушную подать. Это косвенно и содействовало распространению ислама.

Итак, мы можем выделить ещё два фактора образования Арабского государства: идея джихада – священной борьбы с неверными и хорошая политика халифов

Дописать причины

5.сильная, маневренная, выносливая армия.

6.священной борьбы с неверными

7.хорошая политика халифов

Называлось оно теперь Арабский халифат со столицей в Дамаске. Государство арабов при Аббасидах называлось Багдадский халифат со столицей Багдад .Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.



Осталось ответить на 6 вопрос Слайд 28


Работа с учебником с. 82. Работа по карте

Чем был вызван распад халифата?

Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. – одна из причин распада. А другие? Чтобы выяснить вторую причину, предлагаем вспомнить, почему распалась империя Карла Великого

Устные ответы

1.высокие налоги

2.содержание армии

3.нельзя носить оружие

4.суд

5. междоусобица

И последствия--- вторжение турок – сельджуков

Рефлексия Смайлики

Хорошо поработал--- в красную коробочку, а не очень хорошо --- в другую.





Решение хронологической задачи: Битва при Пуатье - Если у европейцев эта битва произошла в 732г, в каком году у арабов



Ислам, Аллах, Мухаммед, Коран, шариат, арабы, бедуины, феллахи, Кааба, намаз, закят, шахада, мечеть, минарет.