Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | Приветствие учителя: Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Потихонечку садитесь, и работать не ленитесь. А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку “5”. Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке, хочется, чтобы наш урок прошел динамично, мы поработали продуктивно, открыли для себя много новых знаний! | Рассаживаются |
II. Актуализация опорных знаний | - В начале нашего урока я хочу вам загадать загадку Через нос проходит в грудь И обратный держит путь Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. -Что это? -Правильно -Что образует воздух вокруг Земли? -А почему атмосферу можно назвать «теплой рубашкой» Земли? -А почему её называют ещё и броней? -А защитным экраном? -Хорошо! Молодцы! -Ребята, перед вами лежат листочки самооценки. Напишите на них свою фамилию имя и самостоятельно ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ получаете 1балл. Время на выполнение задания 3-4 минуты. Лист самооценки Ф И_______________ класс___ № | Вопрос | ответ | 1 | Прибором для измерения температуры воздуха служит… | | 2 | Солнечные лучи нагревают не атмосферу , а ……….. | | 3 | В тропосфере температура с высотой ……………. на …… каждые 1000 метров. | | 4 | Количества тепла и света в направлении от экватора к полюсам постепенно убывает из- за изменения …………….. | | 5 | Самое холодное время в течении суток………………… | | 6 | Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течении суток называется…………………… | | 7 | Если в течение суток самая высокая температура воздуха составляла + 24 ˚, а самая низкая +10˚, то суточная амплитуда составила………… | | 7 баллов -оценка «Отлично» 6-5 баллов –оценка «Хорошо» 4-3 баллов – оценка «Удовлетворительно» Моя оценка ______________, оценка учителя ___________. Поменяйтесь с соседом. Проверяем выставляем оценки. | Ответы и предположения учащихся. -Воздух. -Атмосферу -Атмосфера защищает планету от перегревания и охлаждения. -Защищает от метеоритов. -Содержит озоновый слой. |
III. Постановка проблемы | Создание проблемной ситуации Ребята , как вы думаете воздух имеет вес? Давайте попробуем взвесить воздух. Эксперимент: Пустой воздушный шарик взвесить, а затем надутый. 1 м3 воздуха весит 1300 грамм у поверхности Земли. Если тело имеет вес, значит оно оказывает давление на земную поверхность. Тогда давление – это сила. А с силой приходится считаться. Диалог (подводящий), направленный на формулирование проблемы (цели урока). Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем вести речь? Что вы хотите узнать сегодня? Учитель фиксирует на доске Давайте запишем тему урока в листах индивидуальных достижений «Атмосферное давление». Показывается фрагмент фильма об атмосферном далении. (27-30 секунд) | Возможный ответ учащихся: Учащиеся записывают тему урока Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему. |
IV. Открытие нового знания | Давайте на практике познакомимся с атмосферным давлением и проведем простые эксперименты. У вас на столах есть карточки с описанием опыта все необходимое для проведения эксперимента. Ваша задача через 1-2 минуты команда должна быть готова к проведению своего эксперимента, т.е. понять, что делать и выбрать того, кто будет проводить (демонстрировать) опыт. И объяснить что вы пронаблюдали(Группы по карточкам знакомятся с экспериментом). Готовность - по поднятой руке. - Проверка готовности: поняли что делать? Кто будет первым проводить опыт? Эксперименты: «Невидимая сила» ( линейка , большой лист бумаги , стол.) «Сильнее воды» (Стакан, бумага , вода, таз). «Воздух поднимает воду» (тазик , стакан, вода). Результаты опыта записать в лист индивидуальных достижений. Итак, мы доказали , что атмосферное давление действительно существует. (Фрагмент фильма).2мин 30 сек А теперь я предлагаю вам используя учебник и дополнительную информацию найти ответы на вопросы задания №1 и записать ответы в лист индивидуальных достижений. Работа с учебником и дополнительным материалом в парах. Учебник параграф 17 (по Домогацкому) (Демонстрация барометра) Дополнительная информация: Атмосферное давление с высотой понижается на каждые 10,5 м подъема на 1 мм рт. ст. Воздух при нагревании расширяется. Теплый воздух легче холодного, поэтому 1м3 тёплого воздуха на одной и той же высоте весит меньше, чем 1м3 холодного. Давление тёплого воздуха на земную поверхность меньше, чем холодного. Атмосферное давление 760мм на уровне моря – это нормальное давление. Меньше 760 мм – пониженное, при этом наблюдается пасмурная и дождливая погода, выше – повышенное, наблюдается ясная солнечная погода. Физминутка | Учащиеся проводят эксперименты и объясняют их. Задание №1 В каждой паре рассматриваются 4 вопроса: 1.Что такое атмосферное давление? 2.При помощи каких приборов можно измерить атмосферное давление и единицы измерения АД. 3.Как изменяется атмосферное давление с высотой? (Первая закономерность изменения АД) 4.Как атмосферное давление зависит от температуры? (Вторая закономерность изменения АД.) Идет обмен информацией по каждому вопросу. Следующий этап: учащиеся рассматривают вопросы в паре. Делают необходимые записи в листах индивидуальных достижений. |
| |
V. Первичное закрепление | В качестве закрепления, предлагаю решить задачи. Каждая группа получает свое задание. Алгоритм решения задач по определению атмосферного давления. Внимательно прочтите задачу. Определите, что нужно найти. Запишите, что вам известно (высоту места, давление внизу или наверху). Вспомните, как меняется давление с высотой. Рассчитайте, на какую величину изменится давление. Полученную цифру отнимите (прибавьте) к известной величине давления. Реши задачу: Высота холма составляет 168 м. Давление на вершине – 760 мм. Какое давление у подножия холма? 776мм 2.Реши задачу: Высота холма составляет 1680 м. Давление на вершине – 560мм. Какое давление у подножия холма? 720мм 3.Реши задачу: Высота горы Эльбрус -5642 м. Давление у подножия составляет750 мм. Какое давление будет на вершине? 212,7мм 4.Реши задачу: У поверхности Земли атмосферное давление составляет 764 мм. Какое давление будет на высоте 2000м? 573,5мм 5.Реши задачу: Давление на вершине – 760 мм, давление у подножия холма – 779мм. Какова высота холма? 199,5м 6.Реши задачу: Давление на вершине – 335 мм, давление у подножия холма 721 мм. Какова высота? 4053м | Учащиеся выполняют задания. Задание №2 168:10,5= 16 760+16= 776 мм. 1680:10,5=160 560+160=720 мм. 5642:10,5=537,3 750-537,3=212,7мм 2000:10,5=190,5 764-190,5=573,5мм 779-760=19 19х10,5 =199,5 метров 721-335=386 386х10,5=4053 метров |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой | Ребята, предлагаю выполнить небольшой тест в завершении нашего урока. На слайде представлены предложения. Нужно вставить пропущенные слова, работаем все вместе, дружно: 1. Атмосферное давление – это……. 2. Нормальное атмосферное давление составляет…… 3. Прибор для измерения АД? 4. Единица измерения? 5. С высотой АД уменьшается или увеличивается? 6.Кто первым измерил атмосферное давление? | Фронтальная работа . |
VII. Подведение итогов. | Рефлексия. Составить группой синквейн об атмосферном давлении и записать его в лист индивидуальных достижений. | Составляют синквейн |
VIII. Домашнее задание. | Д/З: всем П .17 Учитель предлагает задание на выбор: составить задачу на определение атмосферного давления, составить кроссворд или тест , 3-4 вопроса по тексту учебника. Сдать оценочные листы. Я их посмотрю и выставлю свою оценку. Спасибо, всем за работу, Надеюсь, что все получили от урока много новых и полезных знаний. | Записывают д/з в дневники. |