СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Атмосферное давление"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Атмосферное давление"»

Конспект урока географии в 6 классе

Тема урока: «Атмосферное давление».

Цели урока:

Предметные:

  • Организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: “Атмосферное давление”.

  • Выяснить совместно с учащимися об изменении атмосферного давления с высотой;

  • Научить определять атмосферное давление на разной высоте;

  • Познакомить со строением барометра.

Метапредметные:


  • развивать умение проводить опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свою деятельность.

  • Формировать мыслительные и коммуникативные навыки, через самостоятельную работу с информацией;

Личностные:

  • Формировать интерес учащихся к географии;

  • Развивать логическое мышление.

Технология, в которой выстроен урок: технология проблемного диалога.

Тип урока: урок, открытия новых знаний.

Оборудование урока: ПК, проектор, слайд-презентация, раздаточный материал, карта мира, необходимое для проведения опытов оборудование: газета или большой лист бумаги и линейка; стакан с водой и лист бумаги или открытка и миска; дощечка, покрытая пластилином (или емкость с мукой (песком)) и бутылка с водой; шприц; воздушный шар; вареное яйцо без скорлупы, бутылка, спички, бумага для поджога; карточки с описанием опытов для каждой группы; красочные издания книг об атмосфере и погоде для выставки; барометр-анероид;  столы сдвинуты по кол-ву групп. 


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент


Приветствие учителя:

Вот и прозвенел звонок, начинается урок.

Потихонечку садитесь, и работать не ленитесь.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку “5”.

Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке, хочется, чтобы наш урок прошел динамично, мы поработали продуктивно, открыли для себя много новых знаний!


Рассаживаются





II. Актуализация опорных знаний


- В начале нашего урока я хочу вам загадать загадку

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

-Что это?

-Правильно

-Что образует воздух вокруг Земли?

-А почему атмосферу можно назвать «теплой рубашкой» Земли?

-А почему её называют ещё и броней?

-А защитным экраном?

-Хорошо! Молодцы!

-Ребята, перед вами лежат листочки самооценки. Напишите на них свою фамилию имя и самостоятельно ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ получаете 1балл. Время на выполнение задания 3-4 минуты.

Лист самооценки

Ф И_______________ класс___


Вопрос

ответ

1

Прибором для измерения температуры воздуха служит…


2

Солнечные лучи нагревают не атмосферу , а ………..


3

В тропосфере температура с высотой ……………. на …… каждые 1000 метров.


4

Количества тепла и света в направлении от экватора к полюсам постепенно убывает из- за изменения ……………..


5

Самое холодное время в течении суток…………………


6

Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течении суток называется……………………


7

Если в течение суток самая высокая температура воздуха составляла + 24 ˚, а самая низкая +10˚, то суточная амплитуда составила…………



7 баллов -оценка «Отлично»

6-5 баллов –оценка «Хорошо»

4-3 баллов – оценка «Удовлетворительно»

Моя оценка ______________,

оценка учителя ___________.

Поменяйтесь с соседом. Проверяем выставляем оценки.






Ответы и предположения учащихся.



-Воздух.


-Атмосферу

-Атмосфера защищает планету от перегревания и охлаждения.

-Защищает от метеоритов.

-Содержит озоновый слой.













III.

Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации

Ребята , как вы думаете воздух имеет вес?

Давайте попробуем взвесить воздух.

Эксперимент:

Пустой воздушный шарик взвесить, а затем надутый.

1 м3 воздуха весит 1300 грамм у поверхности Земли.

Если тело имеет вес, значит оно оказывает давление на земную поверхность. Тогда давление – это сила.

А с силой приходится считаться.

Диалог (подводящий), направленный на формулирование проблемы (цели урока).


Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем вести речь?

Что вы хотите узнать сегодня?

Учитель фиксирует на доске


Давайте запишем тему урока в листах индивидуальных достижений «Атмосферное давление».

Показывается фрагмент фильма об атмосферном далении. (27-30 секунд)





Возможный ответ учащихся:










Учащиеся записывают тему урока



Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему.

IV.

Открытие нового знания

Давайте на практике познакомимся с атмосферным давлением и проведем простые эксперименты.

У вас на столах есть карточки с описанием опыта все необходимое для проведения эксперимента. Ваша задача через 1-2 минуты команда должна быть готова к проведению своего эксперимента, т.е. понять, что делать и выбрать того, кто будет проводить (демонстрировать) опыт.  И объяснить что вы пронаблюдали(Группы по карточкам знакомятся с экспериментом). Готовность - по поднятой руке. 
- Проверка готовности: поняли что делать? Кто будет первым проводить опыт? 

Эксперименты:

  1. «Невидимая сила» ( линейка , большой лист бумаги , стол.)

  2. «Сильнее воды» (Стакан, бумага , вода, таз).

  3. «Воздух поднимает воду» (тазик , стакан, вода).

Результаты опыта записать в лист индивидуальных достижений.

Итак, мы доказали , что атмосферное давление действительно существует.

(Фрагмент фильма).2мин 30 сек

А теперь я предлагаю вам используя учебник и дополнительную информацию найти ответы на вопросы задания №1 и записать ответы в лист индивидуальных достижений.

Работа с учебником и дополнительным материалом в парах.

Учебник параграф 17 (по Домогацкому)


(Демонстрация барометра)


Дополнительная информация:

Атмосферное давление с высотой понижается на каждые 10,5 м подъема на 1 мм рт. ст.

Воздух при нагревании расширяется. Теплый воздух легче холодного, поэтому 1м3 тёплого воздуха на одной и той же высоте весит меньше, чем 1м3 холодного.
Давление тёплого воздуха на земную поверхность меньше, чем холодного.

Атмосферное давление 760мм на уровне моря – это нормальное давление. Меньше 760 мм – пониженное, при этом наблюдается пасмурная и дождливая погода, выше – повышенное, наблюдается ясная солнечная погода.

Физминутка
















Учащиеся проводят эксперименты и объясняют их.









Задание №1

В каждой паре рассматриваются 4 вопроса:

1.Что такое атмосферное давление?

2.При помощи каких приборов можно измерить атмосферное давление и единицы измерения АД.

3.Как изменяется атмосферное давление с высотой? (Первая закономерность изменения АД)

4.Как атмосферное давление зависит от температуры? (Вторая закономерность изменения АД.)


Идет обмен информацией по каждому вопросу.


Следующий этап: учащиеся рассматривают вопросы в паре. Делают необходимые записи в листах индивидуальных достижений.



V.

Первичное закрепление

В качестве закрепления, предлагаю решить задачи.

Каждая группа получает свое задание.

Алгоритм решения задач по определению атмосферного давления.

  • Внимательно прочтите задачу.

  • Определите, что нужно найти.

  • Запишите, что вам известно (высоту места, давление внизу или наверху).

  • Вспомните, как меняется давление с высотой.

  • Рассчитайте, на какую величину изменится давление.

  • Полученную цифру отнимите (прибавьте) к известной величине давления.

  • Запишите ответ.



  1. Реши задачу: Высота холма составляет 168 м. Давление на вершине – 760 мм. Какое давление у подножия холма? 776мм

2.Реши задачу: Высота холма составляет 1680 м. Давление на вершине – 560мм. Какое давление у подножия холма?

720мм

3.Реши задачу: Высота горы Эльбрус -5642 м. Давление у подножия составляет750 мм. Какое давление будет на вершине?

212,7мм



4.Реши задачу: У поверхности Земли атмосферное давление составляет 764 мм. Какое давление будет на высоте 2000м? 573,5мм



5.Реши задачу: Давление на вершине – 760 мм, давление у подножия холма – 779мм. Какова высота холма?

199,5м

6.Реши задачу: Давление на вершине – 335 мм, давление у подножия холма 721 мм. Какова высота?

4053м

Учащиеся выполняют задания.


















Задание №2


168:10,5= 16

760+16= 776 мм.



1680:10,5=160

560+160=720 мм.



5642:10,5=537,3

750-537,3=212,7мм




2000:10,5=190,5

764-190,5=573,5мм




779-760=19

19х10,5 =199,5 метров



721-335=386

386х10,5=4053 метров

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой

Ребята, предлагаю выполнить небольшой тест в завершении нашего урока.

На слайде представлены предложения.

Нужно вставить пропущенные слова, работаем все вместе, дружно:

1. Атмосферное давление – это…….

2. Нормальное атмосферное давление составляет……

3. Прибор для измерения АД?

4. Единица измерения?

5. С высотой АД уменьшается или увеличивается?

6.Кто первым измерил атмосферное давление?





Фронтальная работа .



VII.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Составить группой синквейн об атмосферном давлении и записать его в лист индивидуальных достижений.




Составляют синквейн



VIII.

Домашнее задание.

Д/З: всем П .17

Учитель предлагает задание на выбор: составить задачу на определение атмосферного давления, составить кроссворд или тест , 3-4 вопроса по тексту учебника.

Сдать оценочные листы. Я их посмотрю и выставлю свою оценку.

Спасибо, всем за работу, Надеюсь, что все получили от урока много новых и полезных знаний.



Записывают д/з в дневники.