ГИДРОСФЕРА.
6 класс
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК - АУКЦИОН
Цель урока:
- обобщить теоретические знания и практические навыки по теме «Гидросфера»,
- определить уровень усвоения учебного материала и углубить знания;
- развивать приемы и навыки работы с картой, таблицами, дополнительной литературой;
- воспитывать интерес к знаниям, оказывать содействие стремлению к изучению естественных наук, объединения географии с литературой, искусством, жизнью.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: аукцион.
Оборудование урока: физическая карта полушарий, атласы и контурные карты, тетради и каталоги предметов аукциона (у учеников);
предметы аукциона (картины, фотоальбом, «бутылочная почта», минеральная вода, календарные стенки, торф, снежинки, зонтик);
для проведения аукциона: рулетка, молоток, номерки предметов, разноцветные жетоны (красные, зеленые, желтые);
музыкальное оформление; карточка-задача; на доске - географические разноуровневые головоломки.
Девиз урока: «Самый большой капитал — наши знания».
План урока
Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
Актуализация опорных знаний учеников:
а) географический диктант — для активизации памяти учеников;
б) активизация внимания — географическая игра «Третий лишний»;
в) таблица «Найди число» — проверка знания карты.
3. Игра-аукцион:
а) объяснение срока «аукцион»;
б) правила проведения;
в) условия оценивания;
г) проведение аукциона.
Короткие географические головоломки (разноуровневые задачи за картой)
Итоги урока-аукциона. Оценивание знаний учеников.
Выводы.
Домашняя задача (дифференцированная).
Нестандартное завершение урока.
ХОД УРОКА
I. Нестандартное начало урока
Звучит тихая музыка.
Учитель. Давно это было. И сказал Бог: «Пусть соберется вода из неба к месту одного и пусть суходол станет видный». И назвал Бог суходол «землей», а место собрания воды «морем». И Бог увидел, что хорошо оно».
Сегодня на уроке мы проведем обобщение знаний по изученной теме — «Гидросфера», определим уровень усвоения материала, попробуем доказать в ходе урока девиз: «Самый большой капитал — наши знания».
II. Актуализация опорных знаний учеников
Активизация памяти
Географический диктант: учитель предлагает определения — ученик коротко записывает ответ. Проводим устную проверку, ученики между собою — взаимопроверку. Если все правильно, ученик получает красный жетон; одна ошибка — зеленый жетон; две ошибки — желтый жетон.
Географический диктант:
Речка с всеми своими притоками. (Речная система)
Естественное углубление на поверхности суходола, заполненное водой. (Озеро)
Животное царство в толще воды океана. (Нектон)
Соленость воды океана измеряется в... (Промилле)
Низменность в устье речки, которая образовалась речными наносами. (Дельта)
Потек воды, которая падает из выступления, образованного породами в русле речки. (Водопад)
Активизация внимания
Географическая игра «Третий лишний»: определить лишний в цепочке объект, обосновав свой выбор (желтый жетон).
Нил, Говерла, Енисей. (Реки)
Виктория, Амазонка, Ниагарский. (Водопады)
Черное, Красное, Баренцево. («Цветные моря» моря, внутренние моря)
Босфор, Средиземное, Дрейка. (Проливы)
Баскунчак, Днепр, Байкал. (Озера)
Проверка знания карты
Таблица «Найди число»
| Речка | Материк | Океан |
1. | Нил | 4. Южная Америка | 7. Атлантический |
2. | Амазонка | 5. Африка | 8. Северный Ледовитый |
3. | Енисей | 6. Евразия | 9. Индийский |
Ответы: 157; 247; 368.
III. Игра-аукцион
Объяснение термина «аукцион»
Термин «аукцион» — от латинского аукцион — продажа товаров, имущества из публичного торга покупателю, который предложил высшую цену.
Правила проведения
Все предметы, перечисленные в каталоге, прямо или опосредствованно касаются темы «Гидросфера» и выставляются на аукцион «для продажи». Порядок продажи определяют с помощью рулетки, которая после остановки указывает на номер предмета, который «продается». Учитель демонстрирует предмет продажи. Ученик, который желает приобрести определенный предмет, может рассказать о нем и его связи с темой «Гидросфера». После третьего удара молотка ответы не принимаются. Если связь не будет найдена, предмет не продан.
Каждый ответ оценивается так:
за полную характеристику — красный жетон;
за неполный ответ — зеленый жетон;
за незначительное дополнение — желтый жетон.
Количество и цвет жетонов учитывают во время оценивания работы каждого ученика в конце урока.
Каждому ученику раздается «каталог»:
Зонтик
Снежинки
Минеральная вода
Торф
Картина «Река»
Картина «Водопад»
Фотоальбом «Дельта Дуная»
Картина «Море»
Бутылочная почта
Соль
Продажа предметов аукциона чередуется с паузами:
загадочной паузой;
вопросительной минуткой;
поэтической паузой;
практической паузой;
физкультминуткой - смешинкой.
Загадочная пауза
Не вода и не суша, на лодке не проплывешь, ногами не пройдешь. (Болото)
Из горы сбегает без проблем, она гремит, как гром.
В морозный день твердая она —
топором руби.
Нагрей ее — и к небесам взлетит она. (Три состояния воды)
Вопросительная минутка
Чем отличается исток, долина, русло, течение горной речки от равнинной?
Чем отличается наводнение от паводка?
Рекламная пауза
Рекламируется какой-либо объект гидросферы (речка, водопад, озеро).
Поэтическая пауза
I уровень — стих к теме «Гидросфера» без комментариев.
II уровень — стих-комментарий-карта.
III уровень — собственный стих с комментариями.
Физкультминутка – смешинка
Если вы считаете, что нужно экономить воду, хлопайте в ладоши.
Если вы закрываете воду, пока чистите зубы, — поднимите руки вверх и в стороны.
Если вы (не) оставляете мусор на берегу реки, потопайте ногами.
Если вы (не) сорите на улице, потрите руки.
Если вы хотите сохранить природу от загрязнения, закройте руками глаза.
Практическая пауза
I уровень
По географическим координатам найдите объект: 33° вост. д., 2° юж. ш.
(Озеро Виктория)
II уровень
Найти географические координаты объекта и дать короткую характеристику: 108° вост. д., 53° юж. ш.
(Озеро Байкал)
IIІ уровень
Найти точку, противоположную по диаметру земной снопе к заданной, коротко охарактеризовать объект.
Заданная точка — 166° зап. д., 13° юж. ш., 14° вост. д., 13° юж. ш.
(Озеро Угар в пустыне Сахара в Африке)
IV. Короткие географические головоломки (разноуровневые задачи с картой)
І уровень — определить объект — назвать и показать его на карте; определить, куда впадает.
II уровень — определить объект, назвать, показать на карте, дать короткую характеристику, сравнить с предыдущей задачей.
III уровень — определить объект, назвать и показать на карте, дополнительные сведения об этом объекте и сравнении с предыдущим.
V. Выводы по теме «Гидросфера»
VI. Звучит тихая музыка, ученики подытоживают результаты своей работы.
Учитель подводит итог
VII. Домашняя задача (дифференцированная)
Всему классу: повторить словарики по теме и знать карту.
I уровень — подобрать загадки, связанные с темой.
II уровень — составить кроссворд или чайнворд по теме.
III уровень — составить кроссворд (или чайнворд) с рисунками.
Домашняя задача для углубления знаний:
1) Почему в одних случаях течение с температурой воды +17°С называют теплой, а в других — холодной?
Задача. Определите, сколько соли можно испарить с 1 т пресной воды (соленость 0,2%) и с 1 т воды Красного моря?
Что такое морена, как она получается?
Положительные и отрицательные последствия создания водохранилищ.
VIII. Нестандартное завершение урока — исполнение песни о речке.