СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-беседа "Солнце перед ненастьем"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-беседа "Солнце перед ненастьем"

Просмотр содержимого документа
«Урок-беседа "Солнце перед ненастьем"»














Урок – беседа по литературе в 5 классе

по повести А.О.Шогенцукова

«Солнце перед ненастьем».



























Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ с.Псыншоко»

Ф.Х.Тхакахова



Тема: Адам Шогенцуков «Солнце перед ненастьем». Класс:5

Предмет: литература

Задачи урока : в ходе обсуждения повести показать, что в жизни человека встречаются трудности, которые нелегко преодолеть, научить выделять из текста олицетворения и сравнения, развивать устную речь учащихся, познавательную деятельность учащихся и связную речь учащихся, привитие интереса к изучению национальной литературы

Целевой компонент урока.

Педагогические цели:

1.Организовать работу по осмысленному чтению повести. 2.Закрепить знания по теории литературы.

  1. Организовать работу детей в группах, создать условия для того, чтобы услышать и принять иные точки зрения.

  2. Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока ( организовать работу с кластерами, теорией литературы, синквейном).

  3. Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.. 7.Создать обстановку, благоприятную для беседы .

8.Привить интерес к родной литературе

Ожидаемый результат:

  1. Учащиеся осмысленно читают текст повести .

  2. Ученики выписывают из повести пословицы, поговорки, сравнения

  3. Дети раскрывают его смысл, привлекая отрывки из последних глав. 4.Обучающиеся умеют работать в группах, уважать разные точки зрения. 5.Учащиеся проявляют творчество и активность на уроке.

  1. Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности, высказывают свое отношение к теме урока.

  2. Учащиеся получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.

  3. Знакомятся с произведениями кабардинской литературы.

Используемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.



Оборудование: 1. Портрет А.О.Шогенцукова.

    1. Книжная выставка.

    2. Иллюстрация к произведению.

    3. Карточки для устной рефлексии («Мне было интересно, когда...», «Мне понравилось...», «Мне было трудно, когда...»).


Задания:

I Прочитать повесть А.Шогенцукова «Солнце перед ненастьем» и подготовить ответы на следующие вопросы:

  1. Все ли нравится вам в Земле, когда знакомитесь с ним в первых главах повести?

  2. Какие черты характера Залима раскрываются в главах: «В саду за домом», «А вдруг бы он на меня бросился?»

  3. Под влиянием кого меняется характер Залима?

  4. приведите примеры, из которых видно, что Залим стал лучше относиться к учебе, товарищам.

  5. Из-за чего случилось несчастье с Ниной? (глава «Что я наделал?»

  6. Как вы понимаете смысл названия главы и всей повести «Солнце перед ненастьем».

  7. Кто из героев вам понравился? Чем?



  1. Выписать из повести пословицы, поговорки, сравнения. Отметить описание природы.
  2. Написать отзыв о повести А. О. Шогенцукова «Солнце перед ненастьем».


Записи на доске:

«Перед ненастьем солнце бывает необычно ярким, жгуче жарким. Набежит туча, и оно меркнет. Но настоящее солнце не гаснет- пройдет непогода, и снова оно сияет ярко.»

«Люди говорят- зло солнце перед ненастьем. Вот и прошло это ненастье… только буря побушует и уйдет, а солнце будет светить для добра…»


Учитель: (вступительное слово).

Перед ненастьем солнце бывает необычно жарким. Набежит туча, и оно меркнет. Но настоящее солнце не гаснет - пройдет непогода, и снова оно сияет ярко, на иного мальчика посмотришь- смелый, сильный, красивый человек. А чуть столкнется с трудностями- и куда все девается. Не узнать его, померк человек. Но, если в его груди бьется доброе сердце, он найдет силы и преодолеет трудности. Об этом и написана повесть «Солнце перед ненастьем».

Впервые она была издана в Нальчике в 1954 году.

Автор этой книги, поэт и прозаик Адам Огурлиевич Шогенцуков, родился в 1916 году в селении Старая Крепость (Баксан) Баксанского района,

Кабардино-Балкарской республики.

Шогенцуков окончил Нальчикский педагогический техникум, Кабардино- Балкарский пединститут и Высшие литературные курсы.

В годы ВОВ прошел боевой путь от предгорий Кавказа до Вены и Пряги.

До войны и послевоенное время он занимался педагогической

деятельностью. А.Шогенцуков написал много стихов, рассказов, очерков и повестей. Он также перевел на родной язык многие произведения

русской и мировой классики.

Адам Шогенцуков и сейчас занимается творческой деятельностью, пишет свои произведения.

А сегодня на уроке литературы мы проведем беседу по его повести

«Солнце перед ненастьем», которую вы должны были прочитать самостоятельно.

Сейчас послушаем несколько отзывов, которые вы написали. (чтение отзывов о повести).

Например. Прочитаешь иную книгу и очень скоро даже забудешь, о чем она. Но совсем не такая повесть А.О.Шогенцукова «Солнце перед

ненастьем». Интересная по содержанию, она увлекает не только этим.

Книга помогла мне , например, понять, что не всегда люди кажутся смелыми и сильными, в действительности таковы. Эти качества

проверяются в борьбе с трудностями. Вот если человек сумел преодолеть их, значит, он по настоящему смел. Мне очень понравились герои повести Хасан и Нина. Смелые, справедливые, добрые, они не оставили в беде товарища - Залима. А ведь с ним действительно приключилась беда: лень, лживость, зазнайство, хвастовство крепко запали ему в сердце. Но сердце Залима было добрым, и он с помощью друзей одолел беду.


Учитель: Все ли вам нравится в Залиме, когда вы знакомитесь с ним в первых главах (романа) повести,?


Ученик: в самом начале повести Залим показан ленивым, нечестным, трусливым, плохим товарищем.


Учитель: какие черты характера Залима раскрываются в главах: «В саду за домом», «А вдруг бы он на меня бросился?»


Ученик: В этих главах раскрываются такие черты характера как трусость, непослушание.


Учитель: Под влиянием кого меняется характер Залима?

Под влиянием друзей Нины и Хасана, а также старших – дедушки, родителей и учителей- меняется характер Залима.

Приведите примеры, из которых видно, что Залим стал лучше относиться к учебе, товарищам. (приводят примеры).


Учитель: Из-за чего случилось несчастье с Ниной?



Ученик: Нелегко сразу избавиться от плохих черт в характере. Иногда у Залима проявляется ее прежнее хвастовство, несерьезное отношение к делу. Именно поэтому случилось несчастье: испуганные Залимом лошади понесли, и тяжело израненная Нина попала в больницу. И хотя этим событием заканчивается повесть, чувствуется, что случившееся для Залима- серьезный урок.


Учитель: Что вы узнали о Залиме, его родителях и дедушке Мазане из первой главы повести?


Ученик: Обе дочери Мазана Машукова вышли замуж еще задолго до войны и уехали из аулов за реку Малку. Мужья их приходились двоюродными братьями. За 15 лет, что минули после войны, только дважды зятья навещали тестя, а дочери отца. А внуков же и внучек своих Мазан видал лишь раз, да и то до войны. Так и остались они старику чужими. Залим иное дело, он вырос на руках у деда. Родители мальчика долго жили в Германии: Жантина работала там учительницей, Хадис, младший сын Мазана, капитан, служил в танковой части.


Учитель: Как Хасан снова стал учеником? Какие события произошли в жизни Залима и Хасана прежде, чем они стали друзьями?


Учитель: Кто расскажет содержание сказания о цветке Сатаней? (пересказ содержания этой части)

Учитель: Как вы понимаете смысл названия последней главы и всей повести- «Солнце перед ненастьем».


У повести интересное название: дети раскрывают его смысл, привлекая отрывки из последних глав.

«На небе солнце вступило в единоборство с грозным полчищем бурных туч. Оно яростно сопротивлялось надвигающейся тьме, изо всех сил упираясь сухими ногами лучей в вершины гор. С низины налетел ветер, натолкнулся на песчаную стену обрыва, взвихрил пыль, запорошил ею кусты над Псыншоко. Над горами дымчатые пласты туч развалила молния. Далеким пушечным выстрелом громыхнул гром».

И еще один: «Нет, не померкло солнце! Люди говорят - зло солнце перед ненастьем. Вот и пришло это ненастье.… Только буря побушует и уйдет, а солнце будет светить до добра…»


Ученик: Солнце никогда не гаснет – пройдет ненастье, и вновь засияет ярко его лучи. Так и человек иногда, столкнувшись с трудностями, померкнет. Но если это настоящий человек, а в груди у него настоящее сердце, он преодолеет трудности.

А сейчас вы должны определить, к каким эпизодам эти рисунки? (дети пересказывают краткое содержание эпизода)


Учитель: У вас было задание найти и выписать из текста, описания природы, олицетворения, сравнения, пословицы и поговорки. Какое олицетворение вы выписали?


Из «Путешествия в страну Нартов» выделил я такое олицетворение:

«Здравствуй, старый дуб! Как это говорил дедушка? Этот дуб рассердился на болтливую молодежь и ушел от нее, и молчит, и думает свою одинокую думу».

Учитель: Правильно. Вот еще раз вы убедились в том, что между жизнью природы существует неразрывная связь. Сейчас давайте прочитаем описания природы:

(дети читают описание природы).



Учитель: В повести очень много интересных описании. Послушаем одно из них.


«Обычно с утра, стоило только Мазану шагнуть за порог, его тотчас окружала шумная птичья ватага: индюки гордо несли свои пышные, похожие на пестрые букеты, головы, важно вышагивали заносчивые петухи с острыми, как сабли, шпорами, тугими кабачками катились под ноги белые утки.»


Учитель: Выделите в этом описании сравнения, и установите, что автор строит их на сходстве признаков.


Учитель: Нельзя оставить без внимания пословицы и поговорки, которые использует автор в книге. Послушаем пословицы и поговорки , которые вы выписали в свои тетради.


Ученики: «За общим столом еда вкуснее, на общей ниве труд веселее, дружная семья быстрей богатеет».

«В правде стыда нет, от правды худа не будет».

«Терпенье и труд все перетрут».

«кабы не зубы, а овцы во рту бы, люди б жили, не зевали, рот овчарней называли».

«Что глаза увидят, то и руки сделают».

«Захочешь полететь - крылья вырастут».

«Знание - великое богатство, данное человеку. Все может иссякнуть, знания же - никогда».

«Пышна голова у индюка, да пришлась на дурака».



Стадия рефлексии. Беседа по вопросам:
  • Какова позиция автора в повести?

  • Побуждение к свободным высказываниям.


Организация работы по созданию синквейна.

Организация оценочной деятельности обучающихся.

Участие в беседе по вопросам учителя?



Самооценка работы на уроке и анализ собственных ощущений:
  • мне понравилось...,

  • мне было трудно, когда...,

  • мне было интересно, когда...

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Д/з составить рассказ о дальнейшей судьбе героев.