Урок – беседа по литературе в 5 классе по повести А.О.Шогенцукова
«Солнце перед ненастьем».
Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ с.Псыншоко»
Ф.Х.Тхакахова
Тема: Адам Шогенцуков «Солнце перед ненастьем».
Класс:5 Предмет: литература
Задачи урока : в ходе обсуждения повести показать, что в жизни человека встречаются трудности, которые нелегко преодолеть, научить выделять из текста олицетворения и сравнения, развивать устную речь учащихся, познавательную деятельность учащихся и связную речь учащихся, привитие интереса к изучению национальной литературы
Целевой компонент урока.
Педагогические цели:
1.Организовать работу по осмысленному чтению повести. 2.Закрепить знания по теории литературы.
Организовать работу детей в группах, создать условия для того, чтобы услышать и принять иные точки зрения.
Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока ( организовать работу с кластерами, теорией литературы, синквейном).
Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.. 7.Создать обстановку, благоприятную для беседы .
8.Привить интерес к родной литературе
Ожидаемый результат:
Учащиеся осмысленно читают текст повести .
Ученики выписывают из повести пословицы, поговорки, сравнения
Дети раскрывают его смысл, привлекая отрывки из последних глав. 4.Обучающиеся умеют работать в группах, уважать разные точки зрения. 5.Учащиеся проявляют творчество и активность на уроке.
Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности, высказывают свое отношение к теме урока.
Учащиеся получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.
Знакомятся с произведениями кабардинской литературы.
Используемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: 1. Портрет А.О.Шогенцукова.
Книжная выставка.
Иллюстрация к произведению.
Карточки для устной рефлексии («Мне было интересно, когда...», «Мне понравилось...», «Мне было трудно, когда...»).
Задания:
I Прочитать повесть А.Шогенцукова «Солнце перед ненастьем» и подготовить ответы на следующие вопросы:
Все ли нравится вам в Земле, когда знакомитесь с ним в первых главах повести?
Какие черты характера Залима раскрываются в главах: «В саду за домом», «А вдруг бы он на меня бросился?»
Под влиянием кого меняется характер Залима?
приведите примеры, из которых видно, что Залим стал лучше относиться к учебе, товарищам.
Из-за чего случилось несчастье с Ниной? (глава «Что я наделал?»
Как вы понимаете смысл названия главы и всей повести «Солнце перед ненастьем».
Кто из героев вам понравился? Чем?
Выписать из повести пословицы, поговорки, сравнения. Отметить описание природы. Написать отзыв о повести А. О. Шогенцукова «Солнце перед ненастьем».
Записи на доске:
«Перед ненастьем солнце бывает необычно ярким, жгуче жарким. Набежит туча, и оно меркнет. Но настоящее солнце не гаснет- пройдет непогода, и снова оно сияет ярко.»
«Люди говорят- зло солнце перед ненастьем. Вот и прошло это ненастье… только буря побушует и уйдет, а солнце будет светить для добра…»
Учитель: (вступительное слово).
Перед ненастьем солнце бывает необычно жарким. Набежит туча, и оно меркнет. Но настоящее солнце не гаснет - пройдет непогода, и снова оно сияет ярко, на иного мальчика посмотришь- смелый, сильный, красивый человек. А чуть столкнется с трудностями- и куда все девается. Не узнать его, померк человек. Но, если в его груди бьется доброе сердце, он найдет силы и преодолеет трудности. Об этом и написана повесть «Солнце перед ненастьем».
Впервые она была издана в Нальчике в 1954 году.
Автор этой книги, поэт и прозаик Адам Огурлиевич Шогенцуков, родился в 1916 году в селении Старая Крепость (Баксан) Баксанского района,
Кабардино-Балкарской республики.
Шогенцуков окончил Нальчикский педагогический техникум, Кабардино- Балкарский пединститут и Высшие литературные курсы.
В годы ВОВ прошел боевой путь от предгорий Кавказа до Вены и Пряги.
До войны и послевоенное время он занимался педагогической
деятельностью. А.Шогенцуков написал много стихов, рассказов, очерков и повестей. Он также перевел на родной язык многие произведения
русской и мировой классики.
Адам Шогенцуков и сейчас занимается творческой деятельностью, пишет свои произведения.
А сегодня на уроке литературы мы проведем беседу по его повести
«Солнце перед ненастьем», которую вы должны были прочитать самостоятельно.
Сейчас послушаем несколько отзывов, которые вы написали. (чтение отзывов о повести).
Например. Прочитаешь иную книгу и очень скоро даже забудешь, о чем она. Но совсем не такая повесть А.О.Шогенцукова «Солнце перед
ненастьем». Интересная по содержанию, она увлекает не только этим.
Книга помогла мне , например, понять, что не всегда люди кажутся смелыми и сильными, в действительности таковы. Эти качества
проверяются в борьбе с трудностями. Вот если человек сумел преодолеть их, значит, он по настоящему смел. Мне очень понравились герои повести Хасан и Нина. Смелые, справедливые, добрые, они не оставили в беде товарища - Залима. А ведь с ним действительно приключилась беда: лень, лживость, зазнайство, хвастовство крепко запали ему в сердце. Но сердце Залима было добрым, и он с помощью друзей одолел беду.
Учитель: Все ли вам нравится в Залиме, когда вы знакомитесь с ним в первых главах (романа) повести,?
Ученик: в самом начале повести Залим показан ленивым, нечестным, трусливым, плохим товарищем.
Учитель: какие черты характера Залима раскрываются в главах: «В саду за домом», «А вдруг бы он на меня бросился?»
Ученик: В этих главах раскрываются такие черты характера как трусость, непослушание.
Учитель: Под влиянием кого меняется характер Залима?
Под влиянием друзей Нины и Хасана, а также старших – дедушки, родителей и учителей- меняется характер Залима.
Приведите примеры, из которых видно, что Залим стал лучше относиться к учебе, товарищам. (приводят примеры).
Учитель: Из-за чего случилось несчастье с Ниной?
Ученик: Нелегко сразу избавиться от плохих черт в характере. Иногда у Залима проявляется ее прежнее хвастовство, несерьезное отношение к делу. Именно поэтому случилось несчастье: испуганные Залимом лошади понесли, и тяжело израненная Нина попала в больницу. И хотя этим событием заканчивается повесть, чувствуется, что случившееся для Залима- серьезный урок.
Учитель: Что вы узнали о Залиме, его родителях и дедушке Мазане из первой главы повести?
Ученик: Обе дочери Мазана Машукова вышли замуж еще задолго до войны и уехали из аулов за реку Малку. Мужья их приходились двоюродными братьями. За 15 лет, что минули после войны, только дважды зятья навещали тестя, а дочери отца. А внуков же и внучек своих Мазан видал лишь раз, да и то до войны. Так и остались они старику чужими. Залим иное дело, он вырос на руках у деда. Родители мальчика долго жили в Германии: Жантина работала там учительницей, Хадис, младший сын Мазана, капитан, служил в танковой части.
Учитель: Как Хасан снова стал учеником? Какие события произошли в жизни Залима и Хасана прежде, чем они стали друзьями?
Учитель: Кто расскажет содержание сказания о цветке Сатаней? (пересказ содержания этой части)
Учитель: Как вы понимаете смысл названия последней главы и всей повести- «Солнце перед ненастьем».
У повести интересное название: дети раскрывают его смысл, привлекая отрывки из последних глав.
«На небе солнце вступило в единоборство с грозным полчищем бурных туч. Оно яростно сопротивлялось надвигающейся тьме, изо всех сил упираясь сухими ногами лучей в вершины гор. С низины налетел ветер, натолкнулся на песчаную стену обрыва, взвихрил пыль, запорошил ею кусты над Псыншоко. Над горами дымчатые пласты туч развалила молния. Далеким пушечным выстрелом громыхнул гром».
И еще один: «Нет, не померкло солнце! Люди говорят - зло солнце перед ненастьем. Вот и пришло это ненастье.… Только буря побушует и уйдет, а солнце будет светить до добра…»
Ученик: Солнце никогда не гаснет – пройдет ненастье, и вновь засияет ярко его лучи. Так и человек иногда, столкнувшись с трудностями, померкнет. Но если это настоящий человек, а в груди у него настоящее сердце, он преодолеет трудности.
А сейчас вы должны определить, к каким эпизодам эти рисунки? (дети пересказывают краткое содержание эпизода)
Учитель: У вас было задание найти и выписать из текста, описания природы, олицетворения, сравнения, пословицы и поговорки. Какое олицетворение вы выписали?
Из «Путешествия в страну Нартов» выделил я такое олицетворение:
«Здравствуй, старый дуб! Как это говорил дедушка? Этот дуб рассердился на болтливую молодежь и ушел от нее, и молчит, и думает свою одинокую думу».
Учитель: Правильно. Вот еще раз вы убедились в том, что между жизнью природы существует неразрывная связь. Сейчас давайте прочитаем описания природы:
(дети читают описание природы).
Учитель: В повести очень много интересных описании. Послушаем одно из них.
«Обычно с утра, стоило только Мазану шагнуть за порог, его тотчас окружала шумная птичья ватага: индюки гордо несли свои пышные, похожие на пестрые букеты, головы, важно вышагивали заносчивые петухи с острыми, как сабли, шпорами, тугими кабачками катились под ноги белые утки.»
Учитель: Выделите в этом описании сравнения, и установите, что автор строит их на сходстве признаков.
Учитель: Нельзя оставить без внимания пословицы и поговорки, которые использует автор в книге. Послушаем пословицы и поговорки , которые вы выписали в свои тетради.
Ученики: «За общим столом еда вкуснее, на общей ниве труд веселее, дружная семья быстрей богатеет».
«В правде стыда нет, от правды худа не будет».
«Терпенье и труд все перетрут».
«кабы не зубы, а овцы во рту бы, люди б жили, не зевали, рот овчарней называли».
«Что глаза увидят, то и руки сделают».
«Захочешь полететь - крылья вырастут».
«Знание - великое богатство, данное человеку. Все может иссякнуть, знания же - никогда».
«Пышна голова у индюка, да пришлась на дурака».
Стадия рефлексии. Беседа по вопросам:
Какова позиция автора в повести?
Побуждение к свободным высказываниям.
Организация работы по созданию синквейна.
Организация оценочной деятельности обучающихся.
Участие в беседе по вопросам учителя?
Самооценка работы на уроке и анализ собственных ощущений:
мне понравилось...,
мне было трудно, когда...,
мне было интересно, когда...
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Д/з составить рассказ о дальнейшей судьбе героев.