Учитель биологии
МБОУ «СШ №29»
Тюмен области, ХМАО-Югра,
г. Нижневартовска
Шайхуллиной Зили Мухарамовны.
Белки — природные полимеры.
Методическая разработка урока по дисциплине «Биология»
Предмет: Биология
Класс 10 Тема: “Белки — природные полимеры
Тип занятия: Интегрированный урок (биология, химия).
Цели: 1.
Обучающая: - дать понятие о белках – природных полимерах ,объяснить
строение макромолекул белка.
- углубить знания учащихся о связи строения молекул
вещества и их функции на примере белков.
- научить осмысливать информацию и делать выводы.
- расширить знания в области .
2.Развивающая:
- актуализация знаний;
- умение систематизировать и обобщать полученные знания.
- развить умение выделять главное, делать выводы.
3.Воспитательная:
- воспитать навыки групповой деятельности студентов;
- сформировать интерес к знаниям;
- сплотить коллектив группы.
- формировать и развивать научную картину мира.
Знать:
- состав белков, уровни организации белковой молекулы
- свойства и функции белков.
Уметь:
- проводить реакции, подтверждающие свойства белков,
качественные реакции на белки.
-составлять уравнения химических реакций синтеза
полипептидной цепи (составлять модели).
- объяснять функции белков в организме.
Оборудование таблицы “Строение белков”, “Состав белков”, “Функции белков”, “Расщепление белков в организме”, “Аминокислоты”. Образцы белков (яйцо, мясо), реактивы (H2O2, C2H5OH, CuSO4, NaOH, HNO3, NaCl). Спиртовки, образцы шерсти.
Ход урока:
1. Организационный момент:
2. Переход к изучению новой темы:
3. Изучение новой темы:
Урок начинается стихами С.Я.Надсона:
“Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
капризна, как дитя, и призрачна, как дым,
кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
великое смешав с ничтожным и смешным…”
Учитель химии: Что такое жизнь? Откуда она взялась на Земле? Эти вопросы волнуют людей всегда. Ни одно естественнонаучное явление не вызывало такой острой борьбы мировоззрений, какая всегда сопровождала проблема живого. А причина этой борьбы – в самом объекте познания, его уникальности, неповторимости и сложности. Постепенно было накоплено достаточно экспериментального материала, чтобы дать следующее определение жизни: “Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка”. (Ф.Энгельс)
Современная наука представляет жизнь как переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами.
Что же такое белок? Студенты должны раскрыть тайну веществ, лежащих в основе понятия “жизнь”, т.е. должны ответить на вопрос “Что такое белок?”. (Для организации дальнейшей деятельности студентов учитель знакомит их с особенностью работы в группах). Студенты работают в составе 6 групп с учетом психофизиологических особенностей.
Для самостоятельной работы группам выданы инструкции, пластилин, проволока, бусы. Устанавливается регламент работы (10 минут).
Прочитайте текст учебника химии на стр.18–20;
Ответьте на вопросы и обсудите в группе:
Каков атомарный состав белков? Какие функциональные группы входят в состав белков?
Каким образом происходит соединение аминокислот в белковую молекулу? (Покажите на примере 2-х аминокислот. Пластилин. Цветная бумага).
Каким образом образуется первичная, вторичная, третичная структура белка? (Покажите с помощью бус).
Почему белки называют природными полимерами? (Отличие от крахмала, целлюлозы).
Составьте схему превращения белков в организме.
Проводится обсуждение вопросов. Выступает один студент от группы, остальные имеют право дополнять, исправлять, задавать вопросы. Предлагается рейтинговая система оценки знаний, умений.
Полный ответ – 3 балла. Ответ с уточнениями, дополнениями – 2 балла, дополнение – 1 балл.
По окончанию обсуждения вопросов cтуденты формируют общий вывод по I этапу работы:
Белки очень разнообразны, т.к. каждый из них характеризуется последовательностью аминокислотных звеньев: белки – это высшая, самоорганизующаяся форма развития вещества, в которой первичная структура определяет его биологическую активность; белки полифункциональны, это биополимеры, полипептиды. Белки различаются по составу аминокислот, числу аминокислотных остатков по порядку их последовательности в белковой цепи.
Белки всех организмов построены из одних и тех же аминокислот – это доказательство единства живого мира на Земле.
Учитель биологии: Белки – основная структурная часть любого живого организма, а также неотъемлемая часть пищи животных и человека. При исключении из рациона белкового компонента, несмотря на достаточную калорийность пищи, у живых организмов наблюдаются патологические явления: остановка роста, изменение состава крови и т.д. С чем же связано огромное значение белков для живых организмов?
С сообщением “Функции белков в организме’’выступают студенты:
- каталитическая функция,
- защитная функция,
- строительная функция,
- сигнальная функция,
- энергетическая,
- транспортная,
- двигательная.
Вывод: приоритетная роль белков в клетке объясняется многообразием их функций. Поэтому они являются основой жизни.
Ученики составляют краткий конспект по выступлениям.
Закрепление пройденного материала(Лабораторная работа)
Каталитическая функция белков. Лабораторная работа. (Проводит учитель биологии).
Прилейте по 2 мл. Н2О2 в пробирке с кусочками мяса, картофелем (сырой, вареный).
Запишите наблюдаемые вами явления в таблицу.
Дайте объяснения вашим наблюдениям.
Что брали? | Что делали? | Что наблюдали? | Объяснения |
Живые клетки растительной ткани Мертвые клетки раст. ткани Живые клетки животной ткани Мертвые клетки животной ткани | | | |
Вывод: При варке картофеля, мяса произошла денатурация белка фермента каталазы, разрушилась 3-ая структура белка и это привело в разрушению активного центра фермента. Выделение кислорода при действии Н2О2 на сырой картофель и мясо свидетельствует о проявлении каталитической функции белка – фермента каталазы.
2Н2О2 = 2Н2О + О2
Химические свойства белков (учитель химии).
1. Цветные реакции на белок
Опыт 1: Биуретовая реакция (распознавание пептидных связей).
К 2 мл раствора белка добавьте 2 мл 10% раствора NaOH, а затем 2–3 капли CuSO4. Наблюдайте изменение цвета.
Опыт 2: Ксантопротеиновая реакция (обнаружение бензольных ядер в аминокислотных остатках). К 2 мл раствора белка добавьте 0,5 мл конц. HNO3 и нагрейте. Наблюдайте за реакцией.
2. Гидролиз белков – разрушение первичной структуры. В лаборатории этот процесс проводится в присутствии кислот и щелочей при нагревании. В организме он проходит под действием ферментов.
3. Денатурация белков. Необратимая - полное разрушение пространственной структуры белка. Денатурация происходит под действием солей тяжелых металлов, высокой температуры, излучения.
Обратимая денатурация - частичное разрушение пространственной структуры белка. Обратный процесс называется денатурация.
Опыт 1. К раствору белка добавьте раствор хлорида натрия. Пронаблюдайте и проанализируйте изменения.
Опыт 2. К раствору белка добавьте концентрированный раствор сульфата меди. Пронаблюдайте и объясните изменения.
Опыт 3. К раствору белка добавьте 96% раствор этанола. Объясните произошедшие изменения.
4. Горение белков. Студенты поджигают шерстяную нитку и делают вывод.
Учитель химии: Денатурация приводит к нарушению антигенной чувствительности белка, а иногда и к полному блокированию ряда иммунологических реакций, к инактивации ферментов и нарушению обмена веществ. Ученые предполагают, что процессы старения связаны с медленно протекающей денатурацией. Реакция гидролиза белков приводит к образованию аминокислот, из которых в клетках организма образуются белки, характерные для данного организма.
Для закрепления новых понятий проводится логический брифинг. Каждая группа получает одинаковое число вопросов. Другие группы могут исправлять (1 балл). Правильный ответ – 2 балла.
Логический брифинг:
Другие названия белка.
Мономеры белка.
Группы атомов, обуславливающие амфотерные свойства белков.
Связь, поддерживающая I структуру белков.
Структура белка, представляющая спираль.
Полное разрушение пространственных структур белков.
Реакция, лежащая в основе получения белков.
Гормон поджелудочной железы.
Биологические катализаторы.
10.Болезнь, вызываемая недостатком инсулина в организме.
11.Связи, поддерживающие вторичную структуру белка?
12.Структура белка, определяющая биологическую активность белка.
13.Процесс взаимодействия белков с водой.
14.Структура белка, которая разрушается при нагревании белка с водой.
15.Структура белка, которая поддерживается эфирными и дисульфидными мостиками.
Вывод: Итак, понятие “жизнь” и “белок” неразрывно связаны. Чтобы ответить на вопрос “что такое жизнь?”, надо знать, что такое белок. Чем больше о белках мы узнаем, тем глубже проникаем в понятие “жизнь”. Насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика жизнь. Подтверждением служат слова Гете: “Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир бы не мог существовать, если бы был так просто устроен”.
Домашнее задание: §38, 39 (биология)
Осуществить переход: пропанa → пропенa → пропанолa→ пропановая кислота →аминопропановая кислота → дипептид.
Литература:
В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин Общая биология: Учеб. Для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб. Заведений. – 4-е изд., - М.: Дрофа, 2011.
Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор Биология: В 3-х т. Т. 3.: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2000
Под редакцией С.Г.Мамонтова. Биология. Пособие для поступающих в вузы.-М.:Высшая школа 2010