СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 9 класс " Доказательства происхождения человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии разработан для учащихся 9 класса по теме " Доказательства происхождения человека".

Просмотр содержимого документа
«9 кл биология»

Урок биологии 9 кл.

Тема: Доказательства происхождения человека.

Сходства и различия человека и человекообразных обезьян.


Цель: Уч-ся смогут определить место человека в системе органического мира; будут приводить доказательства происхождения человека от животных.

Продолжат формировать умения доказывать свои взгляды на проблему, на примере темы «происхождение человека» и научного мировоззрения.


Ход урока:


  1. Орг момент. Позитивный настрой на урок.

Прем « Сердечное пожелание» . ( каждый по кругу передает сердце – игрушку и говорит соседу пожелания на урок )


  1. Актуализация знаний.

  1. Что такое систематика? Какие особенности характерны для естественной классификации?

  2. Охарактеризуйте неклеточные формы организмов.

  3. Каковы особенности строения прокариот и эукариот?

  4. Что вам известно о происхождении человека?


  1. Объяснение темы.

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: “Откуда мы взялись?”. Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует.


- На какие вопросы вы сегодня бы хотели получить ответы? ( записывают на стикерах и зачитывают)

- На нашем уроке мы постараемся дать ответы на эти вопросы:

1. Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?

2. Какое положение занимает человек в системе животного мира?

3. Доказательства происхождения человека от животных.


Процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis-происхождение, возникновение).


Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле, но основные из них следующие: (слайд)

  1. Теория творения.

Суть теории творения в том, что человека создал бог или боги. Это теория одна из самых ранних. У разных народов возникли на этот счёт свои мифы и легенды.

  1. Теория внешнего вмешательства.

Согласно этой теории появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. То есть люди являются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

  1. Эволюционная теория.

В теорию эволюционного развития живых организмов, в том числе и антропогенеза, большой вклад внесли Карл Линней, Жан Батист Ламарки Чарлз Дарвин, который обобщил труды своих предшественников.


Остаётся только поражаться смелости и прозорливости Карла Линнея, основателя научной систематики, который в своей «Системе природы» в 10 издании описал в роде Homo (человек), кроме человека разумного, виды человек лесной (Homo sylvestris) и Человек пещерный (Homo troglodutes) под которыми подразумевал, по-видимому, шимпанзе и орангутанга.

Но Карл Линней говорил лишь о сходстве, но не о родстве.


Ж.Б.Ламарк ещё в начале 19 в. Высказал предположение о родстве человека и обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к двуногому хождению по земле.

Но эволюционная теория Ламарка успеха не имела. Лишь в 1859 г. Ч.Дарвин в конце своего труда отметил, что «свет будет пролит на происхождение человека и его историю». Он убедительно доказал, что человек представляет весьма важное , эволюцтонно совершенное звено в историческом развитии органического мира, что он имеет общих предков с ныне живущими человекообразными обезьянами.


- Наша наука биология и я как учитель придерживаемся эволюционной теории Чарлза Дарвина. Но вы к окончанию изучения темы должны сформировать свою точку зрения на вопрос о происхождении человека.


- Переходим ко второму вопросу - Какое место занимает человек в системе животного мира?

У вас нас столах лежат таблицы, в которую вы должны внести черты, позволяющие отнести человека к определенной систематической категории.


Царство

Животные

( самостоятельно записывают)

Тип

Хордовые

Наличие хорды

Нервная трубка на спиной стороне зародыша.

Подтип

Позвоночные

Наличие двух пар свободных конечностей.

● Местонахождение сердца на брюшной стороне.

● Развитие позвоночного столба.

● Формируется череп и челюстной аппарат.

● Головной мозг состоит из 5 отделов.

Класс

млекопитающие

Наличие млечных, сальных, потовых желёз.

● Теплокровность.

● Зубы трёх видов (коренные, клыки, резцы).

● Четырёхкамерное сердце. диафрагма

● Сильно развитая кора головного мозга.

● Волосы на поверхности тела.

● Пять отделов позвоночника.

Подкласс

Плацентарные

Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.

Отряд

Приматы

палец противопоставлен остальным).

● Ногти на пальцах.

● Одна пара сосков млечных желёз.

● Хорошо развитые ключицы.

● Замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза.

● Рождение, как правило, одного детёныша.

Семейство

Гоминиды

( людей)

Сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа.

● Хорошо развитые лобные доли головного мозга, слабо развитая обонятельная зона.

● Большое число извилин на полушариях головного мозга.

● Наличие аппендикса.

● Исчезновение хвостового отдела позвоночника.

● Развитие мимической мускулатуры.

● Четыре основные группы крови, сходные резус-факторы.

● Диплоидное число хромосом(2n).

● Многие общие инфекционные болезни

Род

Человек


Вид

Человек разумный



-Мы рассмотрели положение человека в системе животного мира.

Мы привели примеры, характеризующие принадлежность человека к той или иной систематической категории, давайте вспомним такие данные как рудименты и атавизмы.


- Что изображено на них, что они доказывают?

Рудименты - недоразвитые органы, имеющиеся у отдалённых предков, но утратившее своё значение.

● Третье веко (во внутреннем углу глаза, хорошо развито у птиц).

● Волосяной покров тела.

● Аппендикс (червеобразный отросток слепой кишки).

● Копчик (состоит из четырёх реже пяти недоразвитых, сросшихся между собой позвонков).

● Мышцы ушной раковины (у людей в ушной раковине находится рудимент мышцы остатки тех мышц, которые у наших предков вызывали произвольные движения ушей).

● На ушной раковине нередко можно заметить дарвинов бугорок (это остаток остроконечного уха древней обезьяны).

● Плавательные перепонки между пальцами (хорошо заметны с тыльной стороны).


Атавизмы – признаки, свойственные далёким предкам.

● Некоторые люди способны двигать ушами.

● Встречаются люди с остроконечными ушами.

● Густой волосяной покров тела.


Всё это доказывает происхождение человека от животных.


Работа в парах: Заполнить постер « Плечики» ( защита)


Человек и человекообразные обезьяны



Сходства Отличия




____________________ _________________

____________________ __________________

____________________ __________________


Отличия человека от человекообразных обезьян.

Прямохождение. Вертикальное положение тела.

● Скелет имеет 4 изгиба позвоночника.

● Стопа опорная сводчатая с сильно развитым большим пальцем.

● Плоская грудная клетка.

● Гибкая кисть руки – орган труда (Способна выполнять разнообразные, высокоточные движения).

● Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

● Площадь коры больших полушарий примерно 1250 см.2, объём головного мозга-1400-1800 см.3.

● Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана деятельность (живопись, литература, наука).

● Общение. Речь.


Сходства:

- передние конечн хватательные, есть кисть, свободно сгиб и разгб

-большой палец противопоставлен остальным

- фаланги пальцев снабжены ногтями

- хорошо развиты ключицы

- Объемная черепная коробка

- глазницы на лицевой стороне черепа и обращены прямо

- замена молочных зубов на постоянные

- четыре группы крови

Хромосомный набор у чел -46, у человекообр обезьян -48


Вывод: Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы – бесспорные доказательства происхождения человека от животных.


Особенно глубокие качественные отличия человека от антропоидов заключается в поведении и социальном( общественном) образе жизни людей. Специфической особенностью человека является его сознание, целенаправленное создание и применение орудий труда. С их помощью человек, изменяя условия существования, производит то, что ему необходимо для жизни. Так он ослабляет влияние внешней среды на организм и и, следовательно, уменьшает воздействие естественного отбора. В этом отражаются отличительные социальные свойства вида Человек разумный.


  1. Закрепление

В каждом списке удалите лишнее.

  1. Рудименты

Остаток мигательной перепонки

Околоушные мышцы

Зубы мудрости

Многососковость

Аппендикс

  1. Атавизмы

Многососковость

Волосатость

Копчик

Хвостатость

Сильно развитые клыки

  1. Биологические факторы антропогенеза

Естественный отбор

Изоляция

Дрейф генов

Речь

  1. Социальные факторы эволюции

Труд

Абстрактное мышление

Наследственная изменчивость

Общественный образ жизни


(Максимальный балл - 4)


(Многососковость, копчик, речь, наследственная изменчивость)


  1. Выводы

Написать на стикерах каких целей достигли, а каких еще нет и что необходимо сделать, что бы их достичь.


  1. Д/з

Пар 45 ответить на вопрос В №3


  1. Рефлексия

У вас на партах лежат таблички со значками: !, ?, !?

Поднимите, пожалуйста, табличку со значком !, если вы сегодня очень хорошо поняли изученный материал. Табличку !?, если у вас остались вопросы по изученному материалу. И табличку ?, если выне поняли тему сегодняшнего урока.


Царство

Животные

Примеры, характеризующие принадлежность человека к той или иной систематической категории,

Тип

Хордовые







Подтип

Позвоночные







Класс

млекопитающие







Подкласс

Плацентарные







Отряд

Приматы







Семейство

Гоминиды

( людей)







Род

Человек



Вид

Человек разумный






В каждом списке удалите лишнее.

1. Рудименты

Остаток мигательной перепонки

Околоушные мышцы

Зубы мудрости

Многососковость

Аппендикс

2. Атавизмы

Многососковость

Волосатость

Копчик

Хвостатость

Сильно развитые клыки

3. Биологические факторы антропогенеза

Естественный отбор

Изоляция

Дрейф генов

Речь

4. Социальные факторы эволюции

Труд

Абстрактное мышление

Наследственная изменчивость

Общественный образ жизни


В каждом списке удалите лишнее.

1. Рудименты

Остаток мигательной перепонки

Околоушные мышцы

Зубы мудрости

Многососковость

Аппендикс

2. Атавизмы

Многососковость

Волосатость

Копчик

Хвостатость

Сильно развитые клыки

3. Биологические факторы антропогенеза

Естественный отбор

Изоляция

Дрейф генов

Речь

4.Социальные факторы эволюции

Труд

Абстрактное мышление

Наследственная изменчивость

Общественный образ жизни

?









?


































Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Д ОКАЗАТЕЛЬСТВО  ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Д ОКАЗАТЕЛЬСТВО

ЭВОЛЮЦИОННОГО

ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Ученые о происхождении человека

Ученые о происхождении человека

Систематические категории

Систематические категории

(Многососковость, копчик, речь, наследственная изменчивость)  Д/з

(Многососковость, копчик, речь, наследственная изменчивость)

Д/з

  • Параграф 45 ( пересказ) – «3»
  • ответить на вопрос В №3 - «4»
  • Эссе « Роль человека в современном мире» - « 5»
Остались вопросы Хорошо понял материал Не понял тему урока

Остались вопросы

Хорошо понял материал

Не понял тему урока