Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Вид урока: Комбинированный, с применением ИКТ
Цели и задачи урока:
- познавательная: углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального периода и его стадий; показать роль внутренних факторов в изменении нормального хода онтогенеза; раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды. Учащиеся должны усвоить понятия: онтогенез, эмбриональный период, бластула, гаструла, дробление, бластомеры, гаструляция, инвагинация, энтодерма, эктодерма, мезодерма, нейрула, органогенез, характеризовать особенности этапов эмбрионального развития;
- развивающая: формировать ключевые компетенции ученика, развивать специальные и общеучебные умения и навыки, использовать их в новых ситуациях. Учащиеся должны уметь аргументировать свои выводы, используя базовые знания предыдущих курсов биологии, самостоятельно прорабатывать учебный материал, вести самостоятельный поиск дополнительной информации, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать биологические процессы, продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой, немыми таблицами;
- воспитывающая: содействовать формированию потребности ведения здорового образа жизни, формирование половой грамотности, ценности здоровья, показать значимость для каждого человека данных знаний, поскольку касаются здоровья его самого и его потомков.
Методы и приемы: словесные (рассказ, беседа, диалог, полилог, проблемные ситуации, высказывания философов, чтение стихов), наглядные (демонстрация, показ), практические (работа с книгой, доп. литературой, иллюстрациями, выполнение заданий в группах, по вариантам) презентация результатов работы, методы рефлексии и самоанализа.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал для 4 групп учащихся (инструкционные карты), таблицы « Индивидуальное развитие хордовых», «Взаимодействие частей зародыша».
Эпиграф: «Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны своей нам не выдает. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти». ( И. В. Гёте) /слайд №1/
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации из темы «Индивидуальное развитие организмов», используя идеи технологии личностно - ориентированного обучения.