СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом" или "Самая сокровенная тайна"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом" 9 класс, по учебнику И.Н. Пономаревой и др. 

Просмотр содержимого документа
«урок биологии "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом" или "Самая сокровенная тайна"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

(Самая сокровенная тайна)


  1. ФИО Маркова Лариса Николаевна

  2. Место работы МОУ Шаранчинская СОШ, Александрово-Заводский район

  3. Должность Учитель биологии

  4. Предмет Биология

  5. Класс 9 класс

  6. Тема и номер урока в теме «Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом».

Урок № 9

  1. Базовый учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М Чернова, Биология, 9 оооооооооооооооооооооооо класс, М., «Вентана-Граф», 2008


8. Предметные результаты:

знать:

  • какие хромосомы называют аутосомами и половыми;

  • обозначения половых хромосом;

  • от чего зависит пол живого организма и в какой момент он определяется;

  • как определяется пол человека;

  • понятия гомогаметный и гетерогаметный пол;

  • другие типы определения пола;

  • принцип наследования признаков, сцепленных с полом.

уметь:

  • работать с учебником, таблицами, схемами;

  • решать простейшие генетические задачи.


9. Цель урока: формирование новых знаний по теме «Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом ».

10. Задачи:

- обучающие: сформировать понятие о половых хромосомах, гомогаметном и гетерогаметном полах. Создать условия для усвоения обучающимися знаний о закономерностях определения пола человека и других живых организмов. Раскрыть принципы наследования признаков, сцепленных с полом.

- развивающие: в ходе решения генетических задач развивать у обучающихся внимание, логическое мышление, умение делать выводы.

- воспитательные: воспитывать у обучающихся культуру речи, прививать общеучебные умения и навыки.

11.Тип урока: комбинированный.

12. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.

13.Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; интерактивная доска.

14. Структура и ход урока

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА




Этап урока

Использование

ИКТ


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

1

Организация обучающихся




0,5 мин.

2

Актуализация опорных знаний обучающихся, полученных ими по теме: «Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест».





2.1

Фронтальный опрос по проверке знаний.

Слайд 3, 4, 5

Учитель проверяет знания обучающихся по пройденному материалу предыдущего урока.

Ответить на вопросы.

  • В каких случаях в наследовании признаков происходит отклонение от закономерностей, открытых Г. Менделем? Как это явление называется, и кто его открыл?

  • Почему гены, находящиеся в одной хромосоме иногда попадают в разные гаметы и, таким образом, оказываются несцепленными?

Обучающиеся отвечают устно или выполняют задание по индивидуальной карточке.

8 мин.

3

Формирование новых знаний и умений:


Учитель знакомит обучающихся с целью и задачами урока: – Что мы должны сегодня узнать?



Обучающиеся отвечают о задачах урока:

1.Познакомиться с механизмом хромосомного определения пола.

2.Познакомиться с сцепленным с полом наследованием признаков.

1 мин.

3.1

Мотивация учебной деятельности

Соотношение полов.


Учитель предлагает обучающимся ответить на вопрос «Почему в природе у раздельнополых организмов количество мужских и женских особей примерно одинаковое?» Учитель обобщает, комментирует предположения учеников и говорит, что на этот вопрос они ответят в течение урока.

Обучающиеся высказывают предположения и приходят к выводу, что на данный момент они не могут точно ответить на этот вопрос.

2 мин.

3.2

Хромосомное определение пола.

Слайд 6, 7

Хромосомное определение пола

Половые хромосомы


Учитель объясняет механизм определения пола на примере плодовой мушки дрозофилы. Демонстрирует условные обозначения половых хромосом.

Обучающиеся в тетрадях записывают схему механизма определения пола.

2,5 мин.

3.3

Самостоятельная работа

Слайд 8

Учитель дает задания для самостоятельной работы на понятия «Аутосомы», «Половые хромосомы», «Кариотип».



Обучающиеся самостоятельно работают с учебником. Записывают в тетрадь определения аутосом, половых хромосом и кариотипа.

8 мин.

3.4

Кариотип человека.

Слайд 10.


Учитель проводит проверку самостоятельной работы учащихся по вопросам:

1. Сколько хромосом

содержат клетки человека?

2. Сколько аутосом в кариотипе человека?

3. В какой момент определяется пол потомства?

4. Какие хромосомы получает от матери сын? Дочь? А от отца?

5. Сколько пар хромосом одинаковых у мужского и женского пола?


Учащиеся отвечают на вопросы.

4

мин.


Физкультминутка





3.5

Определение пола у человека.

Слайд 11




















Учитель предлагает обучающимся объяснить механизм определения пола у человека и тем самым ответить на вопрос поставленный в начале урока.



Обучающиеся объясняют механизм определения пола у человека по аналогии с механизмом определения пола у дрозофилы. Отвечают на поставленные вопросы и делают вывод, что формирование пола связано с комбинацией половых хромосом в момент слияния гамет в процессе оплодотворения.

4 мин.

3.6

Гомогаметный и гетерогаметный пол.


Учитель просит дать определения понятиям: гомогаметный пол и гетерогаметный пол.


Учитель просит обучающихся определить какой пол у человека является гомогометным, а какой гетерогаметным.

Обучающиеся дают определения.






Обучающиеся отвечают на вопросы.

2

мин.

3.7

Другие типы определения пола.

Слайд 12, 13

Другие типы определения пола


Учитель просит назвать половые хромосомы курицы и петуха.

Учитель рассказывает о других типах определения пола.

Обучающиеся дают неверный ответ, действуя по аналогии.


Обучающиеся записывают примеры.

2 мин.

3.8

Наследования признаков, сцепленных с полом.

Слайд 14

Наследования признаков, сцепленных с полом.



Слайд 15, 16








Учитель объясняет принцип наследования признаков, связанных с половыми хромосомами на примере наследования заболевания гемофилия. Учитель показывает как оформляются генетические задачи по данной теме.

Обучающиеся записывают в тетрадь схему наследования гемофилии.

5 мин.

4

Закрепление знаний.

Слайд 17.

Решение задач

Учитель организует совместную работу с обучающимися с целью закрепления полученных знаний.

Обучающиеся решают генетическую задачу с помощью учителя и закрепляют знания и умения.

3 мин.

5

Рефлексия урока


Учитель раздает карточки для рефлексии.

Обучающиеся проводят анализ работы на уроке.

0,5 мин.

6

Контроль полученных знаний


Учитель выставляет оценки



6.1

Интерактивная проверка знаний


Слайд 18. Вставить пропущенные слова.

Учитель проверяет знания обучающихся по пройденному материалу данного урока, используя текст.

Обучающиеся выполняют задание.


2 мин.

7

Домашнее задание

Слайд 19.

Учитель задаёт домашнее задание:

1. Выучить материал

§ 23 учебника,

упр. № 2, 3. Ответить на вопрос: почему не бывает трехцветных котов?

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

0,5 мин.



Приложение к плану-конспекту урока

Рефлексия.

Мне все понравилось


Мне ничего не понятно


Мне было интересно


Мне было скучно


Мне было легко


Мне было трудно


Я узнал много нового


Я не узнал ничего нового









Ход урока

        1. Организационный момент. (слайд 1)


        1. Проверка знаний. Фронтальный опрос:

Согласны ли вы с данными утверждениями? (слайд 3)

  • Ген – определенный участок молекулы ДНК, отвечающий за синтез одной молекулы белка.

  • Генотип – совокупность свойств всех генов данного организма.

  • Фенотип – совокупность всех генов данного организма.

  • Гомозигота – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена.

  • Гетерозигота – зигота, имеющая два разных аллеля данного гена.

Объясните запись. (слайд 4)

Ответить на вопросы. (слайд 5)

  • В каких случаях в наследовании признаков происходит отклонение от закономерностей, открытых Г. Менделем? Как это явление называется, и кто его открыл?

  • Почему гены, находящиеся в одной хромосоме иногда попадают в разные гаметы и, таким образом, оказываются несцепленными?


        1. Изучение нового материала. Формирование новых знаний и умений.

– Тема сегодняшнего урока «Самая сокровенная тайна». Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Издавна людей интересовала и удивляла проблема почти равного распределения женских и мужских особей в новых поколениях. Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола увлекательна и очень важна для биологии. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых. Сущность этой проблемы была объяснена генетикой после того как был раскрыт механизм наследования и определения пола.


Давайте поставим цель: что мы должны сегодня узнать?


Задачи:

1.Познакомиться механизмом хромосомного определения пола.

2.Познакомиться сцепленным с полом наследованием признаков, за которыми отвечают гены, локализованные в половых хромосомах.

Запись в тетрадях тема урока: Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

Мы знаем, что в своих опытах Т. Морган отдавал предпочтение плодовой мушке дрозофиле (слайд 6). Внимательно рассмотрите набор хромосом у самки и самца мушки дрозофилы. Найдите сходство и различия.

Учащиеся рассматривают, делают выводы, что число хромосом одинаково, по форме 3 пары хромосом одинаковы, а отличие наблюдается только по форме одной пары хромосом. У самок четвертую пару образуют две прямые хромосомы, а у самцов – одна хромосома прямая и одна изогнутая.

Прямые хромосомы назвали Х хромосомами, а изогнутые – У хромосомами. Данные хромосомы определяют пол организма. У плодовой мушки дрозофилы женский пол определяется ХХ хромосомами, а мужской – ХУ хромосомами.


Рассмотрим механизм определения пола: (в тетрадях) (слайд 7)


Самостоятельная работа. (слайд 8)

Проверка выполнения самостоятельной работы. (слайд 9)

Рассмотрим кариотип человека. (слайд 10)

1. Сколько хромосом содержат клетки человека?

2. Сколько аутосом в кариотипе человека?

3. Сколько пар хромосом одинаковых у мужского и женского пола?

4. Чем отличаются кариотипы?

5. В какой момент определяется пол потомства?

6. Какие хромосомы получает от матери сын? Дочь? А от отца?

7. Дайте определение понятиям: гомогаметный пол и гетерогаметный пол.

Вывод: Формирование пола связано с комбинацией половых хромосом. (слайд 11)

Физкультминутка.

Назовите половые хромосомы курицы и петуха. (Учащиеся дают ответ, что у курицы пол определяют ХХ хромосомы, а у петуха ХУ хромосомы).

Дальнейшие исследования в генетике показали, что гетерогаметность присуща не только мужскому полу. Например, у птиц, бабочек гетерогаметным является женский пол, а гомогаметным мужской пол. (слайд 12, 13)


(слайд 14)

Половые хромосомы отвечают не только за формирование пола, но и существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах. Наследование таких признаков называется наследованием сцепленных с полом. Особенно много таких генов в Х-хромосоме - около 200 различных генов.. Большинство генов Х- хромосомы не представлены в У-хромосоме. Женщина при этом получает по 2 гена за один признак, мужчина имеет одну Х-хромосому и все гены получает в одном экземпляре, которые сразу проявляются в фенотипе. С Х-хромосомой связаны такие признаки, как свертываемость крови, способность различать цвета, отсутствие или наличие потовых желез и др. У человека лишь некоторые гены, не являющие жизненно важными, локализованы в У-хромосоме, например, гипертрихоз - повышенная волосатость ушной раковины. Гены, локализованные в У - хромосоме, наследуются особым образом - только от отца к сыну.


Пример. Гемофилия – сцепленный с полом рецессивный признак, при котором нарушается свертываемость крови. В основном от этой болезни страдают мужчины, а женщины являются носителями этого гена.


Схема наследования, сцепленного с полом (в тетрадях) (слайд 15)

Гемофилия затронула и семью последнего российского императора Николая II. Его сын – царевич Алексей был болен этим заболеванием. Эта страшная неизлечимая болезнь стала трагедией царской семьи. Ведь любой ушиб, самое мелкое кровоизлияние могло привести к смерти. Болезнь царевича была объявлена государственной тайной.


(слайд 16) История царской семьи была трагична. Они вместе погибли в подвале Ипатьевского дома. И только 17 июля 1998 года были захоронены в Петропавловском соборе Петербурга.

Эмалевый крестик в петлице,

И серой тужурки сукно…

Какие печальные лица

И как это было давно!

Какие прекрасные лица

У как безнадежно бледны

Наследник, императрица,

Четыре великих княжны.


        1. Закрепление знаний. (слайд 17) Решение задачи. (или работа с текстом по заполнению пропущенных слов)

        2. Рефлексия урока (по карточкам)

Мне все понравилось


Мне ничего не понятно


Мне было интересно


Мне было скучно


Мне было легко


Мне было трудно


Я узнал много нового


Я не узнал ничего нового









        1. Задание на дом.

Выучить материал § 23 учебника, упр. № 2, 3.

Ответить на вопрос: почему не бывает трехцветных котов?


























Мне все понравилось


Мне ничего не понятно


Мне было интересно


Мне было скучно


Мне было легко


Мне было трудно


Я узнал много нового


Я не узнал ничего нового










Мне все понравилось


Мне ничего не понятно


Мне было интересно


Мне было скучно


Мне было легко


Мне было трудно


Я узнал много нового


Я не узнал ничего нового















Мне все понравилось


Мне ничего не понятно


Мне было интересно


Мне было скучно


Мне было легко


Мне было трудно


Я узнал много нового


Я не узнал ничего нового















Мне все понравилось


Мне ничего не понятно


Мне было интересно


Мне было скучно


Мне было легко


Мне было трудно


Я узнал много нового


Я не узнал ничего нового