II. Проблемная ситуация и актуализация знаний. Определение темы урока | 1.Роль красоты цветка в жизни растений 2.Что такое цветок? (Слайд) А может быть, что растение цветёт, а семян и плодов не образует? Обратимся к историческому факту, который поможет определить нам тему нашего урока. 3.Определение темы урока. Текст (Слайд) «Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому… » (учащиеся предлагают варианты ответов: клевер не опылялся). Тема урока: «Опыление растений» (Слайд) Рабочая гипотеза: если не будет опыления, то и урожая не будет. 4.Что такое опыление? Виды опыления. 5. Беседа по вопросам: При каком виде опыления, потомки похожи на родителей? Какое опыление имеет преимущество? Какие приспособления препятствуют самоопылению? В чём плюсы самоопыления? Для чего необходимо опыление? *Промежуточный вывод: Опыление необходимо, чтобы мужские гаметы, развивающиеся в пыльцевых зёрнах, могли встретиться с женскими гаметами -Это просто осуществить, или есть трудности? -Что же нам предстоит выяснить в ходе урока? (необходимо установить, какие существуют способы опыления, их эффективность, какие приспособления есть у растений для этого) | Ответы учащихся Работа с учебником: запись определения | Регулятивные УУД Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, предлагать способы решения проблемы, определять цель учебной деятельности (формулировка вопросов урока). |
III. Изучение нового материала | Представим, что мы хотим доставить письмо другу. Для этого мы можем использовать воздушный шар или отдать его почтальону, который понесёт его по адресу. В процессе эволюции возникли механизмы, обеспечивающие успешное опыление. Как же пыльца оказывается на цветке? (пыльцу переносят насекомые, реже вода, а в жарких странах птицы, летучие мыши и т.д.) Какой же способ более эффективен? (Слайд: Задание для групп) 1.Работа в группах: I-я группа: «Ветерок»; II-я группа: «Мотылёк»; III-я группа: «Дело случая»; IV-я группа: «Адресная доставка»; V-я группа: «Селекционеры» I-я группа: Выясняет, при каких обстоятельствах выгоднее опыление ветром (Слайд) II-я группа: Выясняет, при каких обстоятельствах выгоднее опыление насекомыми (Слайд) III-я группа: Определяет, какие приспособления к опылению имеют цветки ветроопыляемых растений (Слайд) IV-я группа: Определяет, какие приспособления к опылению имеют цветки насекомоопыляемых растений (Слайд) V-я группа: Выясняет, может ли опыление осуществлять человек 2.Отчёт. Заполнение сводного кластера. Вывод (в зависимости от условий, более надёжным оказывается опыление насекомыми, ветром, водой, в крайнем случаи самоопыление). Как решена проблема доставки пыльцы на рыльце пестика? 1.С помощью факторов живой и неживой природы; 2.Специальными приспособлениями к опылению определённым агентом; 3.На крайний случай – самоопыление Слайд: виды опыления (кластер) 3.Общий вывод: опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно, оплодотворению. -Установите причинно-следственную связь: Если ливни над фруктовым садов весной, нет урожая осенью. (Учащиеся предлагают варианты ответов; нет опыления – нет оплодотворения – нет семян и плодов. Вывод: значение опыления для растений – велико, оно способствует половому размножению). 4.Физкультминутка | Запись схемы в оценочный лист. Схема самоопыляющегося цветка на доске Аналогия: доставка письма воздушным шаром или почтальоном (плюсы, минусы); обсуждение, запись в оценочные листы, устный отчёт Заполнение кластера, моделирование | Коммуникативные УУД Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий (доставка корреспонденции на воздушном шаре или почтальоном; рекламные щиты, яркие вывески магазинов), опираться в поиске решений на собственный опыт (наблюдение в природе за жизнью пчёл, за пыльцой берёзы). Регулятивные УУД Умение вести диалог с учителем, аргументировать свою точку зрения, оценивать свои результаты |
IV.Самостоятельное применение знаний. | Установите соответствие между цветами и способом опыления. Особенности цветов: 1) Цветок похож на кусок разложившейся кожи, пахнет тухлым мясом; 2) Мелкие цветы собраны в красочное соцветие, сладкий запах; 3) Цветы невзрачные, не пахнут, расположены на верхушках побегов; пыльца мелкая и многочисленная; 4) Цветы невзрачные, расположены на уровне земли. Опыление: А) Пчелами, бабочками и т.д.; Б) Муравьями; В) Ветром; Г) Мухами Тест 1. Тип опыления, который обеспечивают насекомые: а) самоопыление; б) перекрестное опыление. 2. Что характерно для цветов, опыляемых насекомыми ночью? а) яркий цветной венчик; б) нектар и пыльца; в) сильный запах; г) светлая окраска венчика. 3. Какие растения опыляется ветром? а) береза; б) дуб; в) орешник; г) рожь; д) роза. 4. Опыление – это а) перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика б) слияния спермия с центральной клеткой в) прорастание пыльцевых зерен 5. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с помощью: а) ветра б) человека в) воды г) животных 6. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых: а) ветром б) насекомыми в) путем самоопыления г) искусственно Ответьте на вопросы 1. Из двух цветков яблони один образовал плод, другой – нет. Почему так произошло? 2. Цветок томата еще в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Цветок в мешочке распустился, позже образовался плод. Каким путем произошло здесь опыление? 3. Цветок вишни точно так же, еще в бутоне, был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, цветение закончилось, но плода из цветка не образовалось. Почему? | Выполнение теста в оценочных листах. | Регулятивные УУД Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
V. Подведение итогов. Рефлексия. | Обмен мнениями: что я узнал на уроке. Учащиеся выставляют самооценку, выполняют рефлексивные действия по алгоритму. Задание на дом: §33; Задание №18, стр.35(в тетради на печатной основе) -Составить презентацию «Опыление водой»; -Практическое задание (по выбору): «Проращивание пыльцы». (Слайд) | Слайд | Регулятивные УУД Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки. |
VII. Окончание урока. | -Я желаю вам, чтобы новые веточки появлялись чаще на нашем «дереве -знаний», чтобы цветы всегда радовали нас своей красотой, чтобы эта красота проникла в сердце каждого и сделала нас лучше. И помните, что сохранить красоту возможно и это в наших руках. (Слайд: стихи К. Бальмонта) Быть может, вся природа- Мозаика цветов? Быть может, вся природа- Различность голосов? Быть может, вся природа- Лишь числа и черты? Быть может, вся природа- Желанье красоты?
| Слайд | Личностные УУД |