помочь в осознании и осмыслении причин возникновения экологических проблем; способствовать включению учащихся в активную учебную деятельность;
способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на уроке; воспитывать бережное отношение к природе.
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Освоение знаний о влиянии человека на природу, возникновении экологических проблем; умение применять изученный материал; строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы | Познавательные: умение получать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (тексты, таблицы), обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую; представлять информацию в виде текста, таблицы. Коммуникативные: умение активно сотрудничать в поиске и сборе информации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р Регулятивные: способность самостоятельно формулировать тему, цели урока после предварительного обсуждения; умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других, исходя из имеющихся критериев. Рефлексивные: умение оценить свои учебные достижения, поведение и эмоциональное состояние | Сформированность познавательных интересов , направленных на изучение влияния человека на облик Земли; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания |
Решаемые учебные проблемы | Выявить изменения в природе, вызванные деятельностью человека |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Экология, экологические проблемы, кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение окружающей среды, техногенные аварии, |
Вид используемых на уроке ИКС | ПК; проектор; мультимедийная презентация учителя к уроку; рабочие тетради, учебники |
Образовательные интернет-ресурсы | http://www.school-collection.edu.ru/catalog http://fcior.edu.ru |
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | - Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Приветствует, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя |
2. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока | «Мудрое слово всегда кратко», — говорит учитель и предлагает вниманию учащихся высказывания великих людей. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник, человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей» И. Тургенев Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют старые ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагаем в новый век. На Земле уж белых пятен нету- Черные сотрешь ли, человек? (Батуева А.С.) Тема урока: Как человек изменил Землю | Выдвигает проблему, задает вопросы и определяет тему урока | Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
3. Постановка учебной задачи. | - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Тему урока: Как человек изменил Землю - Мы продолжаем знакомиться с жизнью человека на Земле. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь выявлять причинно-следственные связи влияния человека на природу | Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Запись учащимися числа, темы урока. Учащиеся конкретизируют цель урока | Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4. Усвоение новых знаний. | Учитель читает письмо Земли Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка. Как же я была прекрасна в то время. Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание...но и на разрушение Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца. Вопрос учителя: Чье это письмо и с какой просьбой обращаются? Работа с материалом учебника стр.135-137, заполнение схемы-кластера в маршрутном листе. Фронтальная проверка. | Учитель выслушивает мнения учащихся и обобщает | Учащиеся высказывают своё мнение, формулируют выводы Читают материал учебника , заполняют схему-кластер | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
Физминутка | Гимнастика для глаз | Читает стих: Ослик ходит, выбирает, Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.) Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз) | учащиеся выполняют упражнения для глаз | Личностные. Умение выполнять несложные физические упражнения |
Продолжение 4. Усвоение новых знаний. | Человек мнит себя победителем природы. Природа же мстит человеку за каждую «победу» над ней! В результате деятельности человек приобрёл проблемы, связанные с нарушением равновесия в природе: 1. Кислотные дожди 2.Озоновая дыра 3. Парниковый эффект Работа в группах, создание постера. Выступление – защита постера от каждой группы Подберите пару: «экологическая проблема – причина»: 1. Кислотные дожди 2.Озоновая дыра 3. Парниковый эффект А. Утоньшение озонового слоя Б. Результаты взаимодействия с водой соединений серы и азота В. Избыточное количество углекислого газа в атмосфере Взаимопроверка. | Активизирует деятельность в процессе выполнения заданий.и систематизирует знания обучающихся Пояснение вопросов, вызвавших затруднение в теме. | Учащиеся работают с текстом учебника 1 группа – Кислотные дожди 2 группа – Озоновая дыра 3 группа – Парниковый эффект Создают постер по своей проблеме. Слушают выступления своих товарищей | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
5.Закрепление изученного материала Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Оценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Учитель задаёт вопросы: -Как вы думаете, каждый отдельно взятый человек может как то повлиять на решение этих проблем? -Какие правила поведения в природе следует знать и выполнять? -А как вы лично помогаете делу сохранения животных и растений на нашей планете? | Формулируют выводы, отвечают на вопросы учителя. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
6. Рефлексия деятельности. | Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | По результатам урока объективно оцени меру своего продвижения к цели урока. Предлагает вспомнить тему и задачи урока. Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Ответь на вопросы 1.Сегодня я работал на уроке … 2. Урок для меня показался… 3. Я зарядился настроением Спасибо за работу на уроке | Называют тему и задачи урока, отмечают трудные и понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают продуктивную работу группы | Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
7. Домашнее задание. | | Опеспечивает понимание содержания и способов выполнения домашнего задания. Учитель комментирует домашнее задание п.28, № 203, 204 | Учащиеся слушают, уточняют и записывают домашние задание | Личностные. Умение выполнять домашние задания |
Оценки выставляются после проверки маршрутного листа.