СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 5 классе.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 5 классе "Как человек изменил Землю".

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5 классе.»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Бикбаева Л.А.

Учитель биологии МБОУ «Зверосовхозская СОШ»

УМК Н.И. Сонина. Концентрический курс

Предмет

Биология. Введение в биологию

Класс

5

Тема урока

Как человек изменил Землю

Цель: создать условия для выявления причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновения экологических проблем.

Задачи:

помочь в осознании и осмыслении причин возникновения экологических проблем; способствовать включению учащихся в активную учебную деятельность;

способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на уроке; воспитывать бережное отношение к природе.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Освоение знаний о влиянии человека на природу, возникновении экологических проблем; умение применять изученный материал; строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы

Познавательные: умение получать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (тексты, таблицы), обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую; представлять информацию в виде текста, таблицы.

Коммуникативные: умение активно сотрудничать в поиске и сборе информации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Р Регулятивные: способность самостоятельно формулировать тему, цели урока после предварительного обсуждения; умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других, исходя из имеющихся критериев.

Рефлексивные: умение оценить свои учебные достижения, поведение и эмоциональное состояние

Сформированность познавательных интересов , направленных на изучение влияния человека на облик Земли; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания

Решаемые учебные проблемы

Выявить изменения в природе, вызванные деятельностью человека

Основные понятия, изучаемые на уроке

Экология, экологические проблемы, кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение окружающей среды, техногенные аварии,

Вид используемых на уроке ИКС

ПК; проектор; мультимедийная презентация учителя к уроку; рабочие тетради, учебники

Образовательные интернет-ресурсы

http://www.school-collection.edu.ru/catalog

http://fcior.edu.ru

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствует, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя

2. Актуализация

знаний, сообщение темы и целей урока


«Мудрое слово всегда кратко», — говорит учитель и предлагает вниманию учащихся высказывания великих людей.


«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник, человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей»

И. Тургенев

Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют старые ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагаем в новый век.
На Земле уж белых пятен нету-
Черные сотрешь ли, человек? (Батуева А.С.)


Тема урока: Как человек изменил Землю


Выдвигает проблему, задает вопросы и определяет тему урока

Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

3. Постановка учебной задачи.

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Тему урока: Как человек изменил Землю


- Мы продолжаем знакомиться с жизнью человека на Земле.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь выявлять причинно-следственные связи влияния человека на природу


Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Запись учащимися числа, темы урока.

Учащиеся конкретизируют цель урока

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Усвоение новых знаний.






Учитель читает письмо Земли


Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время.

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание...но и на разрушение

Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами.

Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.


Вопрос учителя: Чье это письмо и с какой просьбой обращаются?



Работа с материалом учебника стр.135-137, заполнение схемы-кластера в маршрутном листе. Фронтальная проверка.

Учитель выслушивает мнения учащихся и обобщает

Учащиеся высказывают своё мнение, формулируют выводы












































Читают материал учебника , заполняют схему-кластер

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные :

умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Физминутка

Гимнастика для глаз

Читает стих:

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.)
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз)


учащиеся выполняют упражнения для глаз

Личностные. Умение выполнять несложные физические упражнения

Продолжение


4. Усвоение новых знаний.


Человек мнит себя победителем природы. Природа же мстит человеку за каждую «победу» над ней! В результате деятельности человек приобрёл проблемы, связанные с нарушением равновесия в природе:

1. Кислотные дожди

2.Озоновая дыра

3. Парниковый эффект

Работа в группах, создание постера.


Выступление – защита постера от каждой группы



Подберите пару: «экологическая проблема – причина»:

1. Кислотные дожди

2.Озоновая дыра

3. Парниковый эффект


А. Утоньшение озонового слоя

Б. Результаты взаимодействия с водой соединений серы и азота

В. Избыточное количество углекислого газа в атмосфере


Взаимопроверка.


Активизирует деятельность в процессе выполнения заданий.и систематизирует знания обучающихся

Пояснение вопросов, вызвавших затруднение в теме.



















Учащиеся работают с текстом учебника

1 группа – Кислотные дожди

2 группа – Озоновая дыра

3 группа – Парниковый эффект

Создают постер по своей проблеме.




Слушают выступления своих товарищей

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

5.Закрепление изученного материала

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Оценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Учитель задаёт вопросы:

-Как вы думаете, каждый отдельно взятый человек может как то повлиять на решение этих проблем?

-Какие правила поведения в природе следует знать и выполнять?

-А как вы лично помогаете делу сохранения животных и растений на нашей планете?


Формулируют выводы, отвечают на вопросы учителя.


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников


Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

6. Рефлексия деятельности.



Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


По результатам урока объективно оцени меру своего продвижения к цели урока.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока. Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

Как оцените свою работу?

Ответь на вопросы

1.Сегодня я работал на уроке …

2. Урок для меня показался…

3. Я зарядился настроением

Спасибо за работу на уроке

Называют тему и задачи урока, отмечают трудные и понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают продуктивную работу группы

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


7. Домашнее задание.


Опеспечивает понимание содержания и способов выполнения домашнего задания. Учитель комментирует домашнее задание п.28, № 203, 204

Учащиеся слушают, уточняют и записывают домашние задание

Личностные. Умение выполнять домашние задания

Оценки выставляются после проверки маршрутного листа.