СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 6 классе "Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и хозяйстве человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся обобщат знания об отделе голосеменные. Получат представление о многообразии хвойных растений, их роли в природе и практическом значении для человека. Используется групповая форма работы, применяются стратегии критического мышления "Мозговой штурм", "Кластер" и другие

 

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план Значение хвойных»

Предмет:

биология

Класс: 6

Тема урока:

Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и хозяйстве человека

Цели обучения:


Обобщить знания об отделе голосеменные. Дать представление о многообразии хвойных растений, их роли в природе и практическом значении для человека.

Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.

Развивать внимание, речь, логическое мышление. Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, выделять главное, решать творческие задачи.

Результаты обучения для учеников (А)

Хорошо понимает и умеет аргументировано объяснить отличия голосеменных от других групп растений.

Работая с литературой, без труда находит необходимую информацию, выделяя главное.

Анализирует изученный материал и формулирует выводы.

Применяет полученные знания для решения поставленных проблемных вопросов

Результаты обучения для учеников (В)

Понимает и может объяснить отличия голосеменных от других групп растений.

Находит необходимую информацию в литературе.

Может обобщить изученный материал, участвует в формулировании выводов.

Участвует в обсуждении и решении проблемных вопросов.

Результаты обучения для учеников (С)

Находит отличия голосеменных от других групп растений, используя наводящие вопросы.

Информацию находит, пользуясь предложенным алгоритмом.

Участвует в обсуждении результатов работы и формулировании выводов.

Критерии успеха:

Умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, находить главное, сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

Ключевые идеи/подход:

  • Активно-аргументированный обмен мнениями в парах по вопросу особенностей строения и жизнедеятельности голосеменных растений

  • Работа в группах по самоизучению учебного материала о значении хвойных растений

  • Работа групп по созданию кластера, иллюстрирующего мнение группы о значении хвойных в природе и жизни человека.

  • Работа в парах над заданиями проблемного характера.

  • Обмен мнениями по материалам презентаций.

Учебник:

(рекомендованный МОН РК)

  1. Биология: Учебник для 6 класса общеобразовательных школ/ Р.Алимкулова, Кожантаева Ж. и др. – Алматы: Атамұра, 2015

  2. Биология. В 2-х частях: Тетрадь с заданиями для индивидуальной работы учащихся. Для 6 класса общеобразовательных школ/ Ж.Курмангалиева – Алматы: 8&8, 2013

Оборудование и материалы

Презентация 1, Презентация 2, Видеофрагмент «Музыка леса», Приложения 1,2,3,4, листы бумаги, маркеры, оценочный лист, елочки для рефлексии, стержни для ручки, клей, полоски бумаги, аромолампа, эфирное масло, скипидарная мазь, янтарные бусы, балалайка, тетрадь, книга, подставка под горячее, деревянные украшения, деревянная посуда, целлофан.


Ход урока/заметки учителя:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Вводная часть

10 мин

  1. Оргмомент (2 мин.)

Приветствует уч-ся, фиксирует отсутствующих; проверяет подготовленность к уроку; организует внимание и внутреннюю готовность к уроку

  1. Психологический настрой (3 мин)

Предлагает учащимся закрыть глаза и внимательно послушать звуковой фрагмент.


  1. Актуализация знаний (5 мин)

Направляет уч-ся на самостоятельное определение целей и задач урока в процессе выполнения заданий.




1. Настраиваются на работу





1. Слушают звуковой фрагмент. Отвечают на вопросы:

  • Что вы представили, прослушивая эти звуки?

  • Какие эмоции вы испытывали?


1. Работают в паре:

- отгадывают загадки

- решают биологические задачи


2. Отвечают на вопрос: что объединяет все предметы, разложенные на столе?

3. Формулируют цели урока














Оценивают правильность выполнения задания:

по 1 баллу за каждый правильный ответ








Видеоролик «Музыка леса»






Приложение 1




Презентация нового материала

23 мин

1. Вводное слово учителя о ценности леса для природы и человека

(2 мин)



Эстетическое значение хвойных растений (5 мин)

1. Демонстрирует картины великих художников с изображением хвойных растений


Роль хвойных растений в хозяйстве человека (10 мин)







Охрана леса. Разумное использование ресурсов (6 мин)

1. Знакомит учащихся с процессом изготовления бумаги.




2. Информирует о проблеме исчезновения хвойных лесов

1. Записывают тему урока в тетрадь.

2. В тетради записывают новые термины (фитонциды)

3. Отвечают на вопрос: Так почему же лес представляет ценность для человека?


1. Читают стихи, посвященные хвойным растениям



Работа в группах:

1. Знакомятся со значением хвойных растений в хозяйственной деятельности человека

2. Составляют кластер по изученному материалу

3. Презентация кластеров



Работа в группах:

1. Решают задачу «Сколько деревьев нужно посадить в конце учебного года вместо деревьев, использованных для производства бумаги?»


Предлагают варианты решения проблемы












Взаимооценка работы групп по стратегии «Большой палец»







Самооценка работы групп (максимально – 5 баллов)















Презентация 2




Приложение 2

Листы бумаги

Маркеры







Приложение 4









Практическое применение нового материала

Демонстрирует учащимся, как можно использовать бумагу вторично

(5 мин)

Изготавливают ручку из макулатуры


Стержни для ручки, клей, бумага

Заключение

7 мин

Подводит итог урока (3 мин)


Рефлексия (2 мин)


Домашнее задание (2 мин)

Уровень C (красная)

§ 40, Знать основные термины, отвечать устно на вопро­сы в конце параграфа.

Уровень В (желтая)

Составьте коллаж на тему «Значение хвойных»

Уровень А (зеленая)

Нарисуйте листовку, призывающую к сохранению леса

Отвечают на вопрос: что объединяет все предметы, разложенные на столе?

Оценивают свою деятельность на уроке, прикрепляя к доске цветные елочки (стратегия «Светофор»):




«Зеленая» - мне все понятно, могу применить свои знания на практике

«Желтая» - материал понятен, но остались вопросы

«Красная» - материал был для меня трудным, нужно дополнительно поработать.


Видеоролик «Музыка леса»

Цветные елочки



Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист»

Оценочный лист _______________________________________________



Этапы урока

Итоговая оценка

Биологические загадки

Составление кластера

Задача о бумаге и дереве

Рефлексивная оценка








Итоговая оценка: 18-20 баллов = «5»

13-17 баллов = «4»

8-12 баллов = «3»



Оценочный лист _______________________________________________



Этапы урока

Итоговая оценка

Биологические загадки

Составление кластера

Задача о бумаге и дереве

Рефлексивная оценка








Итоговая оценка: 18-20 баллов = «5»

13-17 баллов = «4»

8-12 баллов = «3»



Оценочный лист _______________________________________________



Этапы урока

Итоговая оценка

Биологические загадки

Составление кластера

Задача о бумаге и дереве

Рефлексивная оценка








Итоговая оценка: 18-20 баллов = «5»

13-17 баллов = «4»

8-12 баллов = «3»



Оценочный лист _______________________________________________



Этапы урока

Итоговая оценка

Биологические загадки

Составление кластера

Задача о бумаге и дереве

Рефлексивная оценка








Итоговая оценка: 18-20 баллов = «5»

13-17 баллов = «4»

8-12 баллов = «3»

Просмотр содержимого документа
«План урока»

Конспект урока.



  1. Вступление

Наши предки называли лес своим кормильцем. Еще с давних времен ценили славяне свои леса. Сначала верованиями и традициями, а позже строгими княжескими да царскими указами возводился лес в особое  положение, не позволявшее грабительски расточать его богатства. Еще царь Петр I  берег  леса, потому  что знал: без них не видать стране величия. Особыми указами защищал он свои леса, а нарушителей их карал сурово. 

  • Так почему же лес представляет такую ценность для человека?

Пользу человеку хвойный лес приносит одним своим существованием, очищая воздух от вредных микроорганизмов. Растущее дерево выделяет в воздух огромное количество фитонцидов – летучих веществ, губительных для любых бактерий. В хвойном лесу воздух более чист, чем в операционной комнате больницы. Сейчас нет ни одной частички хвойного дерева, которую бы  не научился использовать человек


  1. Эстетическое значение хвойных растений

Одно из значений голосеменных – эстетическое. Красота этих растений всегда вдохновляла художников, поэтов, музыкантов на создание произведений искусства. Давайте посмотрим на картины наших русских художников, где они показывают красоту и величие этих растений.

Презентация “Хвойные растения в картинах великих художников”.

Красота и величавость сосновых лесов (боров) всегда вдохновляла поэтов, писателей, художников. На холстах Ивана Ивановича Шишкина — устремленная в небо мощь красного бора, темень глушняка. На его картинах сплетаются упругие ветви, топорщатся колкие пучки игл.

С полотен Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал. "Сосной на выставке запахло", — восторженно говорили все, кто видел его картины. Крепко настоянный запах смолы, хвои, согретой солнцем коры неотделимы от творчества Шишкина. "Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу", — говорил пейзажист, уже подводя итоги жизни.

Хвойным посвятили свои произведения поэты.
(стихи о хвойных)


  1. Значение хвойных в природе и жизни человека

Сосновые леса богаты ягодами, всякой живностью, лекарственными травами, грибами. Сосняки — кладовая белых грибов, груздей, маслят, волнушек. В старину говорили: "Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет". И не только по грибам. Хвойные леса — среда обитания многих животных: это пища, защита, место выведения и выращивания потомства для птиц, млекопитающих.


  1. Обычаи, связанные с хвойными

В Японии отдают предпочтение хвойным: различным видам сосен, можжевельников, елей; считают их символом вечности и долголетия, в Финляндии — символом жизни, в Китае и на полуострове Корея хвойные олицетворяют верность и принципиальность, в Малой Азии — бессмертие и плодородие. В Древней Греции без сосны не обходились праздничные пляски, посвященные богу вина и виноделия Дионису, у славянских народов по сосне пытались предсказывать будущее, из сосновой древесины вырезали скульптуры богов. В украинском полесье был такой обычай: если у молодых родителей рождается дочь, они сажают во дворе сосну.

Все знают о еще одной старинной традиции — ставить в доме украшенное хвойное дерево в честь праздника Нового года. К сожалению, это приводит к уничтожению миллионов хвойных деревьев.

В России обычай устраивать под Новый год елку приписывают Петру I. Однако это не совсем так. Его указ от 1700 г. обязывал украшать улицы и дома ветками сосновыми, еловыми и можжевеловыми. Первая же публичная елка появилась в Петербурге в 1852 г. К концу XIX в. эта традиция прочно вошла в быт наших предков. В то время население было малочисленное, хвойные леса занимали большие площади, и эта традиция не имела столь губительных последствий для природы, как сейчас. В 1920г. устройство новогодних елок пытались отменить, но безуспешно: запретами делу не поможешь.


  1. Исчезновение хвойных лесов

В настоящее время хвойные леса в значительной степени истреблены в результате лесозаготовок, лесных пожаров, а также вследствие строительства железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, городов. Немаловажную роль в сокращении площади лесов играют осушение болот, затопление, добыча нефти, угля, других полезных ископаемых.

Потеря лесных богатств — одно из экологических бедствий. Скудеет тайга сосной. Ее замещают осина и береза. Это плохо и для здоровья человека, ибо кислородопроизводительная способность сосны оценивается в 1,5 раза выше, чему березы, и в 3 раза выше, чем у осины и серой ольхи.

  1. Заключение

Исключительно велико влияние на человека красоты, гармонии леса. "Не от того ли сердцу сладко, что я всесильно растворен в просторах этих без остатка", — написал К.Ваншенкин. Тому, кто владеет искусством восприятия гармонии леса, он помогает отвлечься от невзгод, дает почувствовать особый ход времени, неподвластный внешнему, шумному, суетному.

"Ты, суровый сосновый лес, единственный поверенный моего детства, от тебя я научился понимать глубочайшие звуки природы, их дикость, их меланхолию. Ты дал тон всей моей жизни. Один в глубине леса, возле тлеющих угольков моего костра, на краю безмолвного лесного болота, под хмурым ночным небом... Как я бывал счастлив тогда, наслаждаясь великой гармонией природы". Так писал о лесе Фритьоф Нансен.
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный.
Средь пятен солнечных и строгой тишины.
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня,
Зальется иволга короткой четкой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берет он для себя от "щедрости" твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей.
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В. Рождественский

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1


Задание 1: 

Вашему вниманию предоставляются загадки. Вам необходимо выяснить о каком растении идет речь. (На доске появляются иллюстрации отгаданных растений.)

  1. Что же это за девица?
    Не швея, не мастерица,
    Ничего не шьет,
    А в иголках круглый год (Ель)

  2. Елочка отличная
    Только необычная -
    К холодам у этой елки
    Осыпаются иголки (Лиственница)

  3. В жару слезою желтой плачет,
    А в холод слезы прячет.
    Не лиственница и не елка,
    Хоть есть и шишки, и иголки (Cосна)

  4. Шишки словно у сосны,
    Но орешки в них вкусны (Кедр)

  5. Зеленеет кустик стройный,
    Как сосна и елка хвойный,
    Но не колки, как у елки
    И у сосны его иголки (Можжевельник)


  • – К какому отделу относятся все эти растения?

– Отдел Голосеменные растения.

  • Вспомните основные признаки, характерные для голосеменного растения.

– Голосеменные – это очень древняя группа высших семенных растений.

Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.

Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.

Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.

Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.



Задание 2.

  1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?

  2. Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?

  3. Как вы думаете, будет ли внешний вид сосны, выросшей в лесу, отличаться от сосны, выросшей на открытом месте?

  4. Можжевельник является частым спутником сосны. Почему он погибает, если рядом растет много елей?

  5. Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный.

- А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- Природы.

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение 2


Ель.

  • С древних времен считалось: «Ель – это одно из имен Бога». Вечнозеленое дерево очень ценное, так как с нее получается прекрасная, смолистая древесина, которая служит нам для производств:

высокосортной бумаги и картона,

мебели,

строительных материалов

  • Из ели изготавливают: целлофан, кинопленку, автомобильные покрышки, глицерин, лекарства, искусственную кожу.

  • Скорость звука в древесине ели в 15 раз быстрее, чем в воздухе, поэтому ее используют для изготовления музыкальных инструментов (скрипки, виолончели)

  • Прочная кора применяется как дубитель кожи. Так же из нее изготовляют хвойно-витаминную муку, которой кормят сельскохозяйственных животных.

  • Из вытекающей живицы получают: канифоль, скипидар, древесный уксус, деготь, метиловый спирт, эфирные масла.

  • Многих животных выручают еловые шишки: большого пестрого дятла, мышевидных грызунов, белку, клеста и др.


Лиственница.

  • Из-за устойчивости к осадкам, химикалиям и другим воздействиям окружающей среды эта древесина может применяться для специального строительства — мостов, находящихся в контакте с землёй и водой сооружений. Она применяется для изготовления емкостей для жидкостей (чаны, бочки).

  • Кроме того, лиственница применяется для свай, мачт, шпал, для различных приложений в железнодорожном, лодочном и кораблестроении, деревянных снарядов на игровых площадках, террас, деревянных тротуаров, заборов, палисадников и во многих других случаях.

  • Зная о стойкости лиственницы, во время строительства Петербурга, который предстояло возвести на болоте, Петр 1 приказал вбивать в землю лиственничные бревна. Древесина лиственницы к тому же никогда не коробится, поэтому в Зимнем дворце рамы сделаны из лиственницы.

  • Во времена парусного флота лиственница считалась лучшим материалом для постройки кораблей.

  • Телеграфные столбы и шпалы из лиственницы без дополнительной обработки служат десятки лет.

  • Из 1 м3 древесины изготовляют:

2 тыс. пар чулок или 1,5 тыс. метров искусственного шелка,

200 кг целлюлозы или 6 тыс. метров целлофана.

сахар, скипидар, различные кислоты и серу, канифоль и краски.




Сосна.

  • Как говорили в старину: «Где сосна выросла, там и в дело пошла». А дел для нее всегда хватало. Столетиями она служила корабелам. Мачты из сосны держали наполненные ветром паруса.

  • Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка, от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола, корни, стволовая древесина — сырье для различных производств.

  • В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства, для изготовления дверей и рам, мебели, домашней утвари, как поделочный материал.

  • Из сосновых бревен строили и стены сибирских крепостей, и крестьянские избы.

  • Сейчас из сосны получают тысячи различных материалов. В том числе и целлюлозу, искусственный шелк и кожу, пластмассы.

  • А еще из смолы получают скипидар – основу всевозможных лаков, красок, лекарств, а также канифоль, без которой и мыла не сваришь, и бумага перестанет держать чернила, превратится в промокашку.

  • Из семян сосны получают ценное масло. Хвоя сосны служит источником витаминов, всевозможных экстрактов и настоев.

  • У сосны есть замечательная способность очищать воздух от бактерий, поэтому санатории для легочных больных чаще всего строят в сосновых борах.

  • Сосновая смола, миллионы лет пролежавшая в земле, — это янтарь. Из него делают украшения, декоративные скульптуры, мозаичные панно. Высшим достижением искусства обработки янтаря стала знаменитая янтарная комната в Царском Селе (ныне г.Пушкин), в которой все, начиная небольшой вещицей и кончая стенами, было выполнено из резного янтаря.

Можжевельник.

  • Одни считают, что это кустарник назвали так потому, что он растет между елей, вроде бы «межельник». Другие полагают, что название произошло от старого слова «можжа», что означает «узел», ветки его действительно узловаты. Поэтому древесина этого кустарника, хотя и прочная, и красивая, используется разве что для каких-нибудь небольших поделок.

  • На его ветвях не шишки, а висящие на короткой ножке ягоды. Правда, это видоизмененные шишки, но с виду ягоды как ягоды – так их и называют. Размером они с большую горошину, на вкус сладковато-пряные.

  • Ягоды можжевельника зимой очень выручают многих пернатых обитателей леса. А птицы, в свою очередь, выручают можжевельник – расселяют его.

  • Не только птицы, но и люди издавна ценили ягоды хвойного кустарника (в старину его называли вересом). Их использовали как приправу к всевозможным кушаньям, для приготовления кваса и других напитков.

  • Люди издавна заметили, если ветками можжевельника натереть полы и стены, то исчезнут паразиты. А во время эпидемий дымом можжевельника окуривали избы.

  • Масло можжевеловых веточек повышает эластичность кожи, стимулирует рост волосяных луковиц, плюс – борется с перхотью

  • Можжевельники с хорошо развитой корневой системой, проникающей в почву на значительную глубину, высаживают на склонах рек и оврагов для их укрепления и предотвращения размывания. Подсчитано, что на крутых горных склонах с каждого гектара ежегодно вымывается до 5 тыс. м3 почвы, а в густых можжевеловых зарослях почва практически никогда не размывается.


Кедр.

  • Древесина кедра считается идеальным и элитным материалом для строительства и внутренней отделки домов и бань. Она - одна из самых прочных материалов, практически не поддается гниению; благодаря выделяемым фитонцидам и биологически активным веществам убивает болезнетворные микробы; снимает нервное напряжение и усталость.

  • Древесина кедра легко поддается обработке, посуда из кедра долговечна и увеличивает срок хранения продуктов.

  • Оздоровительная кедровая фито-бочка.

  • В кедровых шкафах моль одежду не ест: ароматный, смолистый запах отбивает у нее "аппетит".

  • Пчелы предпочитают селиться в кедровых ульях.

  • Кедровая древесина обладает отличными резонансными свойствами, из нее изготавливают рояли, арфы, гитары.

  • Медальоны и бусы из кедровой древесины источают целебный аромат, защищающий от инфекций.

  • Лечебные свойства кедровой хвои используют в медицине для лечения ран, воспалений, нарывов, заболеваний кожи, заболеваний дыхательной системы

  • Из хвои получают эфирное масло, витаминные концентраты, витаминную муку, которая богата фитонцидами, каротином, витаминами С, Е, минералами.

  • Кедровый орех — редчайший деликатес в наши дни. Он питателен и вкусен. Служит лакомством для 70 видов зверей и 200 видов птиц. В рационе соболя кедровый орех составляет до 93%. Масло из ореха прозрачное, с приятным запахом, используют его даже в микроскопической технике.

  • Ореховый жмых идет на приготовление лучших сортов халвы да и других кондитерских изделий.

  • Скорлупа ореха также представляет интерес: из нее делают сувениры, производят коричневую краску.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Приложение 3


На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
М.Ю.Лермонтов

Все цветет по дороге. Весна
Настоящим сменяется летом.

Протянула мне лапу сосна
С красноватым чешуйчатым цветом.
Цвет сосновый, смолою дыша,
Был не слишком приманчив для взгляда.
Но сказал я сосне: хороша!
И была она, кажется, рада.
С.Маршак

Нахмурилась ёлка, и стало темно. Трещат огоньки, догорая.
И смотрит из снежного леса в окно сквозь изморозь ёлка другая.
Я вижу: на ней зажигает луна одетые снегом иголки,
И, вся разгораясь, мигает она моей догорающей ёлке.
И жаль мне, что иглы на ёлке моей метель не засыпала пылью,
Что ветер её не качает ветвей, простёртых, как тёмные крылья.
Лесная дикарка стучится в стекло, нарядной подруге кивая.
Пусть доверху снегом её занесло, — она и под снегом живая!



Сияет небо снежными горами,
громадами округлых ярких туч.
Здесь тишина торжественна, как в храме,
здесь в вышине дымится тонкий луч.
Здесь теплят ели розовые свечи
и курят благовонную смолу.
Нам хвоя тихо сыплется на плечи,
и тропка нас ведёт в густую мглу.
Всё необычно этим летом странным:
и то, что эти ели так прямы,
и то, что лес мы ощущаем храмом,
и то, что боги в храме этом мы!

Вероника Тушнова


О, этот ствол, звенящий, рослый,
Упругий, с кроною сквозной.
Меня вы покорили, сосны,
Гвардейской выправкой лесной.
Оттенок меди, сила стали –
Отменной прочности залог.
Вы нас надежно прикрывали
В минуты гроз, в часы тревог.
Но прошумело лет немало,
К вам старость горькая пришла,
Вас, поседевших, доконала
Своими зубьями пила.
У ног моих ветвей сплетенье —
В последних отблесках зари
Вы, словно павшие в сраженье,
Недвижные богатыри.

П.Бровка

Я к ночи из лесу не вышел,
Проколобродив целый день.
Уж как вода, все выше, выше
Деревья затопляла тень,
Янтарь стволов и зелень хвои –
Все черным сделалось теперь.
В лесу притихло все живое,
И стал я чУток, словно зверь.
А наверху, над мглою этой,
Перерастя весь лес, одна,
В луче заката, в бликах света
Горела яркая сосна.
И было ей доступно, древней,
Все, что не видел я с земли:
И сам закат, и дым деревни,
И сталь озерная вдали.
В.Солоухин

Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»

Приложение 4


Вы когда-нибудь задумывались, сколько вы тратите бумаги?


Для изготовления тонны бумаги требуется примерно 3,5 куб.м древесины – это приблизительно 400 пачек бумаги формата А4.

• норма расхода на производство одной тонны картона — в среднем 1,6 куб.м древесины,

• норма расхода на производство одной тонны газетной бумаги — в среднем 2,8 куб.м древесины,

• на производство тонны печатной бумаги требуется примерно 3,5 куб.м древесины.

Средний объём хлыста (одного дерева) составляет 0.33 кубических метра.



На производство 1000 кг бумаги требуется 2000 кг древесины или 17 деревьев.

Сколько килограммов бумаги можно изготовить из одного дерева?

    1000 : 17 = 60 (кг)

Расход бумаги одного школьника 6 класса за учебный год составляет 6 кг.

В нашем классе 26 человек.

6 Х 26 = 156 (кг) – расход бумаги нашего класса за год.

Сколько же деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть Земле уничтоженные для учёбы одного класса деревья?

    156 : 60 = 2,6 (д) или, приблизительно, 3 дерева.


Чтобы спасти одно дерево от вырубки, необходимо собрать для вторичной переработки около 80 кг бумаги.


Просмотр содержимого документа
«елочки_рефлексия»



Просмотр содержимого презентации
«Значение хвойных лесов»

Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и хозяйственной деятельности человека

Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и хозяйственной деятельности человека

Ель

Ель

Сосна

Сосна

Лиственница

Лиственница

Сосна сибирская  (Кедр)

Сосна сибирская (Кедр)

Можжевельник

Можжевельник

Цели урока:

Цели урока:

  • Обобщить знания об отделе голосеменные.
  • Познакомиться с многообразием хвойных растений, их ролью в природе и практическим значением для человека.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.
Фитонциды  - выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий.

Фитонциды - выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий.

Значение хвойных растений в хозяйственной деятельности человека

Значение хвойных растений в хозяйственной деятельности человека

  • Прочитайте информацию о значении хвойных растений
  • Составьте кластер, используя полученную информацию
  • Презентуйте результат своей работы
От еловой шишки – до листа бумаги

От еловой шишки – до листа бумаги

  • Для изготовления тонны бумаги требуется примерно 3,5 куб.м древесины – это приблизительно 400 пачек бумаги формата А4.
  • норма расхода на производство одной тонны картона — в среднем 1,6 куб.м древесины,
  • норма расхода на производство одной тонны газетной бумаги — в среднем 2,8 куб.м древесины
На производство 1000  кг бумаги требуется 2000 кг древесины или 17 деревьев. Сколько килограммов бумаги можно изготовить из одного дерева? Расход бумаги одного школьника 6 класса за учебный год составляет 6 кг . В нашем классе 26 человек. Сколько же деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть Земле уничтоженные для учёбы одного класса деревья?

На производство 1000 кг бумаги требуется 2000 кг древесины или 17 деревьев.

Сколько килограммов бумаги можно изготовить из одного дерева?

Расход бумаги одного школьника 6 класса за учебный год составляет 6 кг .

В нашем классе 26 человек.

Сколько же деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть Земле уничтоженные для учёбы одного класса деревья?

Сколько килограммов бумаги можно изготовить из одного дерева?  1000 : 17 = 60 (кг) 6 Х 26 = 156 (кг) – расход бумаги нашего класса за год. Сколько же деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть Земле уничтоженные для учёбы одного класса деревья?     156 : 60 = 2,6 (д) или, приблизительно, 3 дерева.
  • Сколько килограммов бумаги можно изготовить из одного дерева?

1000 : 17 = 60 (кг)

  • 6 Х 26 = 156 (кг) – расход бумаги нашего класса за год.
  • Сколько же деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть Земле уничтоженные для учёбы одного класса деревья?
  •     156 : 60 = 2,6 (д) или, приблизительно, 3 дерева.
Рефлексия

Рефлексия

  • «Зеленая» - мне все понятно, могу применить свои знания на практике
  • «Желтая» - материал понятен, но остались вопросы
  • «Красная» - материал был для меня трудным, нужно дополнительно поработать.
Домашнее задание Уровень C (красная) § 40, Знать основные термины, отвечать устно на вопросы в конце параграфа. Уровень В (желтая) Составьте коллаж на тему «Значение хвойных» Уровень А (зеленая) Нарисуйте листовку, призывающую к сохранению леса

Домашнее задание

Уровень C (красная)

§ 40, Знать основные термины, отвечать устно на вопросы в конце параграфа.

Уровень В (желтая)

Составьте коллаж на тему «Значение хвойных»

Уровень А (зеленая)

Нарисуйте листовку, призывающую к сохранению леса