Просмотр содержимого документа
«Урок биологии. 10 класс»
Урок биологии 10 класс
Тема урока: Определение и морфологическое описание вида.
Вид урока: лабораторная работа
Задачи: - углубить знания об основах систематики растений и животных
- совершенствовать навыки определения растений и животных Среднего Урала с помощью определителей (на печатной основе)
- закрепить умения составлять морфологическое описание растений.
Оборудование: - раздаточный материал (Приложения) - Гербарии растений |
| |
План урока:
1. Проверка изученного материала. Пути и методы исследования в биологии.
Биология многогранна и поэтому нуждается в систематизированных и разносторонних методах изучения. Проверим знание основных методы исследования биологии.
Работа в группах. Выполните 1-4 задания с листа.
Естественно, что общее использование всех вышеуказанных методов дает человечеству возможность овладения знаниями об объектах и явлениях природы. В наше время биология очень связана с такими науками, как химия, физика, математика и кибернетика. Именно совместные плоды их сотрудничества принесли нам самые огромные открытия. Мы с Вами сегодня закрепим умения составлять морфологическое описание растений и определения растений и животных Среднего Урала с помощью определителей (на печатной основе)
Работа в группах. Выполните лабораторную работу, результаты оформите в таблице.
Работа в группах. Пользуясь определительной карточкой определите растение.
Сделайте вывод.
Приложение 1.
Лабораторная работа № 1. Морфологическое описание одного вида растений
Группа__________________________________________________________________
Название растения | |
Жизненная форма | дерево | Кустарник | кустарничек | трава |
однолетнее | многолетнее |
Тип побега | удлиненный | укороченный | Вегетативный | генеративный |
листорасположение | очередное | мутовчатое | супротивное |
лист | простой | сложный |
цветок | одиночный | соцветие |
Тип плода | сухой | сочный | односемянный | многосемянный |
Место обитания | лес | Город | поле | огород |
распространение | редко | Занесено в Красную книгу | повсеместно |
Приложение 2.
Задание 1. Выберите правильный ответ
ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЗВОЛЯЕТ | ОПИСАТЬ ЯВЛЕНИЯ |
НАБЛЮДАТЬ ЯВЛЕНИЯ |
ИСПРАВИТЬ ОПИСАНИЕ |
ПРОВЕРИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ |
ПРОВЕРИТЬ ГИПОТЕЗУ |
ПРИДУМАТЬ ГИПОТЕЗУ |
Задание 2.Определите, о каком методе биологических исследований идет речь:
ОПИСАНИЕ или НАБЛЮДЕНИЕ (136 и 245)
клеток было 10, а стало 10000.
Количество клеток растет
В 21 час солнечные цапли одна за другой покинули водоем и перелетели к опушке
В меловых отложениях нашли бедро детеныша тираннозавра
После заката голуби отправились на ночлег
Задание 3. Определите последовательность действий при проведении опыта: (В А Д Б Г) А. Предполагаемое решение, формулировка гипотезы Б. Проведение опыта В. Постановка проблемы Г. Обсуждение Д. Планирование |
Задание 4. Определите соответствие между методом исследования и его описанием. |
|
|
|
Все биологические исследования начинаются с наблюдений. Зоолог видит птицу в бинокль, гистолог – зафиксированный и окрашенный срез ткани, молекулярный биолог – изменение концентрации фермента в пробир | Наблюдение |
Все наблюдения нуждаются в описании. Описание – это результат интерпретации наблюдений. Например, палеонтолог, описывая древний скелет, называет кости известными ему именами – бедренная, плечевая – потому что он мысленно установил аналогию со скелетом ныне живущих животных. | Описание |
| |
Грамотно составленные описания можно сравнивать, даже если их произвели разные люди в разных странах и в разное время. Например, можно сравнить размеры раковин моллюсков одного биологического вида в наши дни и при Ламарке, поведение лося в Сибири и на Аляске, рост культуры клеток при низкой и высокой температуре, строение плечевой кости у тираннозавра и современного крокодила. | Сравнение |
Различия, выявленные при сравнении описаний, можно интерпретировать при помощи предположений о причинах различий – гипотез. Например, можно предположить, увидев разный темп роста клеток при разных температурах, можно предположить, что температура влияет на скорость роста клеток. | Гипотеза |
Гипотезы проверяют, искусственно изменяя условия протекания биологических процессов и проводя повторные наблюдения и описания. Например, можно выращивать клетки при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост максимально быстрый. | Эксперимент |
Зоолог видит птицу в бинокль, гистолог – зафиксированный и окрашенный срез ткани, молекулярный биолог – изменение концентрации фермента в пробирке. | Наблюдение |
Например, палеонтолог, описывая древний скелет, называет кости известными ему именами – бедренная, плечевая – потому что он мысленно установил аналогию со скелетом ныне живущих животных. | Описание |
| |
Например, можно сравнить размеры раковин моллюсков одного биологического вида в наши дни и при Ламарке, поведение лося в Сибири и на Аляске, рост культуры клеток при низкой и высокой температуре, строение плечевой кости у тираннозавра и современного крокодила. | Сравнение |
Например, можно предположить, увидев разный темп роста клеток при разных температурах, можно предположить, что температура влияет на скорость роста клеток. | Гипотеза |
Например, можно выращивать клетки при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост максимально быстрый. | Эксперимент |
Приложение 3.
Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
Ход работы:
1.Провести эксперимент: в пробирки под номерами: 1 – с песком; 2 – сырым картофелем; 3 – вареным картофелем; 4- с сырым мясом; 5 – с вареным мысом; 6 - с песком и измельченным сырым картофелем – добавить пероксид водорода. Наблюдайте, полученные результаты занесите в таблицу.
№ пробирки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ткань | | | | | | |
результат | | | | | | |
2. Объясните полученные результаты, ответив на вопросы:
а\ В каких пробирках проявилась активность ферментов? Объясните почему.
б\ Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление.
в\ Как влияет измельчение ткани на активность фермента?
г\ Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных?
д\ Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода?