СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 5 класс»

Биология

Урок №10 Дата:

Класс:5

Тема урока: Химический состав клетки. Органические вещества

Тип урока: комбинированный

Цели урока: Изучить органические вещества клетки

Планируемые результаты:

Предметные: знать  химический состав клетки; рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке; уметь отличать  органические вещества от неорганических.

Метапредметные: самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу группы.

Оборудование, ТСО урока: проектор

Структура урока:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Актуализация опорных знаний.

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное  строение, и что их клетки  имеют  сходное  строение.

Оказывается кроме сходства в строении,  для всех клеток характерен и сходный  химический  состав - клетки всех организмов состоят из одних и тех же химических элементов.

Из  118,  имеющихся  в природе химических  элементов,  в  составе клеток можно найти 80. Но их содержание в клетке различно.

Ребята, скажите, каких химических элементов больше всего в клетке?


Но большинство этих элементов встречается в клетке в   виде химических веществ.

Все вещества клетки  можно  разделить  на две группы .

Назовите их…

Заполните схему в тетради «Вещества клетки»

вещества клетки


неорганические вещества органические вещества



вода минеральные соли углеводы жиры белки нуклеиновые соли


Неорганические  вещества – это  вода  и  минеральные  соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из  воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.

( схема оформляется по ходу изучения)

3. Мотивация

4.Целеполагание, совместное планирование учебной деятельности.

Мы уже знаем, что природу изучать можно различными методами.

Назовите их, пожалуйста(моделирование, наблюдение, эксперимент).

-Можете ли вы по тому оборудованию, которое вы видите на своих партах, предположить, какой же метод мы сегодня применим для изучения веществ клетки? (Эксперимент)

-Давайте вспомним последовательность действий при эксперименте. (Постановка цели, проведение опыта, получение результатов оценивание результатов и их объяснение)

5.Усвоение учебного материала Органические вещества -  Эти вещества содержатся  только   в живых  организмах. К этим  веществам  относят  белки,  жиры,  углеводы. Их  насчитывается около 10 миллионов.

-Как вы думаете  каких веществ  в клетках  больше  органических или  неорганических?  

Кто из  вас  прав, мы  должны разобраться.

Что образуется при сжигании сухих веток, дров? Как изменяется масса при сжигании?

После горения останется зола, ее образуется мало, она легкая (ответы детей).

Правильно, зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках растений. При горении сгорели только органические вещества. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.

А сейчас  вы  сами  проделаете  ряд  исследований.  

Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

Определение крахмала

А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?

Вывод : это свидетельствует о том , в картофеле содержится углевод-крахмал.

Проделаем еще один опыт

Б) Для  этого возьмите стаканчик, налейте  в  него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек  теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.

Что вы наблюдаете? (Помутнение  воды)

Отлейте  немного  воды  в  стаканчик и накапайте  туда  раствор  йода.

Что наблюдаете? (Раствор посинел)

Какой вывод мы можем  сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)

        Роль углеводов в клетке:

  1. Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.

  2. Запаса питательных веществ (гликоген, крахмал)

  3. Опорная (хитин) и защитная функции (клетчатка)


Отставьте  стаканчик в сторону не вынимая теста.

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

Возьмите  салфетку  между листочками  положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.

Что  наблюдаете? (Появляется жирное  пятно на бумаге)

Какой можно  сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)

Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

Сообщения учащихся

Какие масличные растения вам известны?


Роль жира в клетках:

1. Источник энергии и воды

2. Теплоизоляция

3.Защитная


Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

Аккуратно выньте  комочек  теста и  осмотрите его развернув  марлю. Потрогайте  его пальцем.

Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

Когда  сомкнете пальцы что  чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста  белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из  муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

 Роль белков в клетке:

1)Транспорт кислорода.

2)Сокращение мышц.

3) Защита от инфекций.

4)Свертывание крови.

6. Закрепление.  Вопросы:

1). Какое вещество нужно добавить, чтобы обнаружить крахмал?

2). Какой цвет образуется после добавления этого вещества к крахмалу?

3). В чём мы обнаружили крахмал?

4). Какое органическое вещество остается на марле, после промывания теста?

5). О наличии какого органического вещества, свидетельствую пятна на бумаге после раздавливания семян подсолнечника?

Ответы:

  1. Раствор йода

  2. Синий

  3. Клубень картофеля, мутная взвесь после теста

  4. Белок

5) Жир

7. Первичный контроль Тест

  1. К неорганическим веществам клетки относят:

А- жиры

Б- вода

В- белки

Г- углеводы

  1. Жиров много в:

А- в клубне картофеля

Б- в клубнике

В- в семенах подсолнечника

Г- в огурцах.

  1. Зола, оставшаяся после сжигания семян это:

А- белки

Б- минеральные соли

В- жиры

Г- углеводы

4. К органическим веществам клетки относят:

А- сода

Б- вода

В- минеральные соли

Г- углеводы

5. Если на клубень картофеля капнуть раствором йода, то он посинеет. Это доказывает присутствие в нем:

А- воды

Б- белка

В- крахмала

Г-жира





8. Коррекция, развивающие, дифференцированные упражнения

Группа1

Группа 2

Группа 3

 

1.Исключите лишнее:

Семена богатые крахмалом:

овес, пшеница, горох

 

 

1.Исключите лишнее:

Семена богатые жиром:

Соя, арахис, овес,

  А

 

1.Исключите лишнее:

Семена богатые белком:

горох, ,кукуруза , фасоль

 

2.Выпишите органические вещества:

а) вода б) нуклеиновые кислоты в) белок г)зола д)жир

2.Выпишите неорганические вещества:

а) вода б) нуклеиновые кислоты в) белок г)зола д)крахмал

2.Выпишите органические вещества:

а) соль кальция б) углеводы в) белок г)вода  д)жир

3.Самый распространенный элемент в земной коре: водород, азот, кислород

 

3. Этот элемент содержится в клетке на 70% :

углерод, водород, кислород

 

3. Самое распространенное

 вещество на земле:

соль, вода, сахар



9.Д/з §

10. Подведение итогов, рефлексия

рефлексивный тест.

1. Узнал(а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. Было над чем подумать.

4. На возникшие вопросы я получил(а) ответ.

5. Поработал(а) добросовестно, цель достигнута.