СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 5 класса по ФГОС ОО c использованием ИКТ, здоровье сберегающей технологии, проблемной технологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 5 класса по ФГОС ОО c использованием ИКТ, здоровье сберегающей технологии, проблемной технологии»

Урок биологии по ФГОС ОО c использованием ИКТ, здоровье сберегающей технологии, проблемной технологии


15 Дата: __________________5 класс биология Чернобиль А.В.

Тема: Роль бактерий в природе и жизни человека

Тип урока: Освоения новых знаний

Оборудование: ПК, проектор. Учебник. Биология. 5 кл.В. В. Пасечник. М. Линия жизни 2020г. Инструкции по работе для групп. Оценочные листы для каждого учащегося. Таблица «Роль бактерий в природе и жизни человека» для каждого учащегося. Презентация: «Роль бактерий в природе и жизни человека».

Цель урока: создание условий для развития у учащихся умения анализировать познавательную проблему; сравнивать и делать простейшие выводы; через решение проблемных ситуаций и практических заданий подойти к выводу о значении бактерий в природе и жизни человека.

Задачи:

Общеобразовательные: Создать условия для формирования у учащихся представлений о роли бактерий в природе и жизни человека и о важности жизнедеятельности бактерий на Земле.

Развивающие: Создать условия для развития мыслительных операций сравнения, анализа, обобщения; Развивать коммуникативные умения, познавательную активность, умение осуществлять рефлексивное действие.

Воспитательные: Воспитывать коллективизм, умение работать в группе, как в едином коллективе, внимательное отношение к товарищам при групповом взаимодействии.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии», «эпидемия».

Метапредметные: Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики.

Личностные: Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы.

Основные термины, понятия: Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии. Эпидемия

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, игровой практикум, создание проблемной ситуации, коллективная рефлексия, работа в малых группах по заданиям, учебное исследование, практическая работа, составление схем, учебный диалог, организация взаимопроверки, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество.

Методы: словесный, практический, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, ассоциативный, иллюстративный, рефлексивной деятельности, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.

Технология: элементы технологии развивающего, критического, проблемного, опережающего, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.


Технологическая карта урока биологии

Организационный момент (мотивационный настрой) 1-2 мин.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовить обучающихся к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для подготовки учащихся к продуктивной работе, сформировать положительный эмоциональный настрой.

Метод: словесный.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех вас на уроке.

Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем!

Планируемые результаты: личностные, предметные,

метапредметные


Отвечают на приветствие учителя.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.


2.Мотивация (создание проблемной ситуации)

Ребята, я читала переписку школьников на форуме. Ребята из одной школы решили выполнить проектно – исследовательскую работу по теме: «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?», но у них возникли противоречия. Они просят помощи, у других учеников. Мы могли бы им помочь. Вы согласны? Соглашаются помочь школьникам, но у них также возникают противоречивые мнения.

1. Среди бактерий много паразитов, они вредны и без них стало бы только лучше на Земле.

2. Среди бактерий есть полезные, они нужны. Однако не могут ответить, какую пользу они приносят.

Приходят к выводу, что необходимо получить новые знания о бактериях.

Личностные: формирование положительного эмоционального настроя на урок.



Волевая саморегуляция (нравственно-эстетическая ориентация)



Учебно - познавательная деятельность (общее время – 30 минут)

Формулирование темы и цели урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока, строить понятные речевые высказывания, аргументировать собственное мнение.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать деятельность обучающихся для самостоятельного формулирования темы и цели урока.

Организация самостоятельных выводов.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь строить понятные речевые высказывания, формулировать выводы, аргументировать собственное мнение; уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; принимать и сохранять учебную задачу при выполнении задания.


Знакомство с новыми понятиями.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; дополнительных источников, иллюстративного материала, дополнять и расширять имеющиеся знания.

Основные понятия урока: Бактерии, формы бактерий, сине-зеленые или цианобактерии, спора, автотрофы, гетеротрофы.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организация учебной деятельности обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, создание проблемной ситуации, коллективная рефлексия, работа в малых группах по заданиям, учебное исследование, практическая работа, составление схемы (кластера), учебный диалог, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество.

Методы: словесный, практический, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, информационно-обобщающий, ассоциативный, иллюстративный, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.

Методы поощрения: похвала, одобрение, стимулирующее оценивание


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты: личностные, предметные,

метапредметные


Определяют тему урока.


Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

- На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов.

Слайд 2. Посмотрите на слайд.

К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?

Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?

Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?

Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?

Слайд 3. В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и

остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он

нашел и в зубном налете.

Что же это за существа?

Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?

Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?

Как будет звучать тема нашего урока? На какие вопросы получить ответы?

3. Актуализация знаний

Ребята, а давайте вспомним, какие организмы называют бактериями?

1. Каковы особенности строения бактериальной клетки? Какие химические вещества образуют тела бактерий?

На поверхности клеток бактерий часто имеются жгутики – органоид движения, с помощью которых они передвигаются в жидкой среде. Клеточная стенка включает муреин, а сверху покрыта слизью. Цитоплазма окружена мембраной, которая отделяет ее от клеточной стенки. Синтез белков осуществляется рибосомами, которые располагаются в цитоплазме.

2. Назовите основные формы бактериальных клеток?

По форме клетки бактерии могут быть: кокки (шарообразная форма), диплококки (состоят из парно сближенных кокков), стрептококки (образованные кокками, сближенными в виде цепочки), сарцины (кокки, имеющие вид плотных пачек), стафилококки (скопления кокков в виде виноградной грозди), бациллы или палочки (вытянутые в длину бактерии), вибрионы (дугообразно изогнутые бактерии), спириллы (вытянутые бактерии, штопорообразно извитой формы).

3. Как перемещаются бактерии?

Бактерии перемещаются при помощи жгутиков. Некоторые бактерии перемещаются «реактивным» способом, выбрасывая слизь.

4. Используя материал учебника, составьте таблицу и внесите в нее группы бактерий и способы получения ими энергии.

Для получения энергии бактерии используют различные органические и неорганические соединения и солнечный свет. Большинство бактерий гетеротрофы – т. е. питаются готовыми органическими веществами (гниющими остатками организмов или паразитируют на других организмах). Автотрофных бактерий не много. Часть из них способна к хемосинтезу – синтезу органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических соединений. Некоторые бактерии способны к фотосинтезу.

5. Встречаются ли среди бактерий хищники?

Да. Такие бактерии-хищники поедают представителей других видов прокариот.

6. Какую систематическую группу образуют архебактерии?

Архебактерии представляют собой систематическую группу - подцарство.

7. Какие организмы называются аэробами? Почему? В чем их отличия от анаэробов?

По отношению к кислороду бактерии делятся на аэробов (существуют только в кислородной среде) и анаэробов (существуют в бескислородной среде).


Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности.

Метапредметные: формирование навыков работы с текстом, объяснение биологических явлений, процессов, связей и отношений.

Регулятивные:

Целеполагание

Предметные: умение опознавать изученные объекты и сравнивать.


  • Постановка проблемы (7мин.)

  • Открытие новых знаний через её решение

Методы: Дедуктивный (применение знаний); проблемный, наглядный

Формы контроля: Словесная оценка учителя; самопроверка по образцу

Решают проблемные задания, делают вывод о малом размере бактерий, вывод об одноклеточности бактерий.



Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.



Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий.

Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

- Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?

Слайд 4. - Сравните клетки растений и бактерий. В чем отличие клеток растений и бактерий?

Найдите определение в учебнике как называются клетки, в которых отсутствует ядро?

Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?

Слайд 5. - Выполните задание: Выберите из списка организмы-прокариоты, организмы-эукариоты.

- Распределите их по следующим колонкам:

А) прокариоты: Организмы:

Б) эукариоты:

- роза - палочка Коха

- кошка - дождевой червь

- кактус - стрептококк

Познавательные:

Формулирование проблемы, поиск путей решения;

Информационный поиск;

Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;

Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование);

Построение речевого высказывания.

Регулятивные:

Целеполагание;

Планирование;

Контроль;

Оценка и самооценка.

Коммуникативные:

Участие в совместной деятельности;

Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Личностные:

Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;


  • Первичное закрепление (2 мин.)

Методы: Дедуктивный (применение знаний); практический (заполнение схемы); наглядный

Формы контроля: Само- и взаимопроверка по образцу




Выполняют задания в рабочей тетради.




Осуществляют проверку и оценивание друг друга.


Организует первичное закрепление материала

-Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма.

Выполните задание 1, с. 27рабочей тетради.

- Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку тетради.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учебной деятельности, содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условия для нравственного развития учащихся, осознание ответственности за произнесенное слово.

Метапредметные:

владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. умение работать с логическими знаками и символами.

Предметные: формирование умений определять существенные признаки; характеризовать е морфологические признаки и биологическую роль, устанавливать связи.


  • Открытие новых знаний (8 мин.)

Методы: проблемный (применение знаний); практический (заполнение схемы); наглядный


Высказывают предположение о формах бактерий. Обсуждают его в группе.


Рассматривают формы бактерий с использованием ЦОР «Формы бактерий»



Составляют кластер, осуществляет оценку







Рассматривают размножение бактерий с использованием ЦОР «Размножение бактерий», делают вывод о способе и скорости размножения бактерий

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видеозарядка) https://disk.yandex.ru/public/?hash=aPBHuQDGkeNH/8NNgO/l%2Bq2iOmJ5jAKu/40zP9vM0Mk%3D

- Поработаем со схемой бактериальной клетки ЭОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69d0-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/03_03_02_01.jpg


Слайд 6 . Формы бактериальных клеток

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg

- На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).



- Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер:


\ /

--- Бактерии ---

/ \

- Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?

- Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист.


Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий.

Слайд 7 . Размножение бактерий

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf

  • В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий

  • В 1 г воды – 6 тысяч бактерий

  • Почему их так много?

- Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий.

- Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение. (Осуществляет коррекцию, организует обсуждение).

Познавательные: Формулирование проблемы, поиск путей решения; Информационный поиск;

Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;

Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование), выполнение действий по алгоритму;

Построение речевого высказывания.

Регулятивные;

Контроль; Оценка и самооценка.

Коммуникативные:

Участие в совместной деятельности;

Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Личностные:

Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;

Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.


  • Постановка и решение проблемы (9 мин.)

Методы: Дедуктивный (применение знаний); наглядный; проблемный, практический, индуктивный.

Формы контроля: взаимопроверка и словесная оценка учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты: личностные, предметные,

метапредметные


Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.


Выслушивают мнение других групп, составляют кластер, осуществляют оценку.









Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.



Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

Слайд 8. Питание бактерий

Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.

Задание:

  • Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических?

  • Откуда получают органические вещества остальные бактерии?

  • Как называются эти бактерии?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm

Закончите схему:

Бактерии

(по типу питания)

/ \

автотрофы гетеротрофы

/ \

Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос.

(проверка знаний по ЦОР)

Слайд 9. Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях

В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия.

- Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?

Личностные: содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условия для нравственного развития учащихся, осознание ответственности за произнесенное, формирование ответственного отношения к учебной деятельности.

Метапредметные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности, формирование навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Предметные:

знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности.


Закрепление (4 мин.)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь применять полученные знания при выполнении практических и тренировочных заданий, работать в сменном составе группы, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль деятельности, принимать участие в учебном диалоге; формулировать и аргументировать собственную точку зрения; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: формирование у обучающихся совместной познавательной деятельности, предоставить обучающимся тестовые задания для проверки усвоенного материала, выявить «проблемные» места при изучении нового материала, способствовать развитию умения аргументировать своё мнение и созданию ситуации успеха.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, игровой практикум, учебный диалог, организация взаимопроверки, дискуссионное обсуждение проблем, учебное сотрудничество.

Методы: словесный, практический, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, иллюстративный, поисковый, формирование познавательного интереса, опора на жизненный опыт, заинтересованность в результате коллективной работы, беседа, поиск контактов и сотрудничества, организация взаимо и самопроверки.

Методы поощрения: похвала, оценивание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты: личностные, предметные,

метапредметные





Работают с практическими заданиями





Осуществляют совместную проверку знаний.


Организует закрепление материала и рефлексию.

- Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь ответим на несколько вопросов о бактериях.

Слайд 10. Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.

Бактерии называют микроорганизмами, потому что…

Бактерии, имеющие округлую форму называются…

Клетки, в которых отсутствует ядро…

Бактерии размножаются путем…

Бациллами называют бактерии, у которых…

Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических…


- Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 6 вопросов? Аплодисменты.

- Вернёмся к целям, поставленным в начале урока.

- Удалось ли их достичь?

- Довольны ли работой на уроке?

Регулятивные:

Участие в подведении итогов урока;

Самооценка.


Рефлексия (2-3 мин.)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: формирование осознания обучающимися своей учебной деятельности, взаимо- и самооценки, результативности своей деятельности и деятельности класса.

Методы: совместная рефлексия, самооценка, взаимооценка. Методы поощрения: стимулирующее оценивание

Осуществляют рефлексию

Слайд 11. Работа в парах. Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

1)      А вы знаете, что сегодня на уроке я…

2)      Больше всего мне понравилось…

3)      Самым интересным сегодня на уроке было…

4)      Самым сложным для меня сегодня было…

5)      Сегодня на уроке я почувствовал

6)       Сегодня я понял…

7)       Сегодня я научился…

8)       Сегодня я задумался….

9)       Сегодняшний урок показал мне…

10) На будущее мне надо иметь в виду…

Оцените своё настроение.





Домашнее задание: Общее: прочитать §11, ответить на вопросы стр.51

Разработать меры профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными бактериями.

Творческое: написать заметку в школьную газету о роли бактерий в жизни человека.