Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. - На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов. Слайд 2. Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они? Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях? Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека? Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека? Слайд 3. В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он нашел и в зубном налете. Что же это за существа? Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе? Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ? Как будет звучать тема нашего урока? На какие вопросы получить ответы? 3. Актуализация знаний Ребята, а давайте вспомним, какие организмы называют бактериями? 1. Каковы особенности строения бактериальной клетки? Какие химические вещества образуют тела бактерий? На поверхности клеток бактерий часто имеются жгутики – органоид движения, с помощью которых они передвигаются в жидкой среде. Клеточная стенка включает муреин, а сверху покрыта слизью. Цитоплазма окружена мембраной, которая отделяет ее от клеточной стенки. Синтез белков осуществляется рибосомами, которые располагаются в цитоплазме. 2. Назовите основные формы бактериальных клеток? По форме клетки бактерии могут быть: кокки (шарообразная форма), диплококки (состоят из парно сближенных кокков), стрептококки (образованные кокками, сближенными в виде цепочки), сарцины (кокки, имеющие вид плотных пачек), стафилококки (скопления кокков в виде виноградной грозди), бациллы или палочки (вытянутые в длину бактерии), вибрионы (дугообразно изогнутые бактерии), спириллы (вытянутые бактерии, штопорообразно извитой формы). 3. Как перемещаются бактерии? Бактерии перемещаются при помощи жгутиков. Некоторые бактерии перемещаются «реактивным» способом, выбрасывая слизь. 4. Используя материал учебника, составьте таблицу и внесите в нее группы бактерий и способы получения ими энергии. Для получения энергии бактерии используют различные органические и неорганические соединения и солнечный свет. Большинство бактерий гетеротрофы – т. е. питаются готовыми органическими веществами (гниющими остатками организмов или паразитируют на других организмах). Автотрофных бактерий не много. Часть из них способна к хемосинтезу – синтезу органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических соединений. Некоторые бактерии способны к фотосинтезу. 5. Встречаются ли среди бактерий хищники? Да. Такие бактерии-хищники поедают представителей других видов прокариот. 6. Какую систематическую группу образуют архебактерии? Архебактерии представляют собой систематическую группу - подцарство. 7. Какие организмы называются аэробами? Почему? В чем их отличия от анаэробов? По отношению к кислороду бактерии делятся на аэробов (существуют только в кислородной среде) и анаэробов (существуют в бескислородной среде). |