Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и кишечнике"
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная,
Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Образовательные
Обобщить знания о процессе пищеварения, выявить уровень усвоения ведущих понятий, закрепить их.
Продолжить формировать понятие "фермент", "субстрат".
Раскрыть, как происходит переваривание в желудке и тонком кишечнике, роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез.
Развивающие:
Сформировать умение выделять главное, сравнивать , делать самостоятельные выводы
Продолжить формирование работать с учебником, оборудованием
Показать практическую направленность полученных знаний
Воспитательные:
способствовать гигиеническому воспитанию детей, правильному пониманию процессов питания
Оборудование:
Оборудование для опыта: накрахмаленная тканевая салфетка, р-р йода, ватная палочка, чашка Петри.
Компьютер, проектор.
Ход урока
I. Вводная часть урока. Орг. момент. (Презентация)
II. Актуализация знаний:
Форма проведения: фронтальный опрос с последующим выполнением заданий.
1. Разминка (слайд 2)
Проверка домашнего задания:
Цель: проверить и закрепить знания учащихся по теме: «Пищеварение в ротовой полости.
Задание-1 (фронтально)
Поставь по порядку - глотка, - печень, - ротовая полость, - желудок, - желчный пузырь, - толстый кишечник- поджелудочная железа, - тонкий кишечник, - пищевод, - прямая кишка - двенадцатиперстная кишка, - аппендикс.
Ответ: 1 - ротовая полость, 2 - глотка, 3 -пищевод, 4 - желудок, 5 -двенадцатиперстная кишка, 6- печень, 7 -желчный пузырь, 8 -поджелудочная железа, 9 -тонкий кишечник, 10 - толстый кишечник, 11 -аппендикс, 12 -прямая кишка
Задание-2 ( Слайд 3) Соотнесите слова левой колонки с помощью стрелок со словами правой колонки, расположите над стрелками названия ферментов, расщепляющих органические вещества.
Углеводы аминокислота
Жиры глюкоза
Белки глицерин, жирные кислоты
(Схема остается на доске с заполненной одной стрелкой : углеводы - глюкоза, а над стрелкой- амилаза, ротовая полость )
Задание-3 (Слайд 4)
Индивидуальный опрос:
1. Как распознается качество пищи?
2. Какое значение имеет химическая и механическая обработка пищи?
3. Каковы строение и форма зубов?
Задание-4 (Слайд 5)
1. Какие железы находятся в ротовой полости и каковы их функции?
2. Какие пищеварительные ферменты содержаться в слюне?
3. Почему у людей, даже здоровых, ротовая полость богата микробами?
Задание-5 (Слайды 6,7)
Расскажите о составе и функции слюны (проверка по слайду)
Поставьте опыт, показывающий роль амилазы в расщеплении крахмала
Задание-6 (Слайд8)
Вспомните, какие зубы у высших приматов? Какие типы зубов ,зубы молочные и постоянные?
Кто приготовил сообщение о гигиене в ротовой полости?
Опыт с расческой и ватой показывает как правильно чистить зубы. Горячая вода + стеклышко показывает хрупкость эмали при контрастных температурах
Задание-7 (Слайд10)
Выполните самостоятельную работу в тетради на печатной основе
Стр. 53-54 упр. 127, 128 ,129.
Правильный ответ на слайде
Взаимопроверка и выставление оценки.
Создание проблемной ситуации.
На схеме (Слайд12) мы заполнили только одну стрелку , а где и под действием чего будет перевариваться бутерброд? Где переварится мясо, жиры?
Слайд(13)
III. Постановка целей урока:
Познакомимся со строением желудка и двенадцатиперстной кишкой.
Раскроем особенности процессов пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке.
Раскроем свойства ферментов желудочного сока и пищеварительных соков 12- ти перстной кишки.
Узнаем о роли печени и поджелудочной железы в пищеварении.
Просмотр презентация пищеварительная система
№ п/п. | Название отдела пищеварительной системы. | Особенности строения | Процессы, происходящие в них. |
1. | Желудок | По форме похож на большую грушу, вместимостью до 2-3 л. Слизистая оболочка имеет много складок, содержащих около 35 млн. желез. | За сутки выделяет 2 л желудочного сока. Желудочный сок = соляная кислота + слизь + ферменты. Под действием соляной кислоты гибнут микроорганизмы. Слизь защищает поверхность желудка от механического и прочих повреждений. Под действием ферментов расщепляются белки. |
2. | Тонкая кишка | Имеет длину 4,5-5 м, передняя часть называется двенадцатиперстная кишка. Слизистая оболочка имеет множество складок и покрыта бесчисленными ворсинками. | Пища подвергается действию сока поджелудочной железы, желчи и кишечного сока. Ферменты кишечного сока расщепляют белки, жиры и углеводы. Желчь усиливает действие ферментов. Процессы пищеварения в тонком кишечнике: 1) полостное пищеварение; 2) пристеночное пищеварение; 3) всасывание: глюкоза и аминокислоты – в кровь; жирные кислоты и глицерин в лимфу, а затем в кровь. |
3. | Толстая кишка | Длина 1,5-2 м, имеет участок – слепая кишка с узким червеобразным отростком – аппендиксом (длина 6-8 см). | В толстой кишке скапливаются остатки непереваренной пищи, которые здесь находятся 12-20 часов. Здесь происходит расщепление клетчатки и всасывание воды в кровь. |
Работа со слайдами 12-22
Слайд (14)
Пищевой комок из ротовой полости рефлекторно проглатывается , проходит по пищеводу и попадает в желудок.
Слайд (15)
Давайте найдем в тексте пар . 32 какое строение имеет желудок, и выполним упр. 132 .
Рассмотрите слайд (Слайд (16), ответьте на вопрос: Что способствует перемешиванию пищи в желудке и почему , кроме воды, пища не сразу попадает в кишечник?
Прочитайте отрывок из пар 32 и объясните, под действием какого фермента происходит расщепление пищи в желудке? Какие железы находятся в желудке, какие секреты они вырабатывают? Слайд (17,18)
Закончите упр. 132
Куда попадает и как продолжается переваривание пищи? Слайд 19
Объяснение роли печени, желчи, значение трипсина и кишечного сока.
Слайд (19)
Ферменты Слайд (20)
1. Ферменты - белки сложного строения , выполняющие функцию биокатализаторов.
2. Ферменты воздействуют на питательные вещества.
3. Субстрат- вещество, на которое действует фермент.
4. Ферменты выделяются пищеварительными железами.
5. Определенные виды ферментов выделяются определенными железами.
Как же изменяются питательные вещества под действием ферментов?
Свойства Ферментов
1. Являются биологическими катализаторами белковой природы;
Каждый фермент действует только при определенных условиях:
ферменты слюны - в слабощелочной среде;
2. Каждый фермент обладает специфичностью и действует на определенный субстрат;
ферменты желудочного сока - в кислой;
ферменты поджелудочного сока - в слабощелочной.
3. Наиболее активны при температуре 37-39 гр.С.
4. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют свою активность.
Давайте выполним задание на стр. 167 -168 на примере "белки", остальное закончите дома. Слайд (22)
Закрепление.
1. Давайте заполним схему, начатую в начале урока:
Углеводы аминокислота
Жиры глюкоза
Белки глицерин, жирные кислоты
2. Выберите правильные высказывания:
Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *
Желчь вырабатывается железами желудка.
Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *
Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *
Перитонит - воспаление аппендикса.
Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*
Трипсин - расщепляет жиры.
В желудке кишке кислая среда.*
Ферменты- это биологические катализаторы.*
Соляная кислота играет роль активатора пепсина. *
Закончите предложение:
Самым интересным для меня было …
Самым неинтересным для меня было …
Вопросы, рассмотренные на занятии для меня ..
Мне не понравилось …
Я научился…
Я был бы рад…
IV. Дом. задание пар. 32 , закончить таблицу
1. Изучить текст и рисунки в учебнике стр. 156 – 159;
3. Желающие готовят сообщение на темы: «Значение кулинарной обработки пищи», «Режим питания», «Желудочно-кишечные заболевания, их предупреждение».
7