СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 10 классе, Тема «Генетика человека»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок предназначен для учащихся 10 класса. проводится с применением методов проблемной технологии

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 10 классе, Тема «Генетика человека»»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Петьяльская средняя общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

естественно-математического цикла

Протокол № _____от ___________

Руководитель ШМО

______________Аканаева Н.А.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР



_________Максимова О.В.



«___»__________ 2019 г.




УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_______Семенов В.А.

Приказ№____ от ________



.

Индивидуальная образовательная программа
«
Организация научно – исследовательской работы учащихся»

2019-2020 учебный год.

Программу составила Ямбашева В.А.,

учитель биологии МОУ «Петъяльская СОШ»





Д. Петъял, 2019год.

Пояснительная записка


Современная система образования ориентирует педагогов на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, которая выходит за рамки учебной программы.

Способность мыслить творчески, видеть проблемы окружающего мира для человека, важна всегда, поэтому раскрытие творческих возможностей учеников является ведущим направлением обучения и воспитания. Занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания. Исследовательская работа подразумевает самостоятельность учащихся, как при выборе методики исследования, так и при обработке собранного материала, постановке опыта, его анализа, обобщения и выводов.

Одна из основных задач обучения одаренных школьников – это создание такого образовательного пространства, которое бы им позволяло, во-первых, овладеть методами исследовательской работы, необходимыми им в будущем, а, во-вторых, дало бы им возможность научиться учиться самостоятельно (искать литературу по нужной теме, ставить проблему, планировать свою работу по этапам и т.д.). Данную проблему, по организации и обучению исследовательской работы, мне помогает решать разработанная индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальная образовательная программа – это средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда за счёт изменений в структуре и содержании образовательного процесса более полно учитываются интересы и способности учащихся, создаются условия для образования учеников в соответствии с их предпочтениями. Проще сказать - это программа совместных действий учителя и ученика(ов) по достижению целей обучения и учения.

ИОП могут быть различной направленности:

  • Углубление и расширение знаний по предмету или теме.

  • Исследовательская деятельность школьников.

  • Проектная деятельность школьников.

Использование индивидуальных образовательных программ при работе с одаренными и способными детьми позволяет решить несколько важнейших задач:

  • удовлетворить повышенные образовательные запросы;

  • сформировать научное мышление “на стыке наук”;

  • повысить мотивацию к исследовательской деятельности;

  • поднять интерес к дополнительному образованию;

  • создаёт возможность успешного выступления на внешних мероприятиях, что является важнейшим стимулом к учебе.

Мной разработана программа для занятий исследовательской деятельностью Цель программы – развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся в процессе исследовательской работы.

Задачи:

  • показать учащимся научное исследование как единую систему во взаимосвязи всех элементов;

  • развить у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал;

  • развить умение публичного выступления, ведения дискуссии, способствовать формированию культуры речи;

  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

В методике преподавания по данной программе используются различные формы работы.

Основная форма – учебное занятия, где применяются такие методы обучения как – рассказ, беседа, постановка опытов, экспериментов, консультации специалистов, обсуждение, оформление результатов работы и ее анализ и обязательно предусматривается самостоятельная деятельность учащегося.

Организация работы по индивидуальной программе.

Формирование группы учащихся для занятий исследовательской работой осуществляется по запросу и желанию детей.

На организационном занятии школьникам предлагаются темы исследовательских работ. Выбор темы предусматривает планирование поэтапной работы: подбор теоретического материала и основную практическую часть по конкретным методикам.

Методическое обеспечение образовательного процесса

Для обеспечения наилучшего образовательного результата подбираю

  • методические пособия по технологии выполнения исследовательской работы и научно-исследовательскую литературу по выбранной теме;

  • использую средства компьютерной поддержки;

  • учебные пособия;

  • оборудование для проведения опытов и эксперимента

Программа, план составляется учителем и учеником.

В программе педагога основой является содержание – это отдельные темы, этапы, модули, включающие методы и формы обучения, количество часов, планируемые результаты, оценка, перспективы.

План ученика:

По сути, он дублирует программу учителя, но упор делается на

  • самооценку и самоконтроль;

  • рефлексию;

  • цели ученика;

  • план деятельности;

  • темы;

  • планируемые результаты и их сроки;

  • планирование самостоятельной деятельности;

  • чётко расписанный график консультаций и занятий с учителем;

  • планирование участия в конкурсах и конференциях различного уровня.

Образовательные результаты выполнения программы.

Учащиеся должны знать:

  • основы организации работы с научной литературой;

  • научную терминологию и структуру научно-исследовательской работы;

  • требования к оформлению результатов работы;

  • способы и формы представления данных, полученных в ходе исследования;

  • критерии оценки исследовательских работ.

Уметь:

  • выбирать тему исследования, особенно ее актуальность;

  • формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезу исследования;

  • подбирать и систематизировать материал по исследуемой теме;

  • применять информационные технологии при проведении исследования и оформлении полученных результатов;

  • выступать с защитой исследовательской работы.



Планируемые результаты

  • Создание исследовательской работы.

  • Выступление на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку».

  • Участие в работе межрегиональной научно-практической конференции «Мой первый шаг в науку»

  • Участие в конференциях районного и республиканского уровня.

  • Выпуск бюллетеня.








План занятий

по индивидуальной образовательной программе

«Организация исследовательской деятельности».

«Исследование проблемы нарушения осанки».

Ученика 8 класса.

на 2018-2019 учебный год


Всего занятий - 34 Занятий в неделю – 1



Этапы

Содержание работы.

Кол-во часов

Сроки

Формы работы



Сроки выполнения

Что необходимо выполнить.

Самооценка

Консультант

Первый этап – подготовки к исследованию.


1. Выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования.


2.Определение объекта и предмета исследования. Определение основных понятий темы.


3.Изучение литературы по теме исследования.

- сбор источников и их анализ;

- выбор методик исследования;

- составление плана проведения опытов и экспериментов по теме.

4.Уточнение темы; формулировка гипотезы; цели и задач.


1




2





5









2

Сентябрь






Сентябрь






Октябрь












Ноябрь

Беседа.

Самостоятельная работа в библиотеке.


Практическая работа с источниками - библиотечный час



Практическая работа.

Самостоятельная работа.


Поиск информации в интернате.








Библиотекарь








Руководитель

Библиотекарь




Руководитель

Учитель информатики

Второй этап – подготовки и проведение исследования.

1.Подготовка диагностических материалов по теме исследования и выбор методик проведения опытов и эксперимента.

2.Проведение исследований по теме (опыты, эксперимент).


3. Анализ исследования, выводы по эксперименту.

2






5

Ноябрь









Декабрь

Оформление дневников наблюдений и проведения диагностик




Практическая работа: составление таблиц, схем, графиков, диаграмм.




Руководитель







Руководитель

Третий этап – оформления исследовательской работы.

1. Написание основной части работы:

- актуальность темы;

- описание методики исследования;

- литературный обзор и обзор источников;

- описание результатов исследования;

- написание выводов.

2.Составление списка литературы.

Составление приложений.

3.Оформление иллюстраций.

4. Оформление всей работы

4










1


2

1

1

Январь - Февраль

Практическая работа.

Компьютерная обработка материалов








Библиографическая работа.




Руководитель

Четвёртый этап - подготовка и защита работы на школьной конференции «Шаг в будущее»

1.Подготовка тезисов доклада и презентации.

2.Изучение правил публичного выступления.

1


1


Самостоятельная работа.


Изучение требований публичного выступления.




Психолог.

Пятый этап – выступление на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»



1. Представление своей работы.

2. Подготовка работы к публикации


1


Защита работы.


Работа по замечаниям





Шестой этап - рефлексивная деятельность.

1.Подведение итогов деятельности.


2. Выбор темы исследования на следующий год.


1


1


Рефлексия



Перспективы дальнейшей работы.







Методы исследования

  • Сравнение; Анкетирование

  • Измерение; Статистический метод

  • Анализ;

  • Синтез;

  • Обобщение;







Список литературы по теме исследования.

  • Алексеев С.В. , «Экологический практикум школьника». Смоленск, изд.«Учебная литература», 2005г.

  • Воронина Г.А., «Экология человека». М., издательский центр «Вентана-Граф», 2006г.

  • Зверев И.Д. «Человек: Организм и здоровье». М., изд. центр «Вентана-Граф», 2000г.

  • Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». М., изд. «Просвещение», 1983г.

  • Колесов Д.В., «Основы гигиены и санитарии». М., изд.«Просвещение», 1989г.

  • Хрипкова А.Г., «Физиология человека». М., изд. «Просвещение», 1982г.