СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 7 классе на тему: «Тип Круглые черви»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 7 классе на тему: «Тип Круглые черви»»

Урок биологии в 7 классе на тему: «Тип Круглые черви»

Цель: создать условия для изучения Типа Круглые черви

Задачи:

1) Образовательные:

- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;

- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

2) Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему организму;

3) Развивающие:

- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Таблицы с изображением круглых и плоских червей; магнитная аппликация «Цикл развития аскариды человеческой», учебник.


Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- знать особенности организации круглых червей, многообразие их видов, уметь находить и извлекать необходимую информацию;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты, физиологические процессы, протекающие в каждой клетки организма;

- знать основные классы животных их систематику.

Личностные результаты: 

- воспитание чувства понимания важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

- признание учащимися прав каждого на собственное мнение;

- проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; - умение отстаивать свою точку зрения; осознание ответственности за последствия принятых решений

Метапредметные УУД

Познавательные УУД:  уметь составлять тезисы, различные виды планов, преобразовывать информацию из одного вида в другой

Регулятивные УУД

уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, уметь работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Коммуникативные УУД уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами


Ход урока:

I. Организационный момент - (2 мин)

II. Проверка знаний: Самостоятельная работа по индивидуальным

карточкам. (7 мин)

1. Базовый уровень (тест)

Выберите верный ответ:

1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:

а) использует других животных в качестве местообитания;

б) постоянно или временно использует другое животное в качестве

источника питания;

в) питается растительной пищей;

г) уничтожает других животных.


2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:

а) хорошо проваривать и прожаривать мясо; в) мыть руки перед едой;

б) сделать предупредительные прививки; г) бороться с мухами.


3. К ресничным червям относятся:

а) кошачья двуустка; в) белая планария;

б) свиной цепень; г) печеночная двуустка.


4. У плоских червей впервые появились:

а) системы органов; в) полость тела;

б) специализированные клетки; г) многоклеточное строение.


5. Дыхание у плоских червей осуществляется:

  1. всей поверхностью тела;

  2. с помощью лёгких;

  3. жабрами.

2. Дополнительная часть

Карточка 1.

Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.

Карточка 2.

Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви – раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.

8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.


1

2

3

4

5

6

7

8









Карточка 3.

Распределите признаки, присущие:

А. Паразитический образ жизни. 1–ленточным червям;

Б. Свободноживущие организмы. 2–сосальщикам.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж









Распределите признаки, присущие:

А. Живет в пресноводных водоемах. 1-белой планарии

Б. Живет в кишечнике человека. 2- печеночному сосальщику

В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.

Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.

Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

Е. Наличие кожно-мускульного мешка.

Ж. Питается клетками печени и кровью.

З. Питается переваренной пищей.

И. Питается мелкими водными животными.


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

И









Карточка 4.

  1. Дайте определение терминам:

Окончательный хозяин –__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гермафродиты –_________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Промежуточный хозяин –_________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Раз — подняться, потянуться

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть


III. Изучение нового материала: 25 минут

Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:

- изучить строение круглых червей;

- рассмотреть цикл развития круглых червей;

- познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.

В ходе беседы с учениками об особенностях организации круглых червей, (работа с текстом учебника). Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.

Ароморфозы:

  • Деление пищеварительной системы на отделы.

  • Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.

  • Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.

  • Внутренние органы «омываются» жидкостью, заполняющей первичную полость тела. Она участвует в процессах обмена веществ и в поддержании формы тела за счет давления на стенки тела изнутри.

  • Разделение полов.


Строение тела круглых червей


Покровы тела - 1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок


Пищеварительная система - рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.


Выделительная система – одноклеточные кожные железы


Нервная система - Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы вперед и назад.


Органы чувств развиты слабо.

- органы осязания – щетинки или бугорки вокруг рта

- органы химического чувства – по бокам головного мозга

- у некоторых примитивные глаза


Половая система – раздельнополые, выраженный половой диморфизм. У самок - яичники, у самцов – семенники. Самки откладывают яйца, есть живородящие.

Дыхательная и кровеносная система отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии.


Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни):

  1. тело покрыто плотной кутикулой;

  2. мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело;

  3. особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина;

  4. микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой оболочке кишечника;

  5. очень большая плодовитость.

Цикл развития человеческой аскариды.

Объяснение учителя с использованием магнитной аппликации.

Почва

Человек

1. Яйца с фекалиями попадают в почву (одна самка может откладывать за сутки до 200000 яиц).

2. В яйце развивается личинка первого возраста.

3. Влажная почва: температура 20˚-30˚С (10-15 дней).

4. В яйце личинка второго возраста может сохраняться в почве в течении 7 лет.

5. Яйца проглатываются человеком

1. В двенадцатиперстной кишке вылупляется личинка; оболочка яйца растворяется при 37˚С, высокой концентрации СО2 и рН7.

2. Личинка: через слизистую оболочку, вены, печень, сердце попадает в легкие.

3. Две линьки: 1-ая: на 5-6-й день, 2-ая: на 10-й день.

4. Проникает через стенку альвеол в бронхи, трахеи, вызывают воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем.

5. С мокротой личинка попадает в ротовую полость и вторично проглатывается.

6. Проходит через пищевод.

7. Попадает в подвздошную кишку, в течение 65 дней развивается во взрослую аскариду, которая живет 1-2 года. (Самка откладывает за сутки до 200000 яиц)

8. Яйца с фекалиями попадают в почву.

Таким образом цикл развития происходит без смены хозяина.

Учитель задаёт вопрос: «Наносят ли аскариды вред человеку?»

Ответы детей:

  1. Истощают организм хозяина;

  2. Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;

  3. В большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.


Пути заражения

• Речная вода

• Мухи

• Немытые руки

• Плохо промытые фрукты и овощи

• Домашние животные


Меры профилактики

• Не пить сырую воду из рек и озер.

• Вести борьбу с мухами.

• Выделенных аскарид сжигать.

• Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты

• Соблюдать чистоплотность:

- мыть руки перед едой;

- не грызть ногтей и не чистить их зубами;

- проводить уборку в домах и т.д.


Задание на дом: самостоятельно заполнить таблицу (получают разноуровневые заготовки таблиц)

Для учеников низкого и среднего уровня – форма: «продолжить предложение»

Система органов

Строение

1. Покровы тела

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют ……………………..

2. Пищеварительная система

Рот → ротовая полость →глотка → ……………….. → ……………………→ ………………………. У некоторых кутикулярные выросты – ……………………………

3. Выделительная система

Одноклеточные …………………………………………

4.Нервная система.

Окологлоточное …………………………….; от кольца отходят нервные …………………..:вперед и назад.

5.Органы чувств

Развиты слабо.

– осязание: .....................................

- Органы химического чувства: .........................

- органы зрения (у некоторых): ……………………….


6. Половая система

Раздельнополые. … … (четкие внешние различия).

Представлена: у самок……………………. и … …………………….у самцов.

7. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством ….

Для учащихся высокого уровня:

Система органов

Строение

1. Покровы тела


2. Пищеварительная система


3. Выделительная система


4.Нервная система.


5.Органы чувств



6. Половая система


7. Дыхательная и кровеносная



IV. Домашнее задание: 3 мин.

А) общее для всех: прочитать раздел «Тип Круглые черви», уметь отвечать на вопросы в кон;

Б) по выбору (творческое): дополнительные хорошие оценки.

  • подготовить сообщения о других представителях типа;

  • подготовить презентацию;

  • составить буклет: «Осторожно аскариды!» о путях заражения и мерах профилактики.


V. Закрепление материала. 8 мин.