МОБУ «Шойбулакская средняя общеобразовательная школа»
Медведевского района Республики Марий Эл
Урок биологии в 9 классе
«Биосинтез белков в живой клетке»
Составила: учитель биологии
I категории С.Б.Сергеева
Составлена на основе общеобразовательной программы И.Н.Пономаревой «Биология. 9 класс»
Тема урока: Биосинтез белков в живой клетке.
Место в учебном плане: урок №10. Глава II. Основы учения о клетке.
Класс: 9 класс общеобразовательной школы.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: компьютер, оборудованный мультимедийным проектором; система звуковоспроизведения; интерактивная доска; компьютеры с установленным образовательным комплексом «1С:Школа. Основы общей биологии, 9 кл.».
Программное обеспечение: Образовательный комплекс (ОК) «Основы общей биологии, 9 кл.»; система программ «1С: Образование 3.0» – программная платформа, обеспечивающая доступ к учебным материалам и модулям; MS Word; MS Picture Manager; Macromedia Flach
Цифровые ресурсы: Автор Борис С.И. учитель биологии МОУ Средняя общеобразовательная школа №82 им. Ф.И. Дубовицкого (г. Черноголовка, Московской обл.): 1. Конструктор "Собери нуклеотид" 2. Интерактивное задание «Принцип комплементарности 3.Интерактивная схема «Строение белковых молекул». 4. Интерактивная таблица «Строение клеток эукариот» 5. Анимация «Схема синтеза белка на полисоме» 6. Таблица «Схема структуры молекулы АТФ» 7. Интерактивная схема «Виды РНК» 8. Интерактивная схема «Этапы реализации наследственной информации» 9. Анимация «Транскрипция» 10. Анимация «Трансляция» 11. Интерактивный рисунок «Строение транспортной РНК» 12. Интерактивное задание «Составьте и-РНК по фрагменту ДНК» 13. Интерактивное задание «Определение антикодона т-РНК и аминокислоты по кодону и-РНК»
Аннотация: Тема «Биосинтез белков в живой клетке» (10 урок) изучается в курсе «Основы общей биологии» в разделе «Основы учения о клетке» (10 уроков). Применение на уроке образовательного комплекса «1С:Школа. Основы общей биологии, 9 кл.», созданного на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, на мой взгляд, оптимально подходит для достижения целей урока и решения стоящих на уроке задач. Анимации и интерактивные задания отражают физиологические и эволюционные явления, демонстрируют сложные процессы, происходящие на молекулярном и клеточном уровнях. Они помогают ученику в понимании и запоминании учебного материала, который обычно вызывает затруднения при работе с обычным учебником.
План-конспект урока.
Цель урока: Познакомить с процессами транскрипции и трансляции в живой клетке.
Задачи урока:
Учебные:
Формирование знаний о биосинтезе белков как одном из вариантов анаболизма.
Характеристика стадий биосинтеза белков: транскрипция и трансляция.
Обоснование роли различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белков.
2. Развивающие:
закрепление умений работать с интерактивными заданиями.
Развитие самостоятельности в работе с учебным материалом.
3. Воспитательные:
Ход урока:
Организационный момент. Сообщение темы урока.
Проверка знаний
Несколько учеников (по количеству ученических компьютеров) получают индивидуальные задания, связанные с работой на компьютерах:
Выполнить задание, используя интерактивный конструктор «Собери нуклеотид» (п.6 ОК).
Выполнить задание, используя интерактивное задание «Принцип комплементарности» (п.6 ОК).
Остальные ученики опрашиваются устно, используя мультимедийный проектор:
Используя интерактивную таблицу «Строение клеток эукариот. Ядро» (п.8 ОК), расскажи об особенностях его строения и выполняемых функциях.
Используя интерактивную таблицу «Строение клеток эукариот. Рибосомы» (п.8 ОК), расскажи об особенностях их строения и выполняемых функциях.
Рассказ учителя с элементами беседы о биосинтезе белка. На интерактивной доске демонстрируется анимация «Схема синтеза белка на полисоме». Во время беседы учащиеся записывают определения в тетрадь. «Каждая живая клетка создает (синтезирует) составляющие ее вещества. Этот процесс называется биосинтезом. Биосинтез – образование органических веществ, происходящее в живых клетках с помощью ферментов и внутриклеточных структур. Биосинтез, осуществляемый в процессе обмена веществ, всегда идет с потреблением энергии».
На интерактивной доске демонстрируется таблица «Схема структуры молекулы АТФ». «Главным поставщиком энергии для биосинтеза служит АТФ. Ферменты, отщепляя остатки фосфорной кислоты от молекулы АТФ, обеспечивают выделение энергии и тем самым создают возможность ее использования для биосинтеза».
На интерактивной доске демонстрируется интерактивная схема «Виды РНК». «В биосинтезе молекул участвуют аминокислоты, многочисленные ферменты, рибосомы и различные РНК (иРНК, тРНК, рРНК). Процесс биосинтеза молекул белка осуществляется в рибосомах.
Демонстрируется интерактивная схема «Этапы реализации наследственной информации». Учащиеся зарисовывают схему в тетрадь. Записывают определения транскрипция и трансляция в тетрадь. «Характер биосинтеза определяется наследственной информацией, закодированной в определенных участках ДНК – генах. Гены содержат информацию об очередности аминокислот в молекуле белка, т.е. кодируют его первичную структуру. Молекулы иРНК передают этот код для биосинтеза. Схематично процесс биосинтеза можно представить так:
Демонстрируется анимация «Транскрипция». «Биосинтез белка начинается с транскрипции. Этот процесс происходит в ядре. Благодаря действию ферментов участок ДНК раскручивается, и вдоль одной из цепей по принципу комплементарности выстраиваются нуклеотиды».
Демонстрируется анимация «Трансляция». «Образовавшаяся иРНК выходит из ядра в цитоплазму через поры в ядерной оболочке и вступает в контакт с многочисленными рибосомами. Рибосомы – «сборочный аппарат» клетки.»
Демонстрируется интерактивный рисунок «Строение транспортной РНК». Учащиеся зарисовывают схему РНК в тетрадь. «Для каждой аминокислоты требуется своя тРНК, комплементарная определенному участку иРНК. Такой участок иРНК представлен триплетом – сочетанием трех нуклеотидов, называемых кодоном. В свою очередь, и каждая аминокислота, входящая в белок, тоже закодирована определенным сочетанием трех нуклеотидов тРНК (антикодоном), по которым они и находят друг друга».
Словарная работа: транскрипция, трансляция, кодон, антикодон, триплет
Используя записи в тетрадях и текст учебника, ученикам предлагается индивидуально выполнить интерактивные задания:
«Составьте иРНК по фрагменту ДНК»,
«Определение антикодона тРНК и аминокислоты по кодону иРНК»
Интерактивный тренажер после § 10 (ОК):.
Выставление оценок, их комментирование.
Домашнее задание:
Изучить § 10.
Ответить на вопросы в конце § 10.
Творческое задание. С применением материалов Образовательного комплекса и собственных фотографий и рисунков сделать презентацию «Биосинтез белков в живой клетке».