Урок биологии в 9 классе
Тема урока: «Адаптация организмов к условиям среды»
Цель урока: создать условия для формирования знаний о механизмах возникновения и формирования приспособлений к условиям среды.
Задачи: Образовательные: способствовать формированию знаний учащихся о приспособлениях организмов, типах адаптаций: активные и пассивные механизмы адаптаций, рассмотреть примеры адаптаций у растений и животных.
Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать информацию, находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать; развитие умений работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, развивать логическое мышление и речь учащихся; развитие умений использовать знания для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе.
Воспитательные: способствовать воспитанию физически и нравственно здоровой личности; воспитанию научного мировоззрения учащихся.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологии: технология проблемного обучения, технологии учебно-поисковой деятельности, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты:
Предметные: знание базовых биологических понятий; умения применять полученные ранее знания для решения проблемных вопросов, применять знания в новых ситуациях; формирование научного типа мышления; описывать и обосновывать приспособительное значение явлений скрытой жизни у растений, анабиоза, оцепенения, спячки, зимнего сна у животных.
Метапредметные: умения работать с учебником, извлекать нужную информацию; осуществлять сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; самостоятельно определять цель учебной деятельности; самостоятельно организовывать работу в группе, умение общаться; умение выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.
Личностные: формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению; умение вести диалог с другими людьми, приводить аргументы, выступать перед аудиторией; воспитание основ экологической культуры.
Оборудование: рабочие тетради, учебник биологии для 9 класса, рисунки и таблицы, раздаточный дидактический материал.
Базовые понятия и термины: приспособленность, адаптация, анабиоз, оцепенение, спячка, пойкилотермные животные, гомойотермные животные.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, приветствие учащихся (1 мин.)
Здравствуйте, ребята! Проверьте своё рабочее место, настройтесь на работу, желаю успехов!
II. Актуализация знаний (5-7 мин.)
Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
Некоторые учащиеся работают с карточками, остальные в классе – фронтальный опрос.
Карточка №1 Распределите факторы среды на три группы: Лесной пожар, снегопад, лиса охотится на зайца, выбросы в атмосферу, медведь поедает малину, опыление растений с помощью птиц, резкое снижение температуры, выхлопные газы, создание заказника, выделение хвойными растениями фитонцидов, ловля рыбы человеком, ловля рыбы медведем. Абиотические факторы | Биотические факторы | Антропогенные факторы | | | | |
Карточка №2 Вам предложены термины, составьте из них схему, дайте определения предложенным понятиям: активная, анабиоз, пассивная, спячка, зимний сон, адаптация. |
Учитель: Ребята, продолжите предложения:
1 – наука, изучающая взаимосвязь организмов и окружающей среды, называется - … (экология)
2 – учёный, который ввёл термин «экология» в науку - … (Э. Геккель, 1866 г.)
3 – компоненты внешней среды, оказывающие влияние на живые организмы - … (экологические факторы)
4 – факторы неживой природы - … (абиотические факторы)
5 – факторы живой природы - … (биотические факторы)
6 – группа факторов, включающих совокупность деятельности человека - … (антропогенные)
7 – значение фактора, наиболее благоприятное для жизнедеятельности организма - … (оптимальное, или оптимум)
8 – фактор, приближающийся или выходящий за пределы выносливости организма – (ограничивающий).
III. Целеполагание, формулировка темы урока (5 мин.)
«Чтобы выжить, надо быстро изменяться»
Л. Кэролл («Алиса в Зазеркалье»)
Постановка проблемы.
Учитель: Ребята, какие организмы выживают в результате естественного отбора?
(наиболее приспособленные). Объясните следующие факты:
1. Водоплавающие птицы в бассейне ловят преимущественно рыбу, окраска которой не соответствует цвету дна.
2. Корни растений растут вертикально вниз. Но, в джунглях Венесуэлы обнаружено около 12 видов растений, корни которых взбираются вверх по стволу. Что могло стать причиной?
(в почве низкое содержание минеральных веществ, корни приспособились поглощать ионы кальция, магния, калия и других веществ из дождевой воды, стекающей по стволам дерева)
Учащиеся высказывают предположения о теме, цели урока. Учитель корректирует, называет тему, цель и задачи урока.
IV. Изучение нового материала – проблемное изложение (20 мин).
Учитель: Ребята, подумайте, какими способами животные, которые могут активно перемещаться в пространстве, могут избежать неблагоприятных условий?
Учащиеся высказывают предположения; возможные варианты ответов: совершают перелёты, строят норы, гнёзда, запасают корм, совершают миграции и т.п.
Вспомните, каких животных называют холоднокровными (пойкилотермными) и теплокровными (гомойотермными)?
Для записи в тетрадь (или словарь биологических терминов):
Холоднокровные (пойкилотермные) животные – животные, температура тела которых меняется в зависимости от температуры окружающей среды (беспозвоночные, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся).
Теплокровные (гомойотермные) животные – животные, которые способны сохранять постоянную температуру тела независимо от внешних условий (Птицы, Млекопитающие).
Учитель: А каким образом, переживают зиму лягушка, змея, насекомые?
Что такое приспособленность? (Способность организмов противостоять воздействию условий окружающей среды. Итак, давайте сформулируем понятие адаптации:
Приспособленность или адаптация – совокупность особенностей строения, физиологических процессов, поведения организмов, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.
Каково же значение приспособленности для организмов?
(повышение шансов организма на выживание и оставление большого числа потомства)
Работа с учебником. Организуется работа с учебником, учащиеся работают в парах (чётные – пассивный механизм адаптации, нечётные – активный путь адаптации), прочитать, обсудить, затем – совместное составление конспекта.
Составление опорного конспекта.
Типы адаптаций |
Пассивный путь | Активный путь |
- функции ослабевают, или не выполняются вовсе; - за счёт экономии энергетических затрат; - характерен для организмов, которые не способны поддерживать постоянную температуру тела; - состояние покоя, или скрытой жизни (зимний покой растений) Примеры: - анабиоз – приостановка жизнедеятельности организма с последующим восстановлением её при благоприятных условиях (цисты одноклеточных, споры бактерий); характерно при практически полном обезвоживании организма; - оцепенение - состояние резко пониженной жизнедеятельности (зимнее оцепенение рыб, земноводных, пресмыкающихся). В чём отличие оцепенения от анабиоза? (в отличие от анабиоза, оцепенение не сопровождается глубоким подавлением жизнедеятельности) Каково значение анабиоза, оцепенения? (обеспечивает выживание видов в условиях разных широт, сохранять организмы при неблагоприятных периодах) | - адаптации сопровождаются затратами энергии и выработки ряда особенностей; Примеры: - поддержание постоянной температуры тела, оптимальной для протекания биохимических процессов в клетках, вне зависимости от условий среды (Птицы, Млекопитающие); - в периоды, когда пища становится малодоступной и сохранение высокой интенсивности обмена веществ невозможно, для некоторых теплокровных животных характерно такое явление, как спячка, сопровождается снижением обмена веществ и замедлением физиологических процессов. Зимняя спячка - у насекомоядных, многих грызунов, летняя - у пустынных животных; нерегулярная – при резком наступлении неблагоприятных условий - у белок, енотовидной собаки. В этот период организм расходует запасные вещества (например, жир), накопленные перед уходом в спячку. - зимний сон, в который впадают медведь, барсук, енот и др.; от спячки отличается тем, что характеризуется большей интенсивностью обмена веществ и меньшей замедленностью основных физиологических процессов, т.е. такой сон нельзя считать «глубоким». |
V. Физкультминутка (2 мин)
Учитель: Правильная осанка обеспечивается, прежде всего, правильным тонусом всех мышц скелета, и начинать надо с икроножной мышцы. Встаньте на «носочки» и сделайте глубокий вдох, почувствовали, как расправляются плечи и спина? Поднимайтесь и опускайтесь на носочках, повторите упражнение 10 раз.
VI. Закрепление полученных знаний (5 мин). Форма организации деятельности: фронтальная. Учитель: Ребята, я буду зачитывать вам примеры организмов, ваша задача – подумать, ответить на вопросы:
1. Что объединяет эти организмы, к чему они приспособлены? В чём выражается приспособленность?
1 - акулы, дельфины, пингвины (торпедообразная форма тела; препятствует образованию завихрений потоков воды при движении);
2 - камбала, скат, планария (уплощённая форма тела; для жизни на дне или в узких расщелинах);
3 - зеленый кузнечик, белая сова, камбала, заяц беляк, белая куропатка (покровительственная окраска; скрывает на фоне окружающей среды);
4 - зебра, жираф, тигр, пятнистый детеныш оленя (окраска «камуфляжная»: размывает контуры, делает животное незаметным на фоне среды);
5 - палочники, гусеницы пядениц, морские коньки (форма тела: соответствует форме объектов неживой природы, той среды, где обитает животное).
2. Объясните данный факт:
Однажды в джунглях Индии поймали дикого слона, привязали его цепями. Неожиданно слон упал на землю. Охотники старались его растолкать, но он лежал неподвижно. Решив, что слон умер, сняли с него цепи и ушли. Слон вскочил на ноги и бросился бежать.
Определите форму адаптации? В чём она выражалась?
VII. Рефлексия (2-3 мин)
Приём «Мысли во времени». Рефлексивный прием, способствует развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту. Учитель называет ключевое слово (например, адаптация). Затем, в течение минуты учащиеся непрерывно записывают свои мысли, связанные с заданным словом. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы:
Почему я записал именно эти слова?
О чем я думал, когда писал эти слова?
Чтобы я хотел в записях изменить?
Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?
VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание (1-2 мин)
4