Урок «Блокадный хлеб» в рамках
Всероссийской акции «Блокадный хлеб» (2.02.2021 г)
Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводится в память о .стойкости духа советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Ключевым символом Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» является кусочек хлеба весом в 125 граммов — именно такая минимальная норма выдачи хлеба была установлена зимой 1941/1942 года в блокадном г. Ленинграде.
Тема: Блокада Ленинграда.
Тип урока: Классный час.
Цель урока: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти.
Оборудование к уроку: Проектор, экран, образец «блокадного» хлеба, испеченного по рецепту 1942 года и его ингредиентов, раздаточный материал для интерактивного блока (образцы хлебных карточек
по количеству участников), весы, географическая карта, георгиевские ленточки.
1.Организационный блок
Учитель: Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда. Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941 г. Завершилась блокада города – 27 января 1944г., когда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев; одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных — потому что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или родственник, или друг.
Сегодня этот день отмечается как День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Современное название памятной даты было установлено законом, подписанном президентом Владимиром Путиным 1 декабря 2014 года.
Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда - небольшому кусочку хлеба - 125 грамм. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады - зимой 1941/1942 г. Минимальная дневная норма хлеба, продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. – 125 грамм.
Снижение нормы хлеба послужило тому, что многие жители города не смогли пережить этот период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было. Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога жизни», стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу увеличивать.
Ученица: В память о жертвах блокады Ленинграда сегодня по всей стране проходит акция «Блокадный хлеб», к которой и вы можете присоединиться, отдать дань памяти тем, сражался и погиб в блокадном городе.
Ученик: рецептура хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять-шесть добавок.
Ученица: Я предлагаю каждому из вас посмотреть образцы хлебных карточек, по которым люди получали хлебную пайку. А еще мама Мосягина Максима испекла сегодня ночью хлеб по рецепту 1942. Максим принес сегодня в школу те ингредиенты, которые добавлялись в хлеб. Это жмых, обойный клей, хвоя. У нас сегодня есть весы. Я приглашаю тех, кому это интересно выйти к столу и взвесить буханку современного хлеба. А теперь попытайтесь отрезать от буханки 125 граммов. Получилось? Много это или мало?
Ученик: рецептура хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять-шесть добавок.
Блокадный хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял из несъедобных примесей, заменявших муку:
- пищевая целлюлоза – 10 %,
- жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,
- обойная пыль – 2 %,
- выбойки из мешков – 2 %,
-хвоя – 1 %,
- ржаная мука – 75 %.
Приглашаю все желающих отведать блокадный хлеб
Ученица: Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.
Ученик: В конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью прекратилось, специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путем.
2.Образовательный блок. Просмотр видеоролика подготовленного на основе рассказов жителей блокадного Ленинграда
Учитель: История блокадного Ленинграда – это история сотен тысяч ленинградцев. В кольце окружения по приблизительным расчетам оказалось 2 451 000 гражданского населения (в том числе дети). Время идет и тех, кто вынес тяготы блокады, становится все меньше – тем внимательнее стоит относится к их свидетельствам и воспоминаниям, успеть выразить им свое уважение.
Ссылка: https://vk.com/video-81675082_456239576
Вопросы для обсуждения:
- Что вам запомнилось из этого сюжета?
- Что показалось вам удивительным?
- Как вы думаете, о чём это говорит?
- О каких качествах ленинградцев это говорит?
Учитель: Блокада Ленинграда была спланированной акцией немецкого командования. Судьба города была решена до начала войны. Еще в начале мая 1941 г. в Берлине состоялось заседание возглавляемого Г. Герингом экономического штаба «Ольденбург», на котором обсуждались задачи экономического освоения оккупированных советских территорий. Руководство Германии интересовали лишь черноземных районов СССР, которые должны были обеспечивать продовольствием нацистскую армию и Германию. Участь населения нечерноземных земель была для нацистов очевидна.
Хочу зачитать вам шокирующие строки материалов Нюрнбергского процесса: «Выделение черноземных областей должно обеспечить для нас при любых обстоятельствах наличие более или менее значительных излишков в этих областях. Как следствие – прекращение снабжение всей лесной зоны, включая крупные индустриальные центры – Москву и Петербург… Несколько десятков миллионов человек на этой территории станут лишними и умрут…» (Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. Т.:4. С. 279 – 282.). Задумайтесь, ребята, десятки миллионов советских людей по замыслам фашистов должны стать лишними, т.е. должны умереть…
Ученица: Уже 8 июля 1941 г., на семнадцатый день войны в дневнике начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера появилась очень характерная запись: «...Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом вынуждены будем кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет «народное бедствие, которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще»
Ученик: Планы Гитлера вскоре получили свое воплощение в официальных директивах германского командования. 28 августа 1941 г. генерал Гальдер подписал приказ верховного командования сухопутных сил вермахта группе армий «Север» о блокаде Ленинграда: «...на основании директив верховного главнокомандования приказываю:
1. Блокировать город Ленинград кольцом, как можно ближе к самому городу, чтобы сэкономить наши силы. Требований о капитуляции не выдвигать.
2. Для того, чтобы город, как последний центр красного сопротивления на Балтике, был как можно быстрее уничтожен без больших жертв с нашей стороны, запрещается штурмовать город силами пехоты. После поражения ПВО и истребительной авиации противника, его оборонительные и жизненные способности следует сломить путем разрушения водопроводных станций, складов, источников электроснабжения и силовых установок. Военные сооружения и способность противника к обороне нужно подавить пожарами и артиллерийским огнем. Каждую попытку населения выйти наружу через войска окружения следует предотвращать, при необходимости - с применением оружия...».
Учитель: На доске висит карта. Я предлагаю Вам ребята посмотреть, как образовалось кольцо вокруг блокадного Ленинграда.. Это кольцо было очень плотным. Из города не было возможности выехать или въехать. Но Ленинград не был умирающим городом, он работал и сражался, выпуская необходимую для фронта и тыла продукцию в тяжелейших условиях.
В блокадном городе выпускалось более 150 наименований основных видов вооружения, боеприпасов, инженерного имущества и средств связи. Производившиеся в Ленинграде артиллерийские системы направлялись не только на Балтийский, но и на Черноморский и Северный флоты. Город продолжал жить, сражаться, выживать.
Ученица: Руководство советской страны, сами ленинградцы делали все возможное и невозможное, чтобы решить вопросы жизнеобеспечения города и помощи населению.
Ученик: Уже 12 ноября на тонкий ладожский лед вышли первые разведчики из числа гидрографов Балтийского флота, которые под руководством Михаила Казанского начали исследование скорости и характера намерзания ледяного покрова у южного берега озера, там, где расстояние между ленинградским берегом и Большой землей было наименьшим. А уже на следующий день, 13 ноября, начальник службы тыла Ленинградского фронта генерал-майор Феофан Логунов подписал приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». Эта трасса вошла в историю блокадного Ленинграда как «Дорога жизни».
Ученица: По «Дороге жизни» через Ладожское озеро осуществлялась связь с Большой Землей: эвакуация населения и промышленного оборудования, доставка в Ленинграде продовольствия, топлива, боеприпасов, вооружения и людских пополнений для войск.
Блокада Ленинграда – это не локальная история одного города. Она звучным эхом отозвалась в сердцах всего советского народа.
3. Интерактивный блок
Участники классного часа объединяются в 3 команды. На каждое задание интерактивного блока командам дается 5-6 минут. Участникам предлагается представить себя разведчиками – защитниками Ленинграда – и выполнить ряд заданий верховного командования. (Приложение1, 2, 3)
4. Завершающий блок
Учитель: Сегодня на уроке мы решали небольшие практические задачи, связанные с военным временем. Во время учёбы их осваивают именно в таком, игровом формате. Но в условиях реальных военных действий их приходится применять при самых тяжёлых обстоятельствах. И трудно представить себе обстоятельства более тяжёлые, чем повседневная жизнь блокадного города. Тем ценнее усилия его жителей, тем важнее знать и помнить об их ежедневной борьбе за жизнь. Ленинградцы боролись не только за выживание в физическом смысле, но за то, чтобы сохранить человечность. Поэтому они, обороняя осаждённый город, продолжали учить детей в школах, заботиться о культурных сокровищах в музеях, укрывать от бомб и пожаров памятники архитектуры. Вот почему мы называем подвигом то, что сделали жители блокадного Ленинграда.