СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Богатство выразительных средств поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке пятиклассники смогут закрепить умение определять некоторые изобразительно-выразительные средства языка, активно поработают в группах и воспользуются словарями.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Богатство выразительных средств поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"»

Открытый урок по литературе


подготовила учитель русского языка и литературы

Чудаева В.Г.

МОУ гимназия №7 г. Лыткарино


Цель: показать учащимся богатство выразительных средств поэмы А.С.Пушкина в контексте обобщения знаний о произведении.

Задачи:

  • закрепить знания пятиклассников о выразительных средствах художественного произведения;

  • формирование умения находить в тексте произведения метафоры, эпитеты, олицетворения, синонимы, антонимы, гиперболы;

  • воспитывать патриотизм через любовь к слову, к художественной литературе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Возраст учащихся: 5 класс.

Размер группы: класс.

Ресурсы:

  • парты для трёх групп;

  • музыкальное оформление, слайд-шоу из рисунков детей, отрывки из художественного фильма «Руслан и Людмила»;

Время: 45 минут.

Литература:

  • Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс»: Из опыта работы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008;

  • Андронова Л. П. Пятиклассникам о любви и с любовью: Об уроках по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: На заметку начинающему учителю // Литература в школе. — 1993. — № 2. — С. 63—66;

  • Ручина Е. В., Гнусарева Н. В. «Там русский дух, там Русью пахнет» (Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»): 5 кл. // Литература в школе. — 1998. — № 7. — С. 152—155;


Ход урока:


1.Оргмомент:

А.С. Пушкину было 20 лет, когда он закончил поэму «Руслан и Людмила». Успех произведения был необыкновенный! Это – очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это сказочный мир, наделённый злыми и добрыми волшебниками, богатырями. Мир увлекательных и опасных приключений, похищений, превращений. «Победителю-ученику от побеждённого учителя»,- напишет В.А. Жуковский на своём портрете, который подарит молодому поэту. Почему опытный литератор так высоко оценил это произведение?

Цель: Давайте ещё раз пролистаем страницы этой сказочно-красивой поэмы, насладимся слогом Пушкина, увлечёмся сюжетом, посмеёмся над смешными сценами и попробуем разобраться, при помощи каких выразительных средств поэт создаёт свой шедевр.

  • Придумайте название командам, связанное с поэмой.

2.Фронтальный опрос:

  • Вспомним сюжет поэмы.

  • Что такое сюжет? (Порядок событий, происходящих в художественном произведении)

  • Какие ключевые элементы сюжета вы знаете? (Завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

Командам по очереди задаются вопросы по содержанию поэмы, каждый раз отвечает новый член группы.

1. Где и когда происходят события поэмы? (в феодальной Киевской Руси, во времена князя Владимира, примерно в 10-11веке)

2. Кто и почему сидел невесел на свадебном пиру? (три бывших соперника Руслана, влюблённые в Людмилу: Рогдай, Ратмир, Фарлаф)

3. Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь? ( Людмилу в жёны и полкняжества)

4. Как Руслан узнал о судьбе Людмилы? ( с помощью Финна, старца в пещере)

5. Почему он стал волшебником? ( чтобы добиться любви Наины)

6. Что случилось с Рогдаем? ( он погиб в честном поединке с Русланом)

7. Опишите Черномора. ( горбатый карлик с обритой головой и длинной бородой)

8. Что сделала Людмила, впервые увидев своего похитителя? ( с перепугу схватила карла за колпак и завизжала)

9. Как надо было надеть шапку Черномора, чтобы стать невидимкой? ( задом наперёд)

10. Кем раньше была Голова? ( великаном-богатырём, братом Черномора, предательски им убитым)

11. С помощью какой хитрости Людмилу поймал-таки Черномор? ( притворился раненым Русланом; когда Людмила его обняла, шапка упала и княжну опутали сетью)

12. Как Руслану удалось победить колдуна? ( Руслан отрезал бороду Черномору)

13. Каким встречает Руслан своего бывшего соперника Ратмира по дороге в Киев? ( счастливым мужем рыбачки)

14. Как случилось, что привозит Людмилу в Киев Фарлаф? ( Наина привела его к месту отдыха Руслана, Фарлаф убил его и забрал спящую Людмилу)

15. Кто и как оживил Руслана? ( Финн мёртвой и живой водой)

16. Зачем Руслан во второй раз поехал к Голове? ( Руслан показал Голове обезвреженного карлика, и Голова умерла спокойно)

17. Что стало с Черномором? ( он стал шутом князя)

18. Кто и как вернул к жизни Людмилу? ( Руслан с помощью кольца, данного ему Финном)

3.Анализ выразительных средств поэмы:

1.

  • Интересно было читать поэму?

  • Красивое произведение?

Обратимся к полюбившемуся вам эпизоду поэмы. (Просмотр постановки фрагмента поэмы со слов «Идут, идут к её постеле..»)

В постановке звучала музыка. Вы знаете, как она называется? (Марш Черномора) Прошло семнадцать лет, и к этой юношеской поэме Пушкина обратился замечательный русский композитор М.И. Глинка, который создал оперу «Руслан и Людмила». Как вы думаете, что могло понравиться Глинке в этой поэме? ( сказочность, романтичность, напевность, мелодичность, пушкинского стиха)

Сделать речь яркой и выразительной помогают специальные художественные приёмы, изобретательные и выразительные средства языка, которые называются тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова. Некоторые из них вы уже знаете. Какие? (Эпитет, метафора, олицетворение)

Дайте определение этим терминам.

  • Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В окно льются лучи солнца.

  • Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. Каменное сердце.

  • Олицетворение - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. Улыбнулись сонные берёзки.

Перед вами листы с отрывками из просмотренного фрагмента, найдите в текстах:

1 группа: метафоры;

2 группа: эпитеты;

3 группа: олицетворения.

Найдите метафоры:

Княжна встает, и вмиг шатер,

И пышной роскоши прибор,

И звуки арфы... все пропало;

По-прежнему все тихо стало;

Людмила вновь одна в садах

Скитается из рощи в рощи;

Меж тем в лазурных небесах

Плывет луна, царица нощи,

Находит мгла со всех сторон

И тихо на холмах почила;

Княжну невольно клонит сон,

И вдруг неведомая сила

Нежней, чем вешний ветерок,

Ее на воздух поднимает,

Несет по воздуху в чертог

И осторожно опускает

Сквозь фимиам вечерних роз

На ложе грусти, ложе слез.

Для чего их использует автор?

Найдите эпитеты:

Три девы вмиг опять явились

И вкруг нее засуетились,

Чтоб на ночь пышный снять убор;

Но их унылый, смутный взор

И принужденное молчанье

Являли втайне состраданье

И немощный судьбам укор.

…………………………….

Княжна с постели соскочила,

Седого карлу за колпак

Рукою быстрой ухватила,

Дрожащий занесла кулак

И в страхе завизжала так,

Что всех арапов оглушила.


Для чего их использует автор?

Найдите олицетворения:

Что ж наша пленница теперь!

Дрожит как лист, дохнуть не смеет;

Хладеют перси, взор темнеет;

Мгновенный сон от глаз бежит;

Не спит, удвоила вниманье,

Недвижно в темноту глядит...

Всё мрачно, мертвое молчанье!

Лишь сердца слышит трепетанье...

И мнится... шепчет тишина…


Для чего их использует автор?




Ответы:

Найдите метафоры:

Княжна встает, и вмиг шатер,

И пышной роскоши прибор,

И звуки арфы... все пропало;

По-прежнему все тихо стало;

Людмила вновь одна в садах

Скитается из рощи в рощи;

Меж тем в лазурных небесах

Плывет луна, царица нощи,

Находит мгла со всех сторон

И тихо на холмах почила;

Княжну невольно клонит сон,

И вдруг неведомая сила

Нежней, чем вешний ветерок,

Ее на воздух поднимает,

Несет по воздуху в чертог

И осторожно опускает

Сквозь фимиам вечерних роз

На ложе грусти, ложе слез.

Найдите эпитеты:

Три девы вмиг опять явились

И вкруг нее засуетились,

Чтоб на ночь пышный снять убор;

Но их унылый, смутный взор

И принужденное молчанье

Являли втайне состраданье

И немощный судьбам укор.

…………………………….

Княжна с постели соскочила,

Седого карлу за колпак

Рукою быстрой ухватила,

Дрожащий занесла кулак

И в страхе завизжала так,

Что всех арапов оглушила.

Найдите олицетворения:

Что ж наша пленница теперь!

Дрожит как лист, дохнуть не смеет;

Хладеют перси, взор темнеет;

Мгновенный сон от глаз бежит;

Не спит, удвоила вниманье,

Недвижно в темноту глядит...

Всё мрачно, мертвое молчанье!

Лишь сердца слышит трепетанье...

И мнится... шепчет тишина


2.Вспомните и прочитайте наизусть начало вступления к поэме. (У лукоморья дуб зелёный…)

Найдите антонимы. Определите их выразительную роль.

В прямом или в переносном значении употреблено слово «златая»?

3.В продолжении вступления найдите глаголы-синонимы. (ходит-идёт-бредёт, заводит-говорит-поведаю). Определите смысловое и стилистическое значение слов-синонимов.

4. Вспомните определение гиперболы. Найдите гиперболы. (И днём и ночью)

Какой образ в поэме является гиперболическим? (Голова)

5.Пушкин использует в поэме устаревшие (око, чело) и старославянские слова (злато, брег). Просмотрите фрагмент из фильма и выпишите из него слова, которые сейчас редко употребляются или не употребляются совсем.

Просмотр фрагмента художественного фильма «Руслан и Людмила». (1 серия с 47.37 до 46.20)

  • Чтение слов (полнощных, грядущих, наперсник) Поиск толкования слов в словаре.

  • С какой целью автор использует эти слова?

4.Рефлексия:

  • Какова была тема урока?

  • Какие понятия вы повторили?

  • Что нового вы узнали?

  • Какая группа сегодня особенно хорошо работала? (Аплодисменты)

На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал.

Критик Воейков писал, что поэма «Руслан и Людмила» есть новое, прекрасное явление в нашей словесности. В ней находим совершенство слога, правильность чертежа, занимательность эпизодов, приличный выбор чудесного и выдержанные от начала до конца характеры...

  • Выразите своё отношение к поэме, опишите чувства, которые она у вас вызвала, используя выразительные средства языка.

Учитель включает слайд-шоу из иллюстраций к поэме, выполненных пятиклассниками.

  • Чтение группами отношения к поэме.

Д/з: Сочинение-миниатюра «Богатство выразительных средств поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»





































  • Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В окно льются лучи солнца.

  • Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. Каменное сердце.

  • Олицетворение - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. Улыбнулись сонные берёзки.


  • Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В окно льются лучи солнца.

  • Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. Каменное сердце.

  • Олицетворение - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. Улыбнулись сонные берёзки.


  • Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В окно льются лучи солнца.

  • Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. Каменное сердце.

  • Олицетворение - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. Улыбнулись сонные берёзки.

Найдите метафоры:

Княжна встает, и вмиг шатер,

И пышной роскоши прибор,

И звуки арфы... все пропало;

По-прежнему все тихо стало;

Людмила вновь одна в садах

Скитается из рощи в рощи;

Меж тем в лазурных небесах

Плывет луна, царица нощи,

Находит мгла со всех сторон

И тихо на холмах почила;

Княжну невольно клонит сон,

И вдруг неведомая сила

Нежней, чем вешний ветерок,

Ее на воздух поднимает,

Несет по воздуху в чертог

И осторожно опускает

Сквозь фимиам вечерних роз

На ложе грусти, ложе слез.

Для чего их использует автор?

Найдите эпитеты:

Три девы вмиг опять явились

И вкруг нее засуетились,

Чтоб на ночь пышный снять убор;

Но их унылый, смутный взор

И принужденное молчанье

Являли втайне состраданье

И немощный судьбам укор.

…………………………….

Княжна с постели соскочила,

Седого карлу за колпак

Рукою быстрой ухватила,

Дрожащий занесла кулак

И в страхе завизжала так,

Что всех арапов оглушила.


Для чего их использует автор?

Найдите олицетворения:

Что ж наша пленница теперь!

Дрожит как лист, дохнуть не смеет;

Хладеют перси, взор темнеет;

Мгновенный сон от глаз бежит;

Не спит, удвоила вниманье,

Недвижно в темноту глядит...

Всё мрачно, мертвое молчанье!

Лишь сердца слышит трепетанье...

И мнится... шепчет тишина…Для чего их использует автор?


6