Открытый урок по литературе
подготовила учитель русского языка и литературы
Чудаева В.Г.
МОУ гимназия №7 г. Лыткарино
Цель: показать учащимся богатство выразительных средств поэмы А.С.Пушкина в контексте обобщения знаний о произведении.
Задачи:
закрепить знания пятиклассников о выразительных средствах художественного произведения;
формирование умения находить в тексте произведения метафоры, эпитеты, олицетворения, синонимы, антонимы, гиперболы;
воспитывать патриотизм через любовь к слову, к художественной литературе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Возраст учащихся: 5 класс.
Размер группы: класс.
Ресурсы:
парты для трёх групп;
музыкальное оформление, слайд-шоу из рисунков детей, отрывки из художественного фильма «Руслан и Людмила»;
Время: 45 минут.
Литература:
Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс»: Из опыта работы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008;
Андронова Л. П. Пятиклассникам о любви и с любовью: Об уроках по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: На заметку начинающему учителю // Литература в школе. — 1993. — № 2. — С. 63—66;
Ручина Е. В., Гнусарева Н. В. «Там русский дух, там Русью пахнет» (Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»): 5 кл. // Литература в школе. — 1998. — № 7. — С. 152—155;
Ход урока:
1.Оргмомент:
А.С. Пушкину было 20 лет, когда он закончил поэму «Руслан и Людмила». Успех произведения был необыкновенный! Это – очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это сказочный мир, наделённый злыми и добрыми волшебниками, богатырями. Мир увлекательных и опасных приключений, похищений, превращений. «Победителю-ученику от побеждённого учителя»,- напишет В.А. Жуковский на своём портрете, который подарит молодому поэту. Почему опытный литератор так высоко оценил это произведение?
Цель: Давайте ещё раз пролистаем страницы этой сказочно-красивой поэмы, насладимся слогом Пушкина, увлечёмся сюжетом, посмеёмся над смешными сценами и попробуем разобраться, при помощи каких выразительных средств поэт создаёт свой шедевр.
Придумайте название командам, связанное с поэмой.
2.Фронтальный опрос:
Вспомним сюжет поэмы.
Что такое сюжет? (Порядок событий, происходящих в художественном произведении)
Какие ключевые элементы сюжета вы знаете? (Завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
Командам по очереди задаются вопросы по содержанию поэмы, каждый раз отвечает новый член группы.
1. Где и когда происходят события поэмы? (в феодальной Киевской Руси, во времена князя Владимира, примерно в 10-11веке)
2. Кто и почему сидел невесел на свадебном пиру? (три бывших соперника Руслана, влюблённые в Людмилу: Рогдай, Ратмир, Фарлаф)
3. Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь? ( Людмилу в жёны и полкняжества)
4. Как Руслан узнал о судьбе Людмилы? ( с помощью Финна, старца в пещере)
5. Почему он стал волшебником? ( чтобы добиться любви Наины)
6. Что случилось с Рогдаем? ( он погиб в честном поединке с Русланом)
7. Опишите Черномора. ( горбатый карлик с обритой головой и длинной бородой)
8. Что сделала Людмила, впервые увидев своего похитителя? ( с перепугу схватила карла за колпак и завизжала)
9. Как надо было надеть шапку Черномора, чтобы стать невидимкой? ( задом наперёд)
10. Кем раньше была Голова? ( великаном-богатырём, братом Черномора, предательски им убитым)
11. С помощью какой хитрости Людмилу поймал-таки Черномор? ( притворился раненым Русланом; когда Людмила его обняла, шапка упала и княжну опутали сетью)
12. Как Руслану удалось победить колдуна? ( Руслан отрезал бороду Черномору)
13. Каким встречает Руслан своего бывшего соперника Ратмира по дороге в Киев? ( счастливым мужем рыбачки)
14. Как случилось, что привозит Людмилу в Киев Фарлаф? ( Наина привела его к месту отдыха Руслана, Фарлаф убил его и забрал спящую Людмилу)
15. Кто и как оживил Руслана? ( Финн мёртвой и живой водой)
16. Зачем Руслан во второй раз поехал к Голове? ( Руслан показал Голове обезвреженного карлика, и Голова умерла спокойно)
17. Что стало с Черномором? ( он стал шутом князя)
18. Кто и как вернул к жизни Людмилу? ( Руслан с помощью кольца, данного ему Финном)
3.Анализ выразительных средств поэмы:
1.
Обратимся к полюбившемуся вам эпизоду поэмы. (Просмотр постановки фрагмента поэмы со слов «Идут, идут к её постеле..»)
В постановке звучала музыка. Вы знаете, как она называется? (Марш Черномора) Прошло семнадцать лет, и к этой юношеской поэме Пушкина обратился замечательный русский композитор М.И. Глинка, который создал оперу «Руслан и Людмила». Как вы думаете, что могло понравиться Глинке в этой поэме? ( сказочность, романтичность, напевность, мелодичность, пушкинского стиха)
Сделать речь яркой и выразительной помогают специальные художественные приёмы, изобретательные и выразительные средства языка, которые называются тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова. Некоторые из них вы уже знаете. Какие? (Эпитет, метафора, олицетворение)
Дайте определение этим терминам.
Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В окно льются лучи солнца.
Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. Каменное сердце.
Олицетворение - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. Улыбнулись сонные берёзки.
Перед вами листы с отрывками из просмотренного фрагмента, найдите в текстах:
1 группа: метафоры;
2 группа: эпитеты;
3 группа: олицетворения.
Найдите метафоры: Княжна встает, и вмиг шатер, И пышной роскоши прибор, И звуки арфы... все пропало; По-прежнему все тихо стало; Людмила вновь одна в садах Скитается из рощи в рощи; Меж тем в лазурных небесах Плывет луна, царица нощи, Находит мгла со всех сторон И тихо на холмах почила; Княжну невольно клонит сон, И вдруг неведомая сила Нежней, чем вешний ветерок, Ее на воздух поднимает, Несет по воздуху в чертог И осторожно опускает Сквозь фимиам вечерних роз На ложе грусти, ложе слез. Для чего их использует автор? | Найдите эпитеты: Три девы вмиг опять явились И вкруг нее засуетились, Чтоб на ночь пышный снять убор; Но их унылый, смутный взор И принужденное молчанье Являли втайне состраданье И немощный судьбам укор. ……………………………. Княжна с постели соскочила, Седого карлу за колпак Рукою быстрой ухватила, Дрожащий занесла кулак И в страхе завизжала так, Что всех арапов оглушила. Для чего их использует автор? |
Найдите олицетворения: Что ж наша пленница теперь! Дрожит как лист, дохнуть не смеет; Хладеют перси, взор темнеет; Мгновенный сон от глаз бежит; Не спит, удвоила вниманье, Недвижно в темноту глядит... Всё мрачно, мертвое молчанье! Лишь сердца слышит трепетанье... И мнится... шепчет тишина… Для чего их использует автор? |
Ответы:
Найдите метафоры: Княжна встает, и вмиг шатер, И пышной роскоши прибор, И звуки арфы... все пропало; По-прежнему все тихо стало; Людмила вновь одна в садах Скитается из рощи в рощи; Меж тем в лазурных небесах Плывет луна, царица нощи, Находит мгла со всех сторон И тихо на холмах почила; Княжну невольно клонит сон, И вдруг неведомая сила Нежней, чем вешний ветерок, Ее на воздух поднимает, Несет по воздуху в чертог И осторожно опускает Сквозь фимиам вечерних роз На ложе грусти, ложе слез. | Найдите эпитеты: Три девы вмиг опять явились И вкруг нее засуетились, Чтоб на ночь пышный снять убор; Но их унылый, смутный взор И принужденное молчанье Являли втайне состраданье И немощный судьбам укор. ……………………………. Княжна с постели соскочила, Седого карлу за колпак Рукою быстрой ухватила, Дрожащий занесла кулак И в страхе завизжала так, Что всех арапов оглушила. |
Найдите олицетворения: Что ж наша пленница теперь! Дрожит как лист, дохнуть не смеет; Хладеют перси, взор темнеет; Мгновенный сон от глаз бежит; Не спит, удвоила вниманье, Недвижно в темноту глядит... Всё мрачно, мертвое молчанье! Лишь сердца слышит трепетанье... И мнится... шепчет тишина… |
2.Вспомните и прочитайте наизусть начало вступления к поэме. (У лукоморья дуб зелёный…)
Найдите антонимы. Определите их выразительную роль.
В прямом или в переносном значении употреблено слово «златая»?
3.В продолжении вступления найдите глаголы-синонимы. (ходит-идёт-бредёт, заводит-говорит-поведаю). Определите смысловое и стилистическое значение слов-синонимов.
4. Вспомните определение гиперболы. Найдите гиперболы. (И днём и ночью)
Какой образ в поэме является гиперболическим? (Голова)
5.Пушкин использует в поэме устаревшие (око, чело) и старославянские слова (злато, брег). Просмотрите фрагмент из фильма и выпишите из него слова, которые сейчас редко употребляются или не употребляются совсем.
Просмотр фрагмента художественного фильма «Руслан и Людмила». (1 серия с 47.37 до 46.20)
Чтение слов (полнощных, грядущих, наперсник) Поиск толкования слов в словаре.
С какой целью автор использует эти слова?
4.Рефлексия:
Какова была тема урока?
Какие понятия вы повторили?
Что нового вы узнали?
Какая группа сегодня особенно хорошо работала? (Аплодисменты)
На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал.
Критик Воейков писал, что поэма «Руслан и Людмила» есть новое, прекрасное явление в нашей словесности. В ней находим совершенство слога, правильность чертежа, занимательность эпизодов, приличный выбор чудесного и выдержанные от начала до конца характеры...
Выразите своё отношение к поэме, опишите чувства, которые она у вас вызвала, используя выразительные средства языка.
Учитель включает слайд-шоу из иллюстраций к поэме, выполненных пятиклассниками.
Д/з: Сочинение-миниатюра «Богатство выразительных средств поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»
Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В окно льются лучи солнца.
Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. Каменное сердце.
Олицетворение - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. Улыбнулись сонные берёзки.
Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В окно льются лучи солнца.
Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. Каменное сердце.
Олицетворение - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. Улыбнулись сонные берёзки.
Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В окно льются лучи солнца.
Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. Каменное сердце.
Олицетворение - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. Улыбнулись сонные берёзки.
Найдите метафоры: Княжна встает, и вмиг шатер, И пышной роскоши прибор, И звуки арфы... все пропало; По-прежнему все тихо стало; Людмила вновь одна в садах Скитается из рощи в рощи; Меж тем в лазурных небесах Плывет луна, царица нощи, Находит мгла со всех сторон И тихо на холмах почила; Княжну невольно клонит сон, И вдруг неведомая сила Нежней, чем вешний ветерок, Ее на воздух поднимает, Несет по воздуху в чертог И осторожно опускает Сквозь фимиам вечерних роз На ложе грусти, ложе слез. Для чего их использует автор? | Найдите эпитеты: Три девы вмиг опять явились И вкруг нее засуетились, Чтоб на ночь пышный снять убор; Но их унылый, смутный взор И принужденное молчанье Являли втайне состраданье И немощный судьбам укор. ……………………………. Княжна с постели соскочила, Седого карлу за колпак Рукою быстрой ухватила, Дрожащий занесла кулак И в страхе завизжала так, Что всех арапов оглушила. Для чего их использует автор? |
Найдите олицетворения: Что ж наша пленница теперь! Дрожит как лист, дохнуть не смеет; Хладеют перси, взор темнеет; Мгновенный сон от глаз бежит; Не спит, удвоила вниманье, Недвижно в темноту глядит... Всё мрачно, мертвое молчанье! Лишь сердца слышит трепетанье... И мнится... шепчет тишина…Для чего их использует автор? |
6