- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
- «Основная школа № 23 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Урок
чтения и письма
в 1 классе
Тема: «Звук и буква Р, р»
Подготовила: Емельянова М.А,
учитель
Старый Оскол
2018/2019
Тема: «Звук и буква Р, р»
Цель: познакомить учащихся с буквой «р»: научить читать слоги с буквой «р», слова; научить писать строчную букву «р», обратные слоги, слова.
Задачи:
повторить ранее изученные буквы;
закрепить понятия «гласные», «согласные»;
развивать артикуляционный аппарат, дыхание;
развивать фонематический слух через умение определять позицию звука [р] в словах;
развивать словарный запас учащихся;
коррегировать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, речь учащихся;
развивать умение работать по Букварю, с шаблоном (трафаретом), в тетради для печатания, списывать с письменного текста;
развивать мелкую моторику;
развивать умение ориентироваться в тетради, правильно сидеть за партой во время письма;
воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе.
Оборудование:
печатные буквы: а,у,м,о,с,х,ш,л,ы,н,р;
сигналы «гласные», «согласные»;
презентация;
шаблоны-буква Р, р;
демонстрационный образец написания строчной буквы «р»;
Ход урока:
Организационный момент
Вы теперь – не просто дети,
Вы теперь – ученики.
И достойно на уроке
Вы себя вести должны.
(Проверить готовность к уроку: Букварь, простой карандаш, цветные карандаши, тетрадь для печатания, ручка, тетрадь для письма).
Повторение изученных букв
- Я буду показывать буквы, а вы называть: а,у,м,о,с,х,ш,л,ы,н (распределить в два столбика: «гласные» и «согласные» - сигналы).
Упражнение на дыхание
Артикуляционная гимнастика
Цель: активизация кончика языка.
У каждого учащегося – зеркало для индивидуальной работы.
«Чистим зубы» (приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язычок слева направо и наоборот);
«Вкусное варенье» (рот приоткрыт, кончиком языка проводить по верхней губе сверху вниз);
«Индюк» (водить языком по верхней губе вперёд – назад сначала медленно, затем быстро; добавить голос: звуки бл-бл)
«Лошадка» (щёлкать кончиком языка по твёрдому нёбу)
«Барабан» (рот открыт, губы в улыбке; широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д сначала медленно, затем быстро)
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся с новой буквой, а с какой вам подскажет наш герой. Кто будет героем нашего урока, отгадайте.
Он огромный и усатый,
И, к тому же, полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это - ….Тигр (СЛАЙД 1)
- Какой любимый звук тигра? [ррррррр]
- Сегодня у вас в гостях будет Тигруша. Он посмотрит, как вы работаете на уроке, чему вы научились.
- На уроке мы познакомимся со звуком и буквой «р»: будем учиться правильно произносить звук [р], читать слоги и слова с буквой «р», научимся писать строчную букву «р».
Изучение нового материала
- Помогите Тигруше определить ли звук звук [р] в словах: Игра «Топаем - хлопаем»)
Ракета, карандаш, пенал, ромашка, волк, сыр, роза, собака, рыба, стол.
Звук [р] – согласный, звонкий
Звук [р] – обозначается буквой «эр» (печатная буква)
Звуки мы говорим и слышим, а буквы читаем и пишем.
7. Игра «На что похожа буква «р» « (иллюстрация) (СЛАЙД 2)
Эй, турист идет в поход,
За спиной рюкзак несет.
8. Пальчиковая гимнастика
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде:
(сложить пальцы щепоткой, совершая волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти)
То сожмутся,
(очень плотно сжать пальцы)
Разожмутся,
(растопырить пальчики в стороны)
То зароются в песке.
(сложить пальчики вместе и
9. Раскрашивание буквы Р, р
10. Разучивание стихотворения (повторить несколько раз хором вместе с учителем) (СЛАЙД 4)
Этот зайчик — наш земляк -
Называется русак.
11. Физкульт минутка (Тигруша приглашает всех на рыбалку)
На уроке отдохнём –
На рыбалку мы пойдём! (идем шагом)
Накопаем мы червей, (копаем лопатой)
Удочку возьмём скорей, (взяли и перекинули через спину)
И вприпрыжку побежим – (побежали)
Порыбачить мы хотим.
В воду удочку закинем, (закидываем в воду)
Посидим тихонько. (присели, замолчали)
Рыбка, кажется, клюёт?
Вытащим легонько. (вытаскиваем из воды)
Ах, какая красота – (качаем головой)
Рыбка небольшая.
Пусть живёт себе в реке,
Выпущу тебя я! (бросаем в воду из двух ладошек)
Быстро в школу побежим –
Вот такой у нас режим. (тихо сели)
12. Письмо строчной буквы «р» (демонстрационный образец написания строчной буквы «р» на доске) (СЛАЙДЫ 5, 6)
- Из каких элементов состоит строчная буква «Р»? (длинная наклонная палочка и короткая наклонная палочка с закруглением вверху и внизу)
Показ учителем образца написания строчной буквы «р» на доске.
Письмо строчной буквы «р» по «проколам» с комментированием:
- Ставим указательный пальчик на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по длинной прямой наклонной линии вниз до середины нерабочей строки, убираем пальчик, ставим на 1/3 сверху, бугорком уходим вправо – вверх, коснувшись верхней линеечки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте и поднимаемся по крючку до середины.
13. Письмо строчной буквы «р» в тетради по обводке:
14. Работа у доски:
Чтение прямых и обратных слогов:
ра, ро, ру, ры
ар, ор, ур, ыр (хором, по одному)
Письмо прямых слогов
Чтение слов: шар, сыр, сор, хор (хором, по одному)
Давайте с вами составим предложение со словом шар.
15. Работа над предложением
- У Ле-ры шар.
Запись предложения по обводке.
16. Чистоговорки
Ар-ар-ар
Мы надули шар (ар - шар)
Ор-ор-ор
У нас поёт хор (ор - хор)
Ор-ор-ор
На полу сор (ор - сор)
Ыр-ыр-ыр
Мыши съели сыр (ыр - сыр)
Следить за осанкой детей!!!!!!
17. Итог урока:
- С какой буквой познакомились на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Какую букву научились писать?
- На что похожа строчная буква р?
18. Рефлексия.
– Что вам больше всего понравилось на уроке?
– Что было особенно интересно?
– А что было трудно?
– Оцените свою работу на уроке. Если вы работали на уроке с желанием, были уверенны в себе, вам было интересно и в ваших тетрадях чистота и порядок, то улыбнитесь нашему гостю Тигруше.
Спасибо за урок.