СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения и письма по теме: "Звук и буква Р,р"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволит познакомить учащихся с буквой  «р»: научить читать  слоги с буквой «р», слова; научить  писать строчную букву «р», обратные слоги, слова;повторить ранее изученные буквы;закрепить понятия «гласные», «согласные»;развивать артикуляционный аппарат, дыхание;развивать фонематический слух через умение  определять позицию звука [р] в словах;развивать словарный запас учащихся;коррегировать зрительное, слуховое и тактильное  восприятие, речь учащихся;развивать умение работать по учебнику, с шаблоном (трафаретом), в тетради для печатания, списывать с письменного текста;развивать мелкую моторику;развивать умение ориентироваться в тетради, правильно сидеть за партой во время письма;воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения и письма по теме: "Звук и буква Р,р"»

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  2. «Основная школа № 23 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»














Урок

чтения и письма

в 1 классе

Тема: «Звук и буква Р, р»







Подготовила: Емельянова М.А,

учитель













Старый Оскол

2018/2019

Тема: «Звук и буква Р, р»

Цель: познакомить учащихся с буквой «р»: научить читать слоги с буквой «р», слова; научить писать строчную букву «р», обратные слоги, слова.

Задачи:

  • повторить ранее изученные буквы;

  • закрепить понятия «гласные», «согласные»;

  • развивать артикуляционный аппарат, дыхание;

  • развивать фонематический слух через умение определять позицию звука [р] в словах;

  • развивать словарный запас учащихся;

  • коррегировать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, речь учащихся;

  • развивать умение работать по Букварю, с шаблоном (трафаретом), в тетради для печатания, списывать с письменного текста;

  • развивать мелкую моторику;

  • развивать умение ориентироваться в тетради, правильно сидеть за партой во время письма;

  • воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе.



Оборудование:

  • печатные буквы: а,у,м,о,с,х,ш,л,ы,н,р;

  • сигналы «гласные», «согласные»;

  • презентация;

  • шаблоны-буква Р, р;

  • демонстрационный образец написания строчной буквы «р»;



Ход урока:

  1. Организационный момент

Вы теперь – не просто дети,

Вы теперь – ученики.

И достойно на уроке

Вы себя вести должны.

(Проверить готовность к уроку: Букварь, простой карандаш, цветные карандаши, тетрадь для печатания, ручка, тетрадь для письма).

  1. Повторение изученных букв

- Я буду показывать буквы, а вы называть: а,у,м,о,с,х,ш,л,ы,н (распределить в два столбика: «гласные» и «согласные» - сигналы).

  1. Упражнение на дыхание

  • Вдох через нос; выдох через рот; дыхание – ровное, глубокое; плечи не приподнимаем.

  1. Артикуляционная гимнастика

Цель: активизация кончика языка.

У каждого учащегося – зеркало для индивидуальной работы.

  • «Чистим зубы» (приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язычок слева направо и наоборот);

  • «Вкусное варенье» (рот приоткрыт, кончиком языка проводить по верхней губе сверху вниз);

  • «Индюк» (водить языком по верхней губе вперёд – назад сначала медленно, затем быстро; добавить голос: звуки бл-бл)

  • «Лошадка» (щёлкать кончиком языка по твёрдому нёбу)

  • «Барабан» (рот открыт, губы в улыбке; широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д сначала медленно, затем быстро)

  1. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы познакомимся с новой буквой, а с какой вам подскажет наш герой. Кто будет героем нашего урока, отгадайте.

Он огромный и усатый,
И, к тому же, полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это -  ….Тигр (СЛАЙД 1)

- Какой любимый звук тигра? [ррррррр]

- Сегодня у вас в гостях будет Тигруша. Он посмотрит, как вы работаете на уроке, чему вы научились.

- На уроке мы познакомимся со звуком и буквой «р»: будем учиться правильно произносить звук [р], читать слоги и слова с буквой «р», научимся писать строчную букву «р».

  1. Изучение нового материала

- Помогите Тигруше определить ли звук звук [р] в словах: Игра «Топаем - хлопаем»)

Ракета, карандаш, пенал, ромашка, волк, сыр, роза, собака, рыба, стол.

Звук [р] – согласный, звонкий

Звук [р] – обозначается буквой «эр» (печатная буква)

Звуки мы говорим и слышим, а буквы читаем и пишем.

7. Игра «На что похожа буква «р» « (иллюстрация) (СЛАЙД 2)

Эй, турист идет в поход,

За спиной рюкзак несет.

8. Пальчиковая гимнастика

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде:

 (сложить пальцы щепоткой, совершая волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти)

То сожмутся,

 (очень плотно сжать пальцы)

Разожмутся,

 (растопырить пальчики в стороны)

То зароются в песке.

 (сложить пальчики вместе и

9. Раскрашивание буквы Р, р

10. Разучивание стихотворения (повторить несколько раз хором вместе с учителем) (СЛАЙД 4)

Этот зайчик — наш земляк -

Называется русак.

11. Физкульт минутка (Тигруша приглашает всех на рыбалку)

На уроке отдохнём –
На рыбалку мы пойдём!
(идем шагом)
Накопаем мы червей,
(копаем лопатой)
Удочку возьмём скорей,
(взяли и перекинули через спину)
И вприпрыжку побежим –
(побежали)
Порыбачить мы хотим.
В воду удочку закинем,
(закидываем в воду)
Посидим тихонько.
(присели, замолчали)
Рыбка, кажется, клюёт?
Вытащим легонько.
(вытаскиваем из воды)
Ах, какая красота –
(качаем головой)
Рыбка небольшая.
Пусть живёт себе в реке,
Выпущу тебя я!
(бросаем в воду из двух ладошек)
Быстро в школу побежим –
Вот такой у нас режим.
(тихо сели)

12. Письмо строчной буквы «р» (демонстрационный образец написания строчной буквы «р» на доске) (СЛАЙДЫ 5, 6)

- Из каких элементов состоит строчная буква «Р»? (длинная наклонная палочка и короткая наклонная палочка с закруглением вверху и внизу)

Показ учителем образца написания строчной буквы «р» на доске.

Письмо строчной буквы «р» по «проколам» с комментированием:

- Ставим указательный пальчик на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по длинной прямой наклонной линии вниз до середины нерабочей строки, убираем пальчик, ставим на 1/3 сверху, бугорком уходим вправо – вверх, коснувшись верхней линеечки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте и поднимаемся по крючку до середины.

13. Письмо строчной буквы «р» в тетради по обводке:

14. Работа у доски:

Чтение прямых и обратных слогов:

ра, ро, ру, ры

ар, ор, ур, ыр (хором, по одному)

Письмо прямых слогов

Чтение слов: шар, сыр, сор, хор (хором, по одному)

Давайте с вами составим предложение со словом шар.

15. Работа над предложением

- У Ле-ры шар.

Запись предложения по обводке.

16. Чистоговорки

Ар-ар-ар

Мы надули шар (ар - шар)

Ор-ор-ор

У нас поёт хор (ор - хор)

Ор-ор-ор

На полу сор (ор - сор)

Ыр-ыр-ыр

Мыши съели сыр (ыр - сыр)


Следить за осанкой детей!!!!!!

17. Итог урока:

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Чему учились на уроке?

- Какую букву научились писать?

- На что похожа строчная буква р?

18. Рефлексия.

– Что вам больше всего понравилось на уроке?

– Что было особенно интересно?

– А что было трудно?

– Оцените свою работу на уроке. Если вы работали на уроке с желанием, были уверенны в себе, вам было интересно и в ваших тетрадях чистота и порядок, то улыбнитесь нашему гостю Тигруше.

Спасибо за урок.