КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ
ТЕМА: «В.А. ЖУКОВСКИЙ «ЖАВОРОНОК»
Цель: познакомить обучающихся со стихотворением В. А. Жуковского «Жаворонок»; работать над навыком выразительного чтения стихотворения.
Коррекция устной речи на основе слухового и зрительного восприятия, вербальной памяти на основе запоминания.
Коррекционно- развивающие задачи: обогащать активный словарный запас учащихся, путем ввода в него новых слов из стихотворения; развивать слуховое внимание учащихся при прослушивании стихотворения; развивать воображение при словесном описании картин природы, представленных в стихотворении.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе родного края; чувство прекрасного; чувство радостного ожидания прихода весны.
Дидактические средства:
для учителя: презентация, видео прочтение стихотворения, портрет В.А. Жуковского, карточки со словами, чистоговорками, экран
для обучающихся: Учебник «Чтение» для 6 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, авторы – составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина Москва «Просвещение» 2006г.
карточки со словарными словами, чистоговорками.
Словарь: Лазурь, лес зардел, долина.
Ход урока
I Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.
Я держу в ладошках солнце, я дарю его друзьям!!!!! Улыбнитесь это просто лучик Солнца!!! Это ВАМ!!!!!!!
2. Коррекционная минутка
Даны иллюстрации времён года. Выбрать лишнее
Почему?
Чем весна отличается от других времён года?
А вам нравится весна?
А как вы думаете, как эти иллюстрации связаны с нашей темой по чтению?
3. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос, краткий пересказ сказки.
Какое произведение мы читали на прошлом уроке? («Весенняя песня»).
Кто автор этой сказки? (Г. Скребицкий).
О каком времени года идет речь в сказке?
С кем ведет диалог Весна?
Почему это произведение назвали сказкой, что в нем сказочного?
Вспомним, как развивались события в сказке. Расставьте пункты плана правильно. Коротко расскажите о событиях, происходивших на каждом из этих этапов.
Уход Зимы.
Пение птиц.
Звенящая песнь жаворонка.
Хитрая Зима.
Оживление животных.
Какие птицы помогали Весне? (загадки о птицах).
1. Синяя косынка
Темненькая спинка
Маленькая птичка
Звать её синичка.
2. Я по дереву стучу
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой.
3.Краснобровый, чернопёрый
Хвост косой, на берёзе урчит.
4. В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится
Не орёл, а всё же птица.
5. Тает снег, летят грачи,
Всем глаза слепят лучи,
Что звенит как будто склянка
Песенку поёт овсянка.
6 . В синем небе голосок –
Будто крохотный звонок.
Гнездо он в поле вьёт.
Где тянутся растения
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения.
Смогли они ей помочь? Почему?
Чья песня помогла прогнать Зиму?
Как можно назвать песню жаворонка?
м/и. Почему же всё- таки победила весна?
(Песня жаворонка)
-На что похожа песня жаворонка? (На дыхание пробуждающейся весны)
4. Сообщение темы, цели и задач урока.
- Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение «Жаворонок» и узнаем, как описывает это время года В. Жуковский.
- Как вы думаете, какую работу мы должны будем выполнить с этим стихотворением? Давайте вместе поставим цели.
- выразительно … прочитать;
- объяснить … непонятные слова;
- проанализировать содержание стихотворения.
речевая разминка
-Прежде чем приступить к чтению стих-я, проведем речевую разминку.
Песня, лейся,
Мечта, вейся,
Весне смейся, Осанка!
На солнце грейся!
5. Работа по теме урока.
Портрет Жуковского
а) вступительная беседа учителя, подключение к беседе учащихся.
Краткая справка о писателе. (Сообщение ученика)
- Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт-лирик, поэт-сказочник. Он родился в 1783 году, в Тульской губернии , 237 лет тому назад. Это человек, который всей душой любил русские сказки и предания. Учился сначала в Туле потом в Москве, в пансионе при университете.
Жуковского, также как и нас, весна не могла оставить равнодушным. Уже 169 лет с удовольствием читают дети и взрослые весеннее стихотворение «Жаворонок», написанное Жуковским в 1851 году, за год до своей смерти.
-Сообщение ученика о жаворонке.
- Жаворонок – это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели. В народе говорят, что жаворонок приносит на своих крыльях весну. Ни одного времени года мы не ждем с таким нетерпением как весну.
Ребята, а вы ждете весну? Почему? Все мы устали от снега, зимнего холода, теплой одежды. Все мы ждем первых признаков появления весны. Вспомним, какие это признаки: звон первой капели, более яркие и теплые лучи солнца, первые проталины, звонкое чириканье воробьев.
6. Словарная работа
Первичное чтение стихотворения учителем.
-Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие картины природы вы представили, когда слушали стихотворение?
Физминутка для глаз
V. Вторичное чтение.
- Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните незнакомые слова.
Лазурь- светло-синий цвет
Лес зардел-стал ярко-красным, багряным.
Долина- углубление в земле вытянутой формы. Речная вода, смывая берега и подошву, образует речную долину.
7. Чтение стихотворения учащимися и анализ стихотворения
выборочное чтение
1 четверостишье: что говорится о лесе? Как вы понимаете значение слова «зардел»?
- Кто принёс весть о приходе весны?
- Где жаворонок запел свою песнь?
- Объясните, что такое «лазурь».
2 четверостишье: докажите строчками из текста, что поэт описывает весну.
- Какое чувство вызвал у него приход весны? Подтвердите строчками из текста.
- Что поэт увидел и услышал, находясь в поле, в лесу весной?
- Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению? Какие краски бы взяли?
Подготовка к выразительному чтению стих-ния.
- Прочитаем стихотворение по строчкам и сделаем зарисовки к каждой строчке и подумаем, как надо прочитать. Анализ каждой строки по плану:
А) Что увидели. Краски.
Б) Звуки, запахи.
В) Чувство.
Г) Как читать – темп, громкость.
На солнце темный лес зардел – тихо, спокойно, прохладно, розовый, темный; медленный темп, умеренная громкость.
В долине пар белеет тонкий – тихо, спокойно, холодно, темный, белый.
И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий – голос жаворонка, желтый, голубой, тепло, нежность, радость.
Он голосисто с вышины поет, на солнышке сверкая – радость, счастье.
Весна пришла к нам молодая! Я здесь пою приход весны! – опять радость, ликование.
Выразительное чтение.
Мы должны научиться читать это стихотворение выразительно, показывая голосом настроение, которое хотел передать нам В.А. Жуковский, и соблюдая паузы.
Физминутка
Мы войдем в весенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки вверх и покачали –
Это дерево в лесу.
Кисти мы сейчас встряхнули –
Это ветер сбил росу.
В стороны руки и плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся - покажем
Руки сложили вот так.
8. Работа в парах.
На листе есть задание. Мне хочется проверить вашу память. Вставьте в текст пропущенные слова.
-Проверьте себя по книге.
-Что общего у слов, которые вы вставили в текст? (имена прилаг.) Имена прилаг. украшают нашу речь, помогают более точно воспроизвести картину окр.мира.
9.Прослушивание романса М. Глинки «Жаворонок» (беседа о настроении и чувствах, которые вызывает этот романс)
Прослушайте романс М Глинки «Жаворонок» Что общего между музыкой и стихотворением В. Жуковского? Какое настроение они у вас вызывают?
10. Подведение итогов урока.
С каким стихотворением мы познакомились на уроке?
Кто автор этого стихотворения?
Какое настроение у вас после нашего урока? Что повлияло на ваше настроение?
Дома вы должны будете выучить стихотворение наизусть
11.Рефлексия
-Закончите предложения:
* Сегодня на уроке я узнал …..
* Мне показалось интересным ….
* Меня удивило…..
* Я хочу похвалить …., за
Рефлексия «Солнышко » Круг жёлтого цвета у учащихся лучики жёлтого и синего цвета.
Если понравился урок, вы извлекли много интересного и полезного из урока прикрепляете лучик жёлтого цвета. А, если нет, то лучик синего цвета.
12. Дом. задание. Стр. 158 выучить стихотворение наизусть.
Песня, лейся,
Мечта, вейся,
Весне смейся,
На солнце грейся!
Песня, лейся,
Мечта, вейся,
Весне смейся,
На солнце грейся!
Песня, лейся,
Мечта, вейся,
Весне смейся,
На солнце грейся!
Песня, лейся,
Мечта, вейся,
Весне смейся,
На солнце грейся!
Песня, лейся,
Мечта, вейся,
Весне смейся,
На солнце грейся!
Песня, лейся,
Мечта, вейся,
Весне смейся,
На солнце грейся!
Песня, лейся,
Мечта, вейся,
Весне смейся,
На солнце грейся!
Песня, лейся,
Мечта, вейся,
Весне смейся,
На солнце грейся!
На солнце … лес зардел,
В долине пар белеет … ,
И песню … запел
В лазури жаворонок … .
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам … ,
Я здесь пою приход весны.
На солнце … лес зардел,
В долине пар белеет … ,
И песню … запел
В лазури жаворонок … .
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам … ,
Я здесь пою приход весны.
На солнце … лес зардел,
В долине пар белеет … ,
И песню … запел
В лазури жаворонок … .
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам … ,
Я здесь пою приход весны.
На солнце … лес зардел,
В долине пар белеет … ,
И песню … запел
В лазури жаворонок … .
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам … ,
Я здесь пою приход весны.