СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения. Звук [з] , [з '] , буквы З. з

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока представлены задания, направленные на  изучение звука и буквы З.  Более подробную информацию можно получить в пособии "Планы- конспекты уроков. 1 класс"

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения. Звук [з] , [з '] , буквы З. з»

Урок 34. Тема: Звуки [з], [з], буквы З, з

Цель: познакомить учащихся с буквами З, з, обозначающими согласные звуки [з],[з’]; совершенствовать умение читать слоги, слова, предложения со звуками [з],[з’]; совершенствовать навык осознанного, орфоэпически правильного чтения « по цепочке», в парах; навык выборочного, хорового чтения; содействовать развитию связной устной речи, внимания, творческих способностей детей; создавать условия для развития желания изучать природу родного края, охранять ее богатства.

Оборудование: учебник; предметные картинки; демонстрационные карточки с печатными буквами З, з; касса букв; плакат с буквами; ленточки, снежинки для рефлексии; плакат с изображением Зимы


Ход урока

I. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Т. Козлова

II. Речевая, артикуляционная, дыхательная разминка

  • Упражнение на дыхание «Проколотый мяч»

  • Соедините руки перед грудью, согнув их в локтях. Быстро вдохните, отводя руки назад, чтобы лопатки соединились. На выдохе медленно возвращайте руки в исходное положение, одновременно произнесите звук: с- с- с.

  • Артикуляционная разминка

Язычок широкий – ниже,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

И со звонким ветерком

Звонко Ззз… произнесём.

А. Шутова

  • Речевая разминка

(Перед чтением дети должны сделать вдох, а на выдохе – повторять слова за учителем.)

Ма- ма – ма - вот идет зима.

Му- му- му – любим мы зиму.

Ок -ок- ок – на землю падает снежок.

Зя- зя- зя – нам болеть нельзя

III. Повторение изученного материала

  • Игра «Зоркий глаз»

  • Какие буквы спрятались? Назовите.

IV. Подготовка к восприятию нового материала

  • Ребята, догадайтесь, кто к нам торопится на урок.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом

Всё покрылось серебром.

(Зима и зимние месяцы)

(Учитель может показать картинку с изображением Зимы.)

  • Назовите зимние месяцы.


V. Усвоение новых знаний

  • Наблюдение за произношением звука и его характеристика

  • Произнесите слово зима.

  • Какой первый звук слышим в этом слове?

  • Произнесите звук [з’].

  • Легко ли проходит воздух? (Воздушная струя встречает препятствие)

  • Он гласный или согласный? (Согласный)

  • Твёрдый или мягкий?

  • Звонкий или глухой?

  • Каким цветом будем его обозначать на схеме?


Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес.

Дед Мороз, когда темно,

Из лесов и снежных гор

К нам приходит под окно

Рисовать на нём... (узор).

В. Волина

  • Произнесите слово «узор».

  • Дайте характеристику звуку [з].

Ученики делают вывод: звук [з], [з’] согласный, звонкий, может быть мягким и твердым. Для обозначения на схеме используется синий или зеленый цвет.


  • Знакомство с буквой

А) обозначение звука буквами

  • Согласные звуки [з ’], [з] обозначается буквами З, з .

(Учитель показывает на карточках строчную и прописную буквы З, з.)

  • На что похожа эта буква?

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

С. Маршак


По белому полю,

В туман и в снега

Бредут потихоньку

Бараньи рога…

Е. Тарлапан


Б) нахождение буквы в Букваре (с. 71)

  • Найдите эту букву на клавиатуре.

  • Найдите печатную букву. Покажите ее друг другу.

  • Покажите друг другу письменную букву.

  • Найдите одноэтажный домик букв со звоночком. О чем напоминает рисунок звоночка? (В этом домике живут буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.)

  • Почему некоторые клавиши обведены двойной линией? (Здесь живут буквы, которые обозначают не один, а два разных звука.)

  • В каком домике поселилась буква З?

  • Почему клавиша буквы З обведена двойной линией? (Эта буква обозначает два разных звука)

  • Нажмите два раза пальчиком на клавишу и произнесите нужные звуки.


В) Графическое изображение буквы

  • Выложите букву З из ленточек.


VI. Работа по учебнику (с. 70 – 71)

  • Введение буквы З для обозначения звуков [з], [з]

(Ученики отгадывают загадки.)

  • Что за коняшки –

На всех тельняшки. (Зебры)

Зебра – представительница лошадиного рода. Место обитания – Африка. Большие табуны зебр пасутся на открытых пространствах , не удаляясь от водопоя. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры – лев.

  • Выделите первый звук в слове «зебра».

  • Дайте характеристику звуку. ([з'] – согласный, мягкий, звонкий.)

(Учитель прикрепляет на доску кружок для обозначения звука ([з'].)

  • Что помогает нам определить количество слогов в слове? (Гласные буквы.)

  • Сколько слогов в слове зебра? (Два)

  • Какой слог ударный? (Первый)

  • Послушайте еще одну загадку:

Чем-то на быка похож,

Только помощнее,

Обитает он в лесу,

Бороду имеет! (Зубр)

  • Найдите рисунок - отгадку в учебнике.

  • Где можно увидеть зубра?

Зубр – самое крупное стадное животное. Рост его от 2 до 4 метров, а

вес – 1,5 тонны. Но, не смотря на это зубр – это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. На территории Беларуси есть место – заповедник Беловежская пуща. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена.

  • Выделите первый звук в слове «зубр».

  • Какой он? (Согласный, звонкий, твердый)

  • Кто изображен на третьем рисунке? (Золушка)

  • Какой звук обозначен буквой З в слове? (Звук [з])

  • Какая буква используется для обозначения имени героини – большая или маленькая? (Большая буква)

  • Встаньте, пожалуйста, те ученики, чьи имена или фамилии начинаются со звуков [з], [з].

  • Какая буква понадобится для записи имени или фамилии - большая или маленькая?

  • Название какого белорусского города начинается звуком [з]? (Заславль)

  • Когда еще будете использовать большую букву? (Большая буква пишется в начале предложения.)

  • Чтение слогов

  • Давайте научим дружить новые согласные звуки с гласными. Будем соединять звуки [з], [з] с гласными звуками.

  • Я буду называть гласный звук, а вы – слог «согласный + гласный»

(Ученики соединяют звуки. Получаются слоги зо, за,зу.)

  • Чтение слогов с опорой на картинку

Учитель предлагает найти на картинках ответы к загадкам.

  • Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла ….. (зима).

  • Не коровы, а с рогами:

«Кто же мы? – узнайте сами.

Тоже травку мы жуем,

Тоже молоко даем. (Козы)

(Учитель обращает внимание на подсказки – цвет букв, дуги и картинки.)


  • Чтение слов. Конструирование предложений

  • Кто изображен на картинке? (Нечитайкин)

  • Нечитайкин перепутал подписи к картинкам.

  • Прочитайте вопрос. (Так ли?)

(Дети находят ошибки. (Котенок спит под столом на табурете. Котенок влезает в сумку.)


VII. Физкультминутка.

Носом - вдох,

А выдох - ртом,

Дышим глубже….

А потом марш на месте,

Не спеша - как погода хороша!

Не боимся мы пороши-

Ловим снег - хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам-

Снега хватит нам и вам!

В. Волина

(Ученики декламируют стихотворение, выполняя движения.)

  • Работа с текстом «Мурзик и Тузик»

  • Рассмотрите картинки.

  • Как вы думаете, кто Мурзик? (Кот.) А кто Тузик? (Собака.)

  • Давайте прочитаем текст и проверим ваше предположение.

  • Чтение текста учителем

  • Кто Мурзик? А кто Тузик?

  • Чтение текста учащимися

  • Анализ текста

  • Кто у окна?

  • Кто за окном?

  • Кто лакал молоко?

  • Кто мурлыкал?

  • Как по- другому можно назвать текст? (Кот и собака.)

  • Выборочное чтение

  • Прочитайте, где уснул Тузик.

  • Прочитайте, что сделала Лиза.

VIII. Закрепление изученного материала.

  • Игра «Будьте внимательны»

  • Сейчас я прочитаю сказку. Вы должны запомнить как можно больше слов со звуком [з ’], [з ], которые встретятся в сказке.

Нелетающий зонт

Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит – прямо из зарослей на него волк смотрит злющими- презлющими глазами.

- З –з - западня, - затрясся заяц, - убегать поздно. Встану- ка я на пенек под зонтик, может волк меня за г-г-гриб п- п- примет.

Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится.

А волк потихоньку сзади подходит…

И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.

Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.

- Давай, давай! Нажимай! – кричит заяц. – Зарядкой надо заниматься – быстрее бы бегал!

Плюнул волк. Видит – не догнать ему зайца.

Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц.

Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!

- Ах, козел! – рычит. – Нелетающий зонт продал!

И весь зонт зубами разорвал.

Г. Юдин

  • Игра «Доскажите словечко»

  • В коридоре топот ног,

То зовет всех в класс ….. (звонок.)

  • Я сижу, едва не плача,

Очень трудная …. (задача.)

  • Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю …… (зарядку.)

  • Назовите первый звук в словах – отгадках.

IX. Итог урока

  • С какой буквой мы познакомились на уроке?

  • На что похожа буква З?

  • Охарактеризуйте звук [з ’], [з ]

X. Рефлексия

  • Сегодня к вам в гости пришла сама Зимушка-Зима. Давайте украсим её платье снежинками.

  • Выберите снежинку, которая выражает ваше настроение: красная – радость, синяя - грусть. Прикрепите снежинки на платье Зиме.