Урок 34. Тема: Звуки [з], [з’], буквы З, з
Цель: познакомить учащихся с буквами З, з, обозначающими согласные звуки [з],[з’]; совершенствовать умение читать слоги, слова, предложения со звуками [з],[з’]; совершенствовать навык осознанного, орфоэпически правильного чтения « по цепочке», в парах; навык выборочного, хорового чтения; содействовать развитию связной устной речи, внимания, творческих способностей детей; создавать условия для развития желания изучать природу родного края, охранять ее богатства.
Оборудование: учебник; предметные картинки; демонстрационные карточки с печатными буквами З, з; касса букв; плакат с буквами; ленточки, снежинки для рефлексии; плакат с изображением Зимы
Ход урока
I. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Т. Козлова
II. Речевая, артикуляционная, дыхательная разминка
Соедините руки перед грудью, согнув их в локтях. Быстро вдохните, отводя руки назад, чтобы лопатки соединились. На выдохе медленно возвращайте руки в исходное положение, одновременно произнесите звук: с- с- с.
Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Ззз… произнесём.
А. Шутова
(Перед чтением дети должны сделать вдох, а на выдохе – повторять слова за учителем.)
Ма- ма – ма - вот идет зима.
Му- му- му – любим мы зиму.
Ок -ок- ок – на землю падает снежок.
Зя- зя- зя – нам болеть нельзя
III. Повторение изученного материала

IV. Подготовка к восприятию нового материала
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом
Всё покрылось серебром.
(Зима и зимние месяцы)
(Учитель может показать картинку с изображением Зимы.)
V. Усвоение новых знаний
Произнесите слово зима.
Какой первый звук слышим в этом слове?
Произнесите звук [з’].
Легко ли проходит воздух? (Воздушная струя встречает препятствие)
Он гласный или согласный? (Согласный)
Твёрдый или мягкий?
Звонкий или глухой?
Каким цветом будем его обозначать на схеме?
Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес.
Дед Мороз, когда темно,
Из лесов и снежных гор
К нам приходит под окно
Рисовать на нём... (узор).
В. Волина
Ученики делают вывод: звук [з], [з’] согласный, звонкий, может быть мягким и твердым. Для обозначения на схеме используется синий или зеленый цвет.
А) обозначение звука буквами
(Учитель показывает на карточках строчную и прописную буквы З, з.)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
С. Маршак
По белому полю,
В туман и в снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога…
Е. Тарлапан
Б) нахождение буквы в Букваре (с. 71)
Найдите эту букву на клавиатуре.
Найдите печатную букву. Покажите ее друг другу.
Покажите друг другу письменную букву.
Найдите одноэтажный домик букв со звоночком. О чем напоминает рисунок звоночка? (В этом домике живут буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.)
Почему некоторые клавиши обведены двойной линией? (Здесь живут буквы, которые обозначают не один, а два разных звука.)
В каком домике поселилась буква З?
Почему клавиша буквы З обведена двойной линией? (Эта буква обозначает два разных звука)
Нажмите два раза пальчиком на клавишу и произнесите нужные звуки.
В) Графическое изображение буквы
VI. Работа по учебнику (с. 70 – 71)
(Ученики отгадывают загадки.)
На всех тельняшки. (Зебры)
Зебра – представительница лошадиного рода. Место обитания – Африка. Большие табуны зебр пасутся на открытых пространствах , не удаляясь от водопоя. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры – лев.
Выделите первый звук в слове «зебра».
Дайте характеристику звуку. ([з'] – согласный, мягкий, звонкий.)
(Учитель прикрепляет на доску кружок для обозначения звука ([з'].)
Что помогает нам определить количество слогов в слове? (Гласные буквы.)
Сколько слогов в слове зебра? (Два)
Какой слог ударный? (Первый)
Послушайте еще одну загадку:
Чем-то на быка похож,
Только помощнее,
Обитает он в лесу,
Бороду имеет! (Зубр)
Зубр – самое крупное стадное животное. Рост его от 2 до 4 метров, а
вес – 1,5 тонны. Но, не смотря на это зубр – это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. На территории Беларуси есть место – заповедник Беловежская пуща. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена.
Выделите первый звук в слове «зубр».
Какой он? (Согласный, звонкий, твердый)
Кто изображен на третьем рисунке? (Золушка)
Какой звук обозначен буквой З в слове? (Звук [з])
Какая буква используется для обозначения имени героини – большая или маленькая? (Большая буква)
Встаньте, пожалуйста, те ученики, чьи имена или фамилии начинаются со звуков [з], [з’].
Какая буква понадобится для записи имени или фамилии - большая или маленькая?
Название какого белорусского города начинается звуком [з]? (Заславль)
Когда еще будете использовать большую букву? (Большая буква пишется в начале предложения.)
Давайте научим дружить новые согласные звуки с гласными. Будем соединять звуки [з], [з’] с гласными звуками.
Я буду называть гласный звук, а вы – слог «согласный + гласный»
(Ученики соединяют звуки. Получаются слоги зо, за,зу.)
Учитель предлагает найти на картинках ответы к загадкам.
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла ….. (зима).
«Кто же мы? – узнайте сами.
Тоже травку мы жуем,
Тоже молоко даем. (Козы)
(Учитель обращает внимание на подсказки – цвет букв, дуги и картинки.)
Кто изображен на картинке? (Нечитайкин)
Нечитайкин перепутал подписи к картинкам.
Прочитайте вопрос. (Так ли?)
(Дети находят ошибки. (Котенок спит под столом на табурете. Котенок влезает в сумку.)
VII. Физкультминутка.
Носом - вдох,
А выдох - ртом,
Дышим глубже….
А потом марш на месте,
Не спеша - как погода хороша!
Не боимся мы пороши-
Ловим снег - хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам-
Снега хватит нам и вам!
В. Волина
(Ученики декламируют стихотворение, выполняя движения.)
Рассмотрите картинки.
Как вы думаете, кто Мурзик? (Кот.) А кто Тузик? (Собака.)
Давайте прочитаем текст и проверим ваше предположение.
Чтение текста учащимися
Анализ текста
Прочитайте, где уснул Тузик.
Прочитайте, что сделала Лиза.
VIII. Закрепление изученного материала.
Нелетающий зонт
Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит – прямо из зарослей на него волк смотрит злющими- презлющими глазами.
- З –з - западня, - затрясся заяц, - убегать поздно. Встану- ка я на пенек под зонтик, может волк меня за г-г-гриб п- п- примет.
Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится.
А волк потихоньку сзади подходит…
И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.
Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.
- Давай, давай! Нажимай! – кричит заяц. – Зарядкой надо заниматься – быстрее бы бегал!
Плюнул волк. Видит – не догнать ему зайца.
Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц.
Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!
- Ах, козел! – рычит. – Нелетающий зонт продал!
И весь зонт зубами разорвал.
Г. Юдин
То зовет всех в класс ….. (звонок.)
Очень трудная …. (задача.)
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …… (зарядку.)
IX. Итог урока
X. Рефлексия
Сегодня к вам в гости пришла сама Зимушка-Зима. Давайте украсим её платье снежинками.
Выберите снежинку, которая выражает ваше настроение: красная – радость, синяя - грусть. Прикрепите снежинки на платье Зиме.