Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ялтинская средняя школа №4» муниципального образования
Городской округ Ялта Республика Крым
План-конспект
урока обучения грамоте
на тему: «Повторение – мать учения.
Повторение и обобщение материала, изученного в добукварный период »
Подготовила:
учитель начальных классов
Павленко Т.К.
г. Ялта
2015
Тема урока чтения: Повторение – мать учения. Повторение и обобщение материала, изученного в добукварный период (с.18-20).
Целевые установки уроков.
Из планируемых результатов наиболее значимыми являются следующие:
Предметные результаты:
учащийся повторяет и закрепляет понятия о предложении, слове, слоге, звуках речи, гласных и согласных звуках, роли гласных в образовании слогов, слоге-слиянии, согласных вне слияния; тренируется в составлении схем, в подборе слов в соответствии со схемами; моделирует слова в соответствии со схемами; совершенствует диалогическую форму устной речи в ходе дискуссии и монологическую в ходе пересказа сказок.
Метапредметные результаты:
учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает закрепление в памяти базовых предметных понятий; работает со знаково-символическими средствами представления информации (схемами предложений, слого-звуковыми схемами); осваивает регулятивные УУД в ходе рассказывания знакомых сказок, осваивает начальные формы познавательной рефлексии в ходе обобщения изученного материала.
Личностные результаты:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
учащийся принимает и осваивает социальную роль обучающегося, развивает у себя мотивы учебной деятельности и формирует личностный смысл учения в ходе обсуждения темы урока.
Оборудование:
у учителя: классная доска и цветные мелки или интерактивная доска, словари, путевые дневники
у учеников: раскраски цветов
Ход урока:
Организационный момент.
– Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их:
1, 2, 3, 4, 5
Нам урок пора начать.
Прозвенел для нас звонок.
Он зовёт нас на урок.
Всех приветствует везде
Наш весёлый 1 "Б".
Целеполагание.
– Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие. А какое – вы нам сейчас скажете, собрав пословицу из рассыпанных слов.
Повторение – мать учения.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Сегодня мы познакомим наших гостей с тем, что мы узнали и чему научились.
– А что нам понадобится для путешествия, чтобы не заблудиться?
– Компас, карта.
– Вот она, карта нашего путешествия.
– Давайте изучим наш маршрут:
«Аз да Буки, а там и науки"
Сказка ложь, да в ней намёк!
Звуковичок
Спортивная
Станция «Гид»
Итак, в путь.
Работа над темой урока.
– Итак, в путь.
«Аз да Буки, а там и науки"
– Давайте прочитаем название первой остановки и попробуем его объяснить. А как называется наш первый учебник по чтению? Почему он получил такое название?
– Станция называется «Аз да Буки, а там и науки"…
– Наш учебник называется Азбука.
– Объяснение названия…
– Откуда мы это узнали?
– Мы узнали происхождение слова азбука из этимологического словаря.
– Вы справились с заданием, и за это вам вручается пропуск на следующую станцию.
Сказка ложь, да в ней намёк!
– Как называется вторая станция?
– На иллюстрациях азбуки мы встречались со сказочными персонажами. Давайте вспомним, что это были за сказки.
– Наши сказочные герои прислали нам телеграммы. Сейчас мои помощники помогут их прочитать.
Помощники читают телеграммы. Дети отгадывают автора.
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите! (Муха-Цокотуха)
Спасите! Нас съел Серый Волк! (Волк и семеро козлят)
От дедушки ушёл, от бабушки ушёл, скоро буду у Вас! (Колобок)
Купил семена. Приезжайте тянуть. ( "Репка")
Помогите! Заигралась сестрица, унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
Я живу без всякой славы средь зелёные дубравы у семи богатырей. (Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях)
– Молодцы, хорошо знаете сказки.
– А на какие 2 группы можно их разделить?
– На русские народные и авторские, волшебные, бытовые и о животных.
– Кто написал Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях, о Мухе-Цокотухе?
– Кто помнит настоящую фамилию Корнея Ивановича Чуковского?
– Николай Иванович Корнейчуков.
– Что такое псевдоним?
– Вы справились с заданием, и за это вам вручается пропуск на следующую станцию.
3) – Отправляемся дальше.
– Закройте глазки. Послушайте звуки вокруг. Что услышали? Назовите. А что помогает нам услышать?
* Ушки.
- Правильно. Эти звуки живут вокруг нас. Мы их только слышим.
– А есть звуки, которые мы произносим. Где, в каком домике они живут?
– В ротике.
– Как мы называем и те и другие звуки.
– Речевые и неречевые.
–На какие группы делятся речевые звуки?
– Они делятся на гласные и согласные.
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– Гласные звуки можно пропеть и когда мы их произносим, воздух не встречает во рту препятствий. Мы слышим голос.
– Какая бывает речь?
– Устная и письменная.
– Назовите их отличие.
– Письменная речь – пишем и читаем, устная речь – произносим, говорим и слышим.
– Из чего состоит наша речь?
– Она состоит из предложений.
– Что выражает предложение?
– Предложение выражает законченную мысль.
– Какие предложения бывают по интонации?
– Громкие и негромкие.
– А по цели высказывания?
– Вопрос, просьба, сообщение чего-либо.
– Перед экскурсией нам нужно набраться сил, поэтому давайте выполним физминутку.
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами.
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья.
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись,
И опять мы улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали, не торопясь,
В школу, к знаниям стремясь.
– Недавно мы с вами были на экскурсии, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы провели небольшую экскурсию для наших гостей.
– Как называется профессия человека, который проводит экскурсии?
– Экскурсовод.
– А наша станция называется «Гид». Гид и экскурсовод – слова, близкие по значению. Как называются такие слова?
– Синонимы.
– Думаю, что не все знали значение слова гид. Где это можно узнать?
– В толковом словаре.
– Экскурсию мы провели. А теперь, дети, вам даю задание: составьте предложение со словом роза. Начертите, пожалуйста, схему предложения. Объясните схему. (Начало предложения, конец, предложение состоит из слов, прочтение предложения с разной интонацией и целями.)
Н-р, Роза красивый цветок.
– А когда мы ещё используем заглавную букву?
– ФИО, клички животных, название географических объектов.
Соотнесите слово роза со схемой и объясните ваш выбор.
– В слове роза 2 слога, 4 звука, 2 гласных. Слоги-слияния. Ударение падает на 1-ый слог. (фонетический разбор, сколько в слове гласных, столько и слогов. )
Что такое ударение?
– Это когда один гласный произносится с большей силой.
– В каких словах мы не ставим ударение?
– Если в слове 1 гласная буква или 1 слог или буква ё.
«Позиционная дискуссия»
– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А как считаете вы? Почему?
Работа на уроке была плодотворной, потому что…
Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …
Однако мы не узнали о …
Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…..
– За выполненное задание вы получали букву. Давайте попробуем составить из них слово. Какое слово получилось?
– Подарим букет нашим гостям. Раскрашивайте цвета, и мы составим из них один большой букет.
7