СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения И.Куприн "Слон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1. Создать ситуацию сопричастности, сочувствования, настроить на эмоционально – чувственное восприятие художественного текста. 2. Формировать навыки исследовательской работы: умение строить предположения и вести доказательства. 3. Развивать навыки грамотного, выразительного чтения, умения анализировать прочитанное и делать выводы.

Задачи урока.

·        Продолжить знакомство с биографией А.Куприна, расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;

·        Учить правильному и осознанному чтению, учить ориентироваться в тексте.

·        Учить понимать поступки и состояние героев;

·        Совершенствовать умение давать характеристику персонажа.

·        Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.

·        Обогащать словарный запас через работу с толковым словарём;

·        Способствовать формированию читательской компетенции.

·        Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.

·        Учить эмоциональному восприятию текста.

Планируемые результаты:

·        Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

·        Читать по ролям; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;

·        готовить творческий пересказ.

Оборудование: учебник (2-я часть); компьютер с проектором для показа презентации.

                                                      Ход  урока.

 

1 Оргмомент.

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растет.

Память моя крепка.

Я хочу учиться.Яготов к работе.

 

2.Постановка цели урока. Сегодня на уроке мы будем изучать произведение писателя 19 века, о котором друг составил такие строки: Спустился ты на дно морское, Поднялся ты за облака- Из четырёх стихий в покое Огонь оставил ты пока! - О ком эти строки? - Послушайте некоторые сведения из биографии этого известного русского писателя. (О Куприне А.И. рассказывают заранее подготовленные дети)

 

Он жил в постоянном движении, поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена Романенко, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме. А однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и попал в авиационную катастрофу. Он любил жизнь, любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и близкие знакомые были удивительными людьми: борей Иван Поддубный, дрессировщик Анатолий Дуров, клоун Жакомино, певец Федор Шаляпин…. Но не все из них знали, каким было детство.

 

В своих воспоминаниях А.И.Куприн писал: «Бывало в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул в пансион. Все серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день еще крепишься кое-как… Но когда настанет вечер и возня в полутемной спальне уляжется,… какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой думой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…»

-История эта не совсем обычная. И в то же время, читая рассказ, мы понимаем, что это могло произойти на самом деле. -Неужели слону удаётся вылечить девочку? Как ему это удаётся? На эти вопросы мы попытаемся ответить в конце урока.

3.Работа над первой частью произведения.  Итак, перенесёмся в дом, где живёт девочка Надя с мамой и папой. Какая же обстановка царит в этом доме?

-Как вы думаете,почему заболела девочка? - Поделитесь своими мыслями. Какое настроение создаётся у нас?  -А если бы у вас были краски, то какими бы цветами передали это настроение? (На доске выкладываются квадраты из цветной бумаги, соответствующие  настроению прочитанного отрывка).

 4.Работа над 2 частью произведения. -Родители переживают из-за болезни дочери?  -Прочитайте момент, как переживает папа. (Выборочное чтение) -Отчего же заболела маленькая Надя? (Ей было скучно, она страдала от одиночества) -Девочка угасает с каждым днём от одиночества, чувства незащищённости. -Но однажды девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит в окно и внимательно на маму

 - Задаю вам сложный вопрос: «Почему девочке захотелось увидеть именно слона?» Какое странное желание!(Ей нужен большой друг, защитник).

5. Работа над 3 частью произведения.

-КАК РЕАГИРУЕТ ПАПА ? .(Чтение по ролям)

-Почему девочке не понравился игрушечный слон?

- Через 2 часа папа сидит в зверинце и смотрит за выступлением животных

 -Что видит папа и какие чувства испытывает? (пересказ от лица папы). - Как отреагировал хозяин – немец на просьбу Надиного отца? - Но почему немец уступил? - В чём трудность доставки? На доске написаны меры веса и размер: аршин-71 см пуд -16 кг 38 г  высота слона – 4м  длина – 3 м 55 см вес – 2 т - Как Надя ждала слона?

 

Физминутка «Розовый слон» 6.Работа над 4 частью произведения.

-И вот слона ночью ведут к девочке (Видео)

-Каким Надя увидела слона?

-Какими ещё качествами обладают слоны?

7.Работа в парах.(Выделить и записать из текста качества,присущие для слонов) - Какие отношения складываются между девочкой и слоном?

- Какие впечатления остаются от встречи у девочки и у слона?

- Какой сон увидела Надя после встречи со слоном?(прочитайте отрывок)

-Что произошло с девочкой? - Кем стали девочка и слон? (Друзьями) Недаром говорится: Дерево сильно корнями,а человек друзьями. Чтение пословицы, записанной на доске. 7. Вывод. Ответим на вопросы, поставленные в начале урока: - Сумел ли слон вылечить девочку? - Как же ему это удалось? (Он стал другом. А настоящий друг – это большое счастье.) - С каким настроением читаем окончание рассказа? - Какие краски (цвета) надо взять теперь? (Цвета радости, жизни. Не надо падать духом и отчаиваться). 8. Итог урока.  Какой вывод можно сделать после чтения произведения А.Куприна?