КС(К)ОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии
Урок чтения и развития речи
в 8 классе по теме:
« Проявление русского характера
в рассказе А. Н. Толстого
«Русский характер»
Учитель русского языка и чтения
Марушева Н. Э.
п. Ибреси– 2015
ЦЕЛЬ: Показать учащимся на примере произведения А.Н. Толстого, как выковывался и закалялся русский характер в горниле кровопролитных битв Великой Отечественной во
Задачи:
- рассмотреть тему и главную мысль рассказа, изучить эпизод из истории страны и жизни целого народа;
- проанализировать поступки главных героев произведения и понять, кто же такой русский человек;
-коррекция недостатков развития устной речи путём анализа содержания текста;
- воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.
Оборудование: презентация, выставка книг, текст произведения, иллюстрации.ОБОРУДОВАНИЕ: карта «Разгром немецко-фашистских войск под Курском»; иллюстрации эпизодов рассказа А.Н.Толстого «Русский характер»; выставка книг «Солдаты огненной земли» Проектор, компьютер , музыкальный центр.
Ход занятия:
Организационный момент.
И от пуль невредим, и жарой не палим,
Прохожу я по кромке огня.
Видно, мать непомерным страданьем своим
Откупила у смерти меня.
Испытало нас время свинцом и огнем.
Стали нервы железу под стать.
Победим.
И вернемся.
И радость вернем.
И сумеем за всё наверстать. (Алексей Сурков. 1942 год)
Сегодняшний урок я начала с отрывка из стихотворения Алексея Суркова «1942 год». Он полностью перекликается с рассказом А. Н. Толстого «Русский характер».
Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы собрались на необычный урок, это урок-посвящение тем, кто почти 70 лет назад боролся с фашизмом за свободу и независимость нашей страны. И победил, победил, несмотря на тяжелейшие четыре года жестокости и ненависти, крови и бедствий, но также любви и милосердия.
Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.Н.Толстого
"Русский характер". Ребята, вы уже знаете, чт
Писателя занимает вопрос, как раскрылся русский национальный характер в тяжелые годы испытаний, что помогло людям не только выжить, но и победить в жестокой схватке с опытным врагом.
В течение всего урока мы постараемся ответить на эти вопросы.
- Итак, мы знаем, что автором рассказа является Алексей Николаевич Толстой.
- Что случилось с Егором Дремовымвходе танкового сражения? (Он получил сильные ожоги и ранения, но выжил)
- В какой битве он получил увечья? (В Курской битве)
- Покажите на карте город Курск. Послушайте историческую справку о Курской битве.
Сообщение о Курской битве (готовит учащийся).
Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы она не имеет себе равных.
12 июля 1943 года произошло крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Это сражение выиграли советские воины.
7. Чтение стихотворения Н. Истомина
«Прохоровка» учащимися.
- Какие картины изображает поэт?
(Автор пишет о тяжелых дорогах, по которым продвигались наши танки, о выгоревшей земле, выжженных пшеничных полях, об упорстве насмерть стоявших бойцов.)
Настоящим героем Курской битвы стал советский танк Т-34. Лучшего танка за все время войны не было ни у одной страны. На танке Т-34 воевал Егор Дрёмов до ранения.
В ходе Курской битвы были освобождены города Орел, Белгород, Харьков.
В честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют.
Битва на Курской огненной дуге завершилась победой советский солдат. За мужество и героизм свыше 100 тыс. воинов – участников битвы на Огненной дуге были награждены орденами и медалями.
- Какое звание получил за эту битву Егор Дрёмов?
- За что присваивали это звание?
Сообщение о звании Герой Советского Союза (готовит учащийся).
Герой Советского Союза — высшая степень отличия. Это почётное звание присваивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий
Дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда»
Вывод учителя:
- Курская битва явилась для Егора границей между той жизнью, где он - молодой, отважный, красивый внешне, и другой, где он - молодой, отважный, но уродливый внешне.
- Что пережил Егор в госпитале?(В госпитале Егору делали многочисленные пластические операции для спасения его жизни.Эти операции очень обезобразили его лицо.)
- Как ощущал себя при этом Егор Дрёмов?
Работа с текстом
- Вот состояние Егора. А как отнеслись к его увечью окружающие?
(Медсестра и генерал отводят глаза от лица героя).
- А что же близкие? Кто ждёт его дома?
Сообщение о семье героя (готовит учащийся).
- Семья Егора Дрёмова жила в приволжском селе Саратовской области. Сам Егор так говорил о своём отце: "Отец мой - человек степенный, первое - он себя уважает. Ты, говорит, сынок, многое увидишь на свете и за границей побываешь, но русским званием - гордись...".
Очень любил Егор Дрёмов свою мать - Марью Поликарповну - тихую, неторопливую, добрую женщину. Она была настоящей русской женщиной, вынесшей на своих хрупких плечах все тяготы и невзгоды войны.
У этих людей, живших в тылу и приближавших победу, свой стойкий мужественный характер, настоящий русский.
Работа с текстом.
- Почему Егор, очень хотевший повидать семью, при встрече с отцом и матерью представился другом их сына? (Он не хотел причинить душевную боль родителям и боялся, что его внешнее уродство заставит отвернуться от него невесту)
- Мать и отец Егора Дрёмова (слайд 29) и невеста Катя Малышева (слайд 30) сначала не понявшие обмана, всё - таки сердцем почувствовали, что к ним приезжал их Егор. Как поступила мать? (Мать написала письмо сыну, с просьбой сказать правду о приезжем.)
(Чтение письма от матери).
Физкультминутка.
- Сейчас проведем небольшую минутку отдыха, закройте глаза, расслабьтесь, спинку откиньте на стул, руки положите на колени. Думайте о хорошем. Постарайтесь представить себе будущую встречу Егора и Кати. Они стоят рядом, смотрят друг на друга любящими глазами, говорят ласковые добрые слова. Не могут налюбоваться, не могут поверить в то, что они преодолели все тяготы разлуки и теперь всю жизнь будут вместе, неразлучно.
А теперь откройте глаза, вдохните, выдохните, встряхнитесь. Продолжаем работать.
Что же случилось после письма?
(Встреча с матерью и Катей, см. текст.) -Какими предстают здесь герои? Что помогло им встретиться вновь? (Чтение по ролям)
И, конечно же, Катя Малышева - невеста Егора, единое целое с его семьёй. Девушка, которая любит Егора не за красивую внешность, не за богатство, а за душевную красоту. Она верна своему жениху, каким бы он ни был - красивым или уродливым. Если Катя сказала, что будет ждать, - дождётся, хотя бы он вернулся на одной ноге.
- Какие черты характера проявились в поступке Кати Малышевой? (мудрость, способность любить и видеть прекрасное не в лице человека, а в его поступках)
- Как вы думаете, прав ли был Егор Дрёмов, скрывая от близких своё несчастье? Объясните почему? (…..)
6. Обобщение материала.
- Сегодня на уроке мы много раз употребляли слово "характер". А что же оно обозначает? (см. слайд)
- А что же такое русский характер?
- А как об этом говорит сам Толстой? (см. слайд и текст)
- Давайте вернёмся в начало урока и посмотрим на эпиграф, слова историка и писателя 18 века о русском народе. Как вы понимаете их? (Обращение к эпиграфу)
- В каких словах рассказа заключается его главная мысль?
- В чьих поступках проявился русский характер?
- Чем красивы поступки этих людей?
4. Итог урока.
- Посмотрите по сторонам, вокруг прикреплены слова, обозначающие различные характеры людей. Выберите из них те черты характера, которые, по вашему, можно отнести к национальному русскому характеру.
- Объясните, как вы понимаете слова «Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа»
Н.М. Карамзин
- Прочитайте последний абзац рассказа.
- Как слова Карамзина подтверждают последние строки рассказа?
-А сейчас я вас хочу познакомить с удивительным фильмом "Баллада о солдате". Судьба героя фильма очень похожа на судьбу Егора Дремова. Япокажу вам самый драматичный эпизод из этого фильма. В этом фильме другие герои, но идея и сюжет очень схожи. И у этих героев очень сильный характер. Посмотрите небольшой отрывок из фильма и скажите, в чем же сила русского характера?
Сегодня мы познакомились с рассказом "Русский характер", с главным героем Егором Дрёмовым. Но ведь Егор не один. Сколько их, танкистов, горевших в танках, летчиков, горевших и погибавших в самолётах, пехотинцев, разведчиков, связистов, героев, которые отдали свою жизнь за наше счастье. И сегодня мы отдаём дань памяти всем героя Великой войны. Минута памяти.
(Слайд Вечного огня. Песня из кинофильма "Офицеры")
7. Домашнее задание.
Выбрать и посмотреть любой фильм о Великой Отечественной войне, определить главную мысль фильма, охарактеризовать героев.