СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения по теме В.Осеева "Хорошее" 2 класс "Гармония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой  «Хорошее».

 

Задачи:

1.Образовательные:  познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа, дать характеристику главного героя произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения.

2. Развивающие:  развивать воссоздающее и творческое воображение,  развивать читательский и познавательный интерес,  развивать стремление расширить свой кругозор, развивать умение оценивать свою работу.

3. Воспитательные:  воспитывать  нравственные качества личности ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки, чувство доброго отношения к людям,  воспитывать наблюдательность,  воспитывать  интерес к рассказу, как к жанру.   

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения по теме В.Осеева "Хорошее" 2 класс "Гармония"»

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Гармония"

Тема урока: В. Осеева «Хорошее»


Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой  «Хорошее».


Задачи:

1.Образовательные:  познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа, дать характеристику главного героя произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения.

2. Развивающие:  развивать воссоздающее и творческое воображение,  развивать читательский и познавательный интерес,  развивать стремление расширить свой кругозор, развивать умение оценивать свою работу.

3. Воспитательные:  воспитывать нравственные качества личности ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки, чувство доброго отношения к людям,  воспитывать наблюдательность,  воспитывать  интерес к рассказу, как к жанру. 
Оборудование: учебник чтения - с.6-7; презентация.

Ход урока:

I. Орг. момент

- Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!


II. Настройка на урок

- Урок литературного чтения. -Для того чтобы получить знания на уроке и уметь ими пользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?


- Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое, вам, ребята, необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.


III. Подготовка к работе


1) Разминка речевого аппарата

- На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. Посмотрите на экран. Прочитайте и скажите, что это? СЛАЙД 2


Про пёстрых птиц поёт петух,  

Про перья пышные, про пух.


- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция. Это упражнение для дикторов радио и телевидения, ораторов.)

- Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)

- Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.


2) Подготовка к изучению нового материала


- Я не зря подготовила для вас именно эту скороговорку.

- О ком говорится в скороговорке? (О петухе)

- Недавно мы с вами читали одно произведение, где одним из героев тоже был петушок, который так любил свою хозяйку, но хозяйка эта не очень хорошо поступила с ним и другими своими друзьями.

- Догадайтесь, о коком рассказе идёт речь? А кто его автор? СЛАЙД 3


"Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:

- Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!" (В.Осеева "Добрая хозяюшка")

- Итак, о ком будем говорить на уроке? (О В.Осеевой)

- Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете? (Наверно, узнать что-то новое об Осеевой, прочитать и проанализировать новый для нас рассказ.)


IV. Изучение нового материала


1. Знакомство с творчеством В. А. Осеевой


- Ребята подготовили сообщение о творчестве этой писательницы, а вы послушайте и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чём она писала рассказы. СЛАЙД 4


1 ученик:

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. В 35 лет она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело".


2 ученик:

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.


- Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)


3 ученик

Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

Осеева прожила 67 лет. СЛАЙД 5


- Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.

Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нем не думала.

Мама огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

В.Осеева. (Из предисловия к книге:

Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.)


-Чему хотела научить детей В.А.Осеева?

- О чём, о ком её рассказы, догадались? ( О детях, их хороших и плохих поступках)


-С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, прочитайте (на слайде)? СЛАЙД 6

-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?

-Что означает слово «хорошо», "хороший"? (Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым поведением говорят, что он хороший.)


2. Работа над рассказом "Хорошее"


1) Первичное чтение рассказа (учитель) (у детей учебники закрыты)

- Я прочитаю рассказ ,а вы подмечайте всё хорошее в этом рассказе.


Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

-Предположите, что будет дальше?


— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?


— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?


— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?


2) Проверка первичного восприятия.


-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?


- Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом? (мысли, желания)

- А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)


3) Чтение рассказа детьми

А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?

- Откройте учебники на с. 34. Читаем по частям.


4) Гимнастика для глаз.

- После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.


Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.


Представьте себе, что ваш нос стал длинным и вы можете им рисовать. Закрываем глаза, и с закрытыми глазами нарисуйте что-нибудь хорошее, красивое.



5) Анализ произведения. Выборочное чтение:


- Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.


- Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?

- В какое время суток происходит действие рассказа?

- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.

- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Есть ещё слово сестра. А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка?

Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

Что можете сказать об этой мечте?

- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)


-А теперь посмотрим на его поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой?  (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)


- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)


- Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?


- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.

- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

- Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?

- Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?


- В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».

-Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа? (Чтобы дети сами догадались, что надо Юре сделать.)


- Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему. Наша физминутка так и называется "Помогаем маме".




5) Физминутка

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)


6) Работа в парах по характеристике Юры

- Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.

-Хотел ли Юра что-то сделать для себя?

-Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

-Кто такой герой?

А если вы не знаете значение слова, но хотите узнать, как это можно сделать? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)

-Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.

-Что сестрёнка испытывает в этот момент?

-А что испытали бы няня, Трезорка, если бы Юра им помог?

-О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?

(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

-Как считаете, можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?


-Почему Юра не заметил простых дел: погулять с сестрёнкой, убрать посуду, дать попить собаке?

-Какой же был Юра?


- На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества, которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.


Смелый +

Мужественный +

трусливый

Непослушный +

послушный

жадный

вежливый

весёлый

Грубый +

думающий о себе +

внимательный

Заботливый +

Добрый +

- Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.


7) Составление плана рассказа


- Посмотрите, ребята, на экран. Что вы видите? (Картинный план) СЛАЙД 7

- Придумайте название для каждой картинки.


- Составим план к этому рассказу.

1ч. Юрик проснулся. (Захотелось Юрику сделать что-то хорошее.)

2ч. Просьба сестрёнки.

3ч. Нянина просьба.

4ч. Трезорка хочет воды.

5ч. Совет мамы.


8) Работа с пословицами ( в парах)


- На уроках чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. СЛАЙД 8

- Какие пословицы подходят к этому рассказу? Объясните.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

  • Не мил свет, когда друга нет.

  • Вежливости открываются все двери.


V. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

- Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)

- Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили ?

- А какие хотели бы совершить?

- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?


- Теперь потренируемся: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.

Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать?

-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» 

-Да! Да! Да!

- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. - Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".


- Все рассказы В.А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их. СЛАЙД 9


VI. Домашнее задание

Пересказ от имени Юры. Если надо измените концовку текста.


VII. Самооценка

-Оцените своё состояние после урока: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока». СЛАЙД 10

Интересно - не интересно

Не устал - устал

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался

Волновался на уроке - не волновался


VII. Выставление оценок




7