СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-дебаты по теме "Искусственный интеллект ведет к бездуховности и потере культуры"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока-дебатов по теме "Искусственный интеллект ведет к бездуховности и потере культуры" представлен по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/uVEfeuJUrb2iNQ 

Просмотр содержимого документа
«Урок-дебаты по теме "Искусственный интеллект ведет к бездуховности и потере культуры"»

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской

области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

(ГГТУ)

Промышленно-экономический колледж



Методист ПЭК ГГТУ

______________/ Столетова И.В./







Открытый урок по теме:

«Искусственный интеллект ведет к бездуховности и потере культуры»

ПД.03 Информатика

для обучающихся по специальности

54.02.01 Дизайн (по отраслям)








Подготовила: Суслова К.Д., преподаватель ПЭК ГГТУ




«Рассмотрено и утверждено»

На заседании ПЦК общих гуманитарных и

социально- экономических дисциплин

Протокол №_3_от «_22_» _ноября_2024г.

Председатель __________/Борисова О.В./







2024 год

План урока

Дата урока

«25» ноября 2024 г.

Уровень усвоения

2

Тема урока

«Искусственный интеллект ведет к бездуховности и потере культуры»

Цель урока

Выявить пользу и вред искусственного интеллекта

Методическая цель

Показать методику организации учебной деятельности при использовании активных методов и интерактивных технологий обучения

Задачи урока

  • Обосновать основные составляющие информационной культуры человека.

  • Развивать у обучающихся, логику, лингвистические и творческие способности, системное видение проблемы, видение взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения.

  • Учить самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по конкретной проблеме.

  • Воспитывать у обучающихся толерантность, культуру спора.

Результаты освоения

OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Тип урока

Урок обобщения и систематизации

Вид урока

Урок-дебаты

Пед. технология

(элементы технологий), если применяется на уроке

  • Дебаты Карла Поппера (школьные дебаты)

  • Кейс-технологии (Х.К. Лэнгделл)

  • Технологии группового взаимодействия (Ривин А.Г., Архипова В.В., Дьяченко В.К.)

  • Проблемный урок (Джон Дьюи)

Метод урока

Словесный, наглядный, практический

Средства обучения

  • компьютер с операционной системой МS Windows

  • мультимедийный проектор

  • презентация;

  • раздаточный материал;

  • слово учителя

Структура урока

(с указанием отведенного времени)

1. Организационный момент (2 мин)

  • проверка явки обучающихся, готовности к уроку;

  • сообщение темы и цели урока.

2. Основная часть:

  • мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока (5 мин.)

  • проверка опережающего задания (выступление групп с заранее подготовленными аргументами) (48 мин.)

  • самостоятельная работа - заполнение таблиц (5 мин.)

  • контроль результатов самостоятельной работы – проверка выполненных заданий (8 мин.)

3. Заключительная часть:

  • рефлексия – подведение итогов дебатов, актуализация выводов по проделанной работе. (10 мин.)

  • итог урока с оценкой о проделанной работе (1 мин.).

  • сообщение задания по внеаудиторной самостоятельной работе (2 мин.)

Источники информации

  1. Цветкова, М. С. Информатика : учебник для студентов СПО / М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. – 6-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 350 с. – (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-4468-8663-0. - Текст : непосредственный.

  2. Остроух, Андрей Владимирович. Основы информационных технологий / А. В. Остроух. – 4-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 207 с. – (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-4468-9337-9. - Текст : непосредственный.

  3. Угринович, Н.Д. Информатика. : учебник / Угринович Н.Д. — Москва : КноРус, 2020. — 377 с. — (СПО) URL: https://book.ru/book/932057. - — Текст электронный.

  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://window.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана.

  5. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://biblioclub.ru/, свободный. – Загл. с экрана.



Предмет: Информатика

Группа: Д.24А (подгруппа)

Для проведения данного занятия необходимо 2 спаренных урока по 45 минут.

Оформление доски: на доске записана тема дебатов, а также три основных принципа дебатов, которых должны придерживаться все участники дебатов:

Принцип первый: атаковать аргументы оппонентов, но не самих оппонентов.

Принцип второй: быть честным во всем, уметь признать ошибку.

Принцип третий: Проигравших нет. Обучение имеет большее значение, чем победа.

Этапы проведения урока:

1. Подготовительный:

  • организационный этап;

  • сбор информационно-аналитического материала по проблеме для каждой команды;

  • формирование команды;

  • решение организационных вопросов

Тема объявляется в качестве домашнего задания не менее, чем за неделю всем учащимся.

Определяются составы команд (лучше по желанию, в противном случае – по жребию).

(Команды могут быть определены и непосредственно перед игрой)

Дома игроки нарабатывают как защиту, так и опровержение темы.

В ходе обсуждения участникам команд предлагается записать аргументы своей команды в левый столбец таблицы, а возможные аргументы оппонентов – в правый.

Наши аргументы (3-4 аргумента)

Аргументы оппонентов (3-4 аргумента)

Создание аргумента:

Утверждение: (причина, по которой вы соглашаетесь или не соглашаетесь с темой)

Объяснение: (подробно объясните причину)

Обоснование: (содержит доказательства)

Заключение: (вновь подтвердите ваше первоначальное требование или причину)

Создание аргумента:

Утверждение: (причина, по которой вы соглашаетесь или не соглашаетесь с темой)

Объяснение: (подробно объясните причину)

Обоснование: (содержит доказательства)

Заключение: (вновь подтвердите ваше первоначальное требование или причину)

Запишите вопросы, которые вы могли бы задать оппонентам по содержанию их речи:

Заранее в качестве домашнего задания учащиеся получают задание: проработать определения основных терминов и понятий, содержащихся в данной теме (определения необходимы как отправная точка дебатов, иначе может получиться, что команды имеют в виду разные вещи, обозначаемые, одним словом). Учитель предлагает такие понятия: искусственный интеллекткультурадуховностьцивилизацияцивилизованный. Эти понятия должны быть определены обязательно, остальные понятия определяются по мере необходимости самими командами.

Термины

Определения

Источники

Искусственный интеллект

… искусственный интеллект – это междисциплинарная область исследований и набор технологий, позволяющий создавать технические системы, решающие задачи, ранее доступные только человеку. …


Искусственный интеллект, раздел информатики, в котором разрабатываются методы и средства компьютерного решения интеллектуальных задач, традиционно решаемых человеком.

В книге Романа Душкина «Искусственный интеллект»



В Большой российской энциклопедии термин ИИ

Глобализация

представляет собой процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий. В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является: интеграция была и в ледниковый период, глобализация же началась в 90-х гг. ХХ века, 10 лет назад.

Михаил Делягин, д.э.н. общественный директор Института проблем глобализации. Общая теория глобализации. АПН

Культура

Философ: Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданные и создаваемые нами в процессе эволюции. Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции и т.д. Часто термином “культура” характеризуется определенная историческая эпоха: “культура средневековья”, “современная культура” и т.п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: политическая культура, художественная культура.

Студент-ботаник: Слово “культура” восходит к латинскому cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это определенный исторически уровень развития человечества. Культура выражается в формах организации жизни людей и создаваемых ими духовных и материальных ценностях. Именно наличие культуры отличает человека от животных. Изучением культуры занимается наука культурология.

Домохозяйка: Культура – это уровень умственного и морального развития индивида. Иногда говорят – человек низкой культуры, то есть человек с низким уровнем интеллекта и/или плохими манерами.

Иллюстрированный энциклопедический словарь (2- CD, Издательство “Большая Российская энциклопедия”)

Духовность

слово "духовность" происходит от слова "Дух", которое в православно-византийском контексте означает именно Святой Дух как третью ипостась Святой Троицы. Поэтому "духовность" с первых веков христианства понималась именно как опосредованное проявление действий Святого Духа в разнообразной сфере человеческой деятельности.

словом "духовность" будет справедливо назвать только то, что освящено дыханием свыше, что носит в себе отпечаток воли Божества.

Игнатий Брянчанинов. Собрание писем., М.- СПб., 1995, c. 473, 453-454

Цивилизация

(от латинского civilis – гражданский, государственный),

  1) синоним культуры.

  2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).

  3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

  4) В некоторых социальных теориях – эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев и другие).

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.

Энциклопедия www.km.ru

Для сбора информации используются библиотеки, Интернет, мнения специалистов, опросы общественного мнения и т.д.

В начале урока вводная беседа учителя с сообщением темы и целей урока.

На экран спроецировать при помощи медиапроектора определения, найденные по теме. Уточнить определения. Представить судью и таймкипера. (10 мин)

2. Принятие групповых правил

Заранее (до урока, а лучше, на подготовительном этапе) раздать каждому памятки с критериями:

Что оценивают

Критерии оценивания

Выступление спикера

  • ролевое соответствие

  • соответствие теме

  • структурированность выступления

  • доказательность и убедительность, логичность, культура речи

  • грамотность анализа ситуации

  • соблюдение регламента выступления

  • уместность цитирования

Полемика

(ответы на вопросы)

  • ролевое соответствие

  • адекватность ответа, соответствие ответа вопросу

  • аргументированность, обоснованность ответа

  • грамотность и культура речи, эмоциональность, свобода речевого общения

  • корректность отвечающих на вопросы

  • выражение собственной позиции

Полемика

(постановка вопросов)

  • ролевое соответствие

  • соответствие теме

  • адресность

  • активность команды

  • качественная характеристика вопросов (грамотно сформулированный, продуктивный, интересный, направленный на попытку понять позицию другой стороны)

  • корректность

3. Дебаты

На этом этапе и происходят собственно дебаты.

4. Аналитический:

- получение обратной связи (опросы, беседа)

- подведение итогов

Участники Дебатов

Две команды по 4 учащихся из группы, которых называют спикерами. Одна команда защищает тему игры, она называется утверждающей, а ее спикеры обозначаются как У1, У2, У3, У4, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей, ее спикеры О1, О2, О3, О4.

Судья – приглашенный со стороны, (например, преподаватель по информатики из колледжа с большим опытом работы). Он решает, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своих позиций. Он заполняет протокол, указывает сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию, комментирует свое решение, обосновывая его.

Таймкипер – учащийся из этого класса, который следит за соблюдением регламента и правил игры.

Тренер – преподаватель информатики. Его роль следить за соблюдением участниками своих ролей, не допускать искажения смысла и структуры игры. Он следит, чтобы сохранялась позитивная атмосфера игры.

Учителю следует стимулировать подготовку к дебатам, но не создавать аргументов самому.

Тренер (учитель) следит за тем, чтобы не допускались ошибки:

При задании вопроса

При ответе на вопрос

  1. Подмена вопроса тезисом.

  2. Пропуск логического звена.

  3. Неудачная формулировка вопроса.

  4. Нарушение структуры вопроса – цепочки.

  5. Некорректная форма вопроса, переход на личный опыт.

  6. Не использование вопроса в дальнейшем командой.

  1. Необоснованное распространение краткого вопроса.

  2. Краткий ответ на открытый вопрос.

  3. Вопрос на вопрос.

  4. Логические ошибки.

  5. Переход на личный опыт.

  6. Противоречие ответа позиции команды.

1 ученик (возможно, это тот, который пропустил по болезни предыдущие уроки) становится помощником судьи, помогает ему заполнять протокол.

Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судью) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Формат дебатов

В начале проведения дебатов нужно дать до 10 минут командам для определения позиций и взаимных консультаций.

3 выступления спикеров каждой команды, 4 раунда перекрестных вопросов

Выступление У1

  • представление команды

  • формулировка темы, актуальность

  • определения ключевых понятий, входящих в тему

  • выдвижение критерия

  • представление кейса утверждающей стороны

  • заключение

5 мин

Раунд вопросов О4 к У1

 

3 мин

Выступление О1

  • представление команды

  • формулировка тезиса отрицания

  • принятие определений ключевых понятий

  • атака или принятие критерия

  • опровержение позиции утверждения

  • представление кейса отрицающей стороны

  • заключение

5 мин

Раунд вопросов У4 к О1

 

3 мин

Выступление У2

  • опровержение аргументов оппонентов

  • восстановление и развитие собственной линии

  • приведение новых доказательств и поддержек

  • заключение

5 мин

Раунд вопросов О1 к У2

 

3 мин

Выступление О2

  • опровержение аргументов оппонентов

  • восстановление и развитие собственной линии

  • приведение новых доказательств и поддержек

  • заключение

5 мин

Раунд вопросов У1 к О2

 

3 мин

Выступление У3

  • выделение наиболее важных вопросов, по которым произошло столкновение мнений; в порядке их следования в кейсе (включая столкновение критериев)

  • сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы более убедительны

  • эффектное заключение

Новые аргументы не приводятся!!!

5 мин

Выступление О3

5 мин

Тайм-аут

 

8 мин

Кейс – все, что сказано на игре одной командой (все аргументы, поддержки, примеры, конраргументация и т. д.).

Поддержки – факты, мнения экспертов, свидетельства, цитаты и т. п., которые доказывают (подтверждают) справедливость аргумента.

Критерий – понимается как цель, определяет те ценности, которые отстаивает команда, и формулирует цель, которую эта команда хочет достигнуть.

Тайм-аут – время для обсуждения во время раунда, на которое имеет право каждая команда. Тайм-аут берется в промежутках между речами или раундами вопросов. Каждая команда имеет право взять тайм-аут до 8 минут. Большую часть времени рекомендуется оставить перед речью последних спикеров команд для анализа и выявления столкновения позиций.

После того, как судья выслушает аргументы обеих сторон по поводу темы, заполняется судейский протокол см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (5 мин).

Аналитический этап урока (10 мин).

Беседа с участниками игры: что им самим понравилось, что они сами считают удавшимся, а что – не очень. Чему они научились в процессе игры. Что, возможно, хотели бы скорректировать в следующей попытке. Как они считают, были ли достигнуты цели урока?

Выступление судьи, который в своем комментарии указывает сильные и слабые стороны выступлений спикеров. Комментирует свое решение. Он в конечном итоге и объявляет, кто был более убедительным в своих доводах, кто более эффективно развивал свои аргументы.

В конечном итоге учитель должен подчеркнуть, что проигравших, в этой игре нет, так как все выиграли от того, что взаимно обогатились знанием.

Выставление оценок по пятибалльной шкале участникам дебатов.

Домашнее задание: Нарисовать инфографику на тему «как можно использовать искусственный интеллект в современной жизни».





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Судейский протокол

Судья: _____________________________________________________________

Место проведения: кабинет №41 ПЭК ГГТУ 10 корпус

Тема

Искусственный интеллект ведет к бездуховности и потере культуры

Дата 25.11.24


Утверждение

  1. У1 ________________

  2. У2 ________________

  3. У3 ________________

  4. У4 ________________


Отрицание

  1. О1 ______________________

  2. О2 ______________________

  3. О3 ______________________

  4. О4 ______________________

Спикер


Содержа

ние

Струк

тура

Способ


Общ


Спикер


Содержа

ние

Струк

тура

Способ


Общ


У1





О1





У2





О2





У3





О3





У4





О4





Лучший спикер:

Лучший спикер:

Критерий

Можно снять

У1

У2

У3

У4

О1

О2

О3

О4

Содержание










Определения

До 2 баллов









Аргументы: 1.отношение к теме

До 2 баллов









2.разнообразие

1 балл









3.глубина

1 балл









4.доказательность

До 2 баллов









Фактические ошибки

1 балл









Работа с вопросами

До 2 баллов









Особое мнение (добавляется только после вычетов)

+1 балл









Структура










Соответствие роли спикера

До 3 баллов









Логика построения речи

До 3 баллов









Структурированность выступления

До 3 баллов









Соблюдение регламента










Особое мнение (добавляется только после вычетов)

+1 балл









Способ










Культура речи

До 3 баллов









Культура общения

До 3 баллов









Корректность

До 3 баллов









Особое мнение (добавляется только после вычетов)

+1 балл