Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской
области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Промышленно-экономический колледж
Методист ПЭК ГГТУ
______________/ Столетова И.В./
Открытый урок по теме:
«Искусственный интеллект ведет к бездуховности и потере культуры»
ПД.03 Информатика
для обучающихся по специальности
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Подготовила: Суслова К.Д., преподаватель ПЭК ГГТУ
«Рассмотрено и утверждено»
На заседании ПЦК общих гуманитарных и
социально- экономических дисциплин
Протокол №_3_от «_22_» _ноября_2024г.
Председатель __________/Борисова О.В./
2024 год
План урока
Дата урока | «25» ноября 2024 г. | Уровень усвоения | 2 |
Тема урока | «Искусственный интеллект ведет к бездуховности и потере культуры» |
Цель урока | Выявить пользу и вред искусственного интеллекта |
Методическая цель | Показать методику организации учебной деятельности при использовании активных методов и интерактивных технологий обучения |
Задачи урока | Обосновать основные составляющие информационной культуры человека. Развивать у обучающихся, логику, лингвистические и творческие способности, системное видение проблемы, видение взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения. Учить самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по конкретной проблеме. Воспитывать у обучающихся толерантность, культуру спора. |
Результаты освоения | OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации |
Вид урока | Урок-дебаты |
Пед. технология (элементы технологий), если применяется на уроке | Дебаты Карла Поппера (школьные дебаты) Кейс-технологии (Х.К. Лэнгделл) Технологии группового взаимодействия (Ривин А.Г., Архипова В.В., Дьяченко В.К.) Проблемный урок (Джон Дьюи) |
Метод урока | Словесный, наглядный, практический |
Средства обучения | |
Структура урока (с указанием отведенного времени) | 1. Организационный момент (2 мин) проверка явки обучающихся, готовности к уроку; сообщение темы и цели урока. 2. Основная часть: мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока (5 мин.) проверка опережающего задания (выступление групп с заранее подготовленными аргументами) (48 мин.) самостоятельная работа - заполнение таблиц (5 мин.) контроль результатов самостоятельной работы – проверка выполненных заданий (8 мин.) 3. Заключительная часть: рефлексия – подведение итогов дебатов, актуализация выводов по проделанной работе. (10 мин.) итог урока с оценкой о проделанной работе (1 мин.). сообщение задания по внеаудиторной самостоятельной работе (2 мин.) |
Источники информации | Цветкова, М. С. Информатика : учебник для студентов СПО / М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. – 6-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 350 с. – (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-4468-8663-0. - Текст : непосредственный. Остроух, Андрей Владимирович. Основы информационных технологий / А. В. Остроух. – 4-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 207 с. – (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-4468-9337-9. - Текст : непосредственный. Угринович, Н.Д. Информатика. : учебник / Угринович Н.Д. — Москва : КноРус, 2020. — 377 с. — (СПО) URL: https://book.ru/book/932057. - — Текст электронный. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://window.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://biblioclub.ru/, свободный. – Загл. с экрана. |
Предмет: Информатика
Группа: Д.24А (подгруппа)
Для проведения данного занятия необходимо 2 спаренных урока по 45 минут.
Оформление доски: на доске записана тема дебатов, а также три основных принципа дебатов, которых должны придерживаться все участники дебатов:
Принцип первый: атаковать аргументы оппонентов, но не самих оппонентов.
Принцип второй: быть честным во всем, уметь признать ошибку.
Принцип третий: Проигравших нет. Обучение имеет большее значение, чем победа.
Этапы проведения урока:
1. Подготовительный:
организационный этап;
сбор информационно-аналитического материала по проблеме для каждой команды;
формирование команды;
решение организационных вопросов
Тема объявляется в качестве домашнего задания не менее, чем за неделю всем учащимся.
Определяются составы команд (лучше по желанию, в противном случае – по жребию).
(Команды могут быть определены и непосредственно перед игрой)
Дома игроки нарабатывают как защиту, так и опровержение темы.
В ходе обсуждения участникам команд предлагается записать аргументы своей команды в левый столбец таблицы, а возможные аргументы оппонентов – в правый.
Наши аргументы (3-4 аргумента) | Аргументы оппонентов (3-4 аргумента) |
Создание аргумента: Утверждение: (причина, по которой вы соглашаетесь или не соглашаетесь с темой) Объяснение: (подробно объясните причину) Обоснование: (содержит доказательства) Заключение: (вновь подтвердите ваше первоначальное требование или причину) | Создание аргумента: Утверждение: (причина, по которой вы соглашаетесь или не соглашаетесь с темой) Объяснение: (подробно объясните причину) Обоснование: (содержит доказательства) Заключение: (вновь подтвердите ваше первоначальное требование или причину) |
Запишите вопросы, которые вы могли бы задать оппонентам по содержанию их речи: |
Заранее в качестве домашнего задания учащиеся получают задание: проработать определения основных терминов и понятий, содержащихся в данной теме (определения необходимы как отправная точка дебатов, иначе может получиться, что команды имеют в виду разные вещи, обозначаемые, одним словом). Учитель предлагает такие понятия: искусственный интеллект, культура, духовность, цивилизация, цивилизованный. Эти понятия должны быть определены обязательно, остальные понятия определяются по мере необходимости самими командами.
Термины | Определения | Источники |
Искусственный интеллект | … искусственный интеллект – это междисциплинарная область исследований и набор технологий, позволяющий создавать технические системы, решающие задачи, ранее доступные только человеку. … Искусственный интеллект, раздел информатики, в котором разрабатываются методы и средства компьютерного решения интеллектуальных задач, традиционно решаемых человеком. | В книге Романа Душкина «Искусственный интеллект» В Большой российской энциклопедии термин ИИ |
Глобализация | представляет собой процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий. В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является: интеграция была и в ледниковый период, глобализация же началась в 90-х гг. ХХ века, 10 лет назад. | Михаил Делягин, д.э.н. общественный директор Института проблем глобализации. Общая теория глобализации. АПН |
Культура | Философ: Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданные и создаваемые нами в процессе эволюции. Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции и т.д. Часто термином “культура” характеризуется определенная историческая эпоха: “культура средневековья”, “современная культура” и т.п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: политическая культура, художественная культура. Студент-ботаник: Слово “культура” восходит к латинскому cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это определенный исторически уровень развития человечества. Культура выражается в формах организации жизни людей и создаваемых ими духовных и материальных ценностях. Именно наличие культуры отличает человека от животных. Изучением культуры занимается наука культурология. Домохозяйка: Культура – это уровень умственного и морального развития индивида. Иногда говорят – человек низкой культуры, то есть человек с низким уровнем интеллекта и/или плохими манерами. | Иллюстрированный энциклопедический словарь (2- CD, Издательство “Большая Российская энциклопедия”) |
Духовность | слово "духовность" происходит от слова "Дух", которое в православно-византийском контексте означает именно Святой Дух как третью ипостась Святой Троицы. Поэтому "духовность" с первых веков христианства понималась именно как опосредованное проявление действий Святого Духа в разнообразной сфере человеческой деятельности. словом "духовность" будет справедливо назвать только то, что освящено дыханием свыше, что носит в себе отпечаток воли Божества. | Игнатий Брянчанинов. Собрание писем., М.- СПб., 1995, c. 473, 453-454 |
Цивилизация | (от латинского civilis – гражданский, государственный), 1) синоним культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация). 3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). 4) В некоторых социальных теориях – эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев и другие). ЦИВИЛИЗАЦИЯ – общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный. | Энциклопедия www.km.ru |
Для сбора информации используются библиотеки, Интернет, мнения специалистов, опросы общественного мнения и т.д.
В начале урока вводная беседа учителя с сообщением темы и целей урока.
На экран спроецировать при помощи медиапроектора определения, найденные по теме. Уточнить определения. Представить судью и таймкипера. (10 мин)
2. Принятие групповых правил
Заранее (до урока, а лучше, на подготовительном этапе) раздать каждому памятки с критериями:
Что оценивают | Критерии оценивания |
Выступление спикера | ролевое соответствие соответствие теме структурированность выступления доказательность и убедительность, логичность, культура речи грамотность анализа ситуации соблюдение регламента выступления уместность цитирования |
Полемика (ответы на вопросы) | ролевое соответствие адекватность ответа, соответствие ответа вопросу аргументированность, обоснованность ответа грамотность и культура речи, эмоциональность, свобода речевого общения корректность отвечающих на вопросы выражение собственной позиции |
Полемика (постановка вопросов) | ролевое соответствие соответствие теме адресность активность команды качественная характеристика вопросов (грамотно сформулированный, продуктивный, интересный, направленный на попытку понять позицию другой стороны) корректность |
3. Дебаты
На этом этапе и происходят собственно дебаты.
4. Аналитический:
- получение обратной связи (опросы, беседа)
- подведение итогов
Участники Дебатов
Две команды по 4 учащихся из группы, которых называют спикерами. Одна команда защищает тему игры, она называется утверждающей, а ее спикеры обозначаются как У1, У2, У3, У4, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей, ее спикеры О1, О2, О3, О4.
Судья – приглашенный со стороны, (например, преподаватель по информатики из колледжа с большим опытом работы). Он решает, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своих позиций. Он заполняет протокол, указывает сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию, комментирует свое решение, обосновывая его.
Таймкипер – учащийся из этого класса, который следит за соблюдением регламента и правил игры.
Тренер – преподаватель информатики. Его роль следить за соблюдением участниками своих ролей, не допускать искажения смысла и структуры игры. Он следит, чтобы сохранялась позитивная атмосфера игры.
Учителю следует стимулировать подготовку к дебатам, но не создавать аргументов самому.
Тренер (учитель) следит за тем, чтобы не допускались ошибки:
При задании вопроса | При ответе на вопрос |
Подмена вопроса тезисом. Пропуск логического звена. Неудачная формулировка вопроса. Нарушение структуры вопроса – цепочки. Некорректная форма вопроса, переход на личный опыт. Не использование вопроса в дальнейшем командой. | Необоснованное распространение краткого вопроса. Краткий ответ на открытый вопрос. Вопрос на вопрос. Логические ошибки. Переход на личный опыт. Противоречие ответа позиции команды. |
1 ученик (возможно, это тот, который пропустил по болезни предыдущие уроки) становится помощником судьи, помогает ему заполнять протокол.
Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судью) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Формат дебатов
В начале проведения дебатов нужно дать до 10 минут командам для определения позиций и взаимных консультаций.
3 выступления спикеров каждой команды, 4 раунда перекрестных вопросов
Выступление У1 | представление команды формулировка темы, актуальность определения ключевых понятий, входящих в тему выдвижение критерия представление кейса утверждающей стороны заключение | 5 мин |
Раунд вопросов О4 к У1 | | 3 мин |
Выступление О1 | представление команды формулировка тезиса отрицания принятие определений ключевых понятий атака или принятие критерия опровержение позиции утверждения представление кейса отрицающей стороны заключение | 5 мин |
Раунд вопросов У4 к О1 | | 3 мин |
Выступление У2 | опровержение аргументов оппонентов восстановление и развитие собственной линии приведение новых доказательств и поддержек заключение | 5 мин |
Раунд вопросов О1 к У2 | | 3 мин |
Выступление О2 | опровержение аргументов оппонентов восстановление и развитие собственной линии приведение новых доказательств и поддержек заключение | 5 мин |
Раунд вопросов У1 к О2 | | 3 мин |
Выступление У3 | выделение наиболее важных вопросов, по которым произошло столкновение мнений; в порядке их следования в кейсе (включая столкновение критериев) сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы более убедительны эффектное заключение Новые аргументы не приводятся!!! | 5 мин |
Выступление О3 | 5 мин |
Тайм-аут | | 8 мин |
Кейс – все, что сказано на игре одной командой (все аргументы, поддержки, примеры, конраргументация и т. д.).
Поддержки – факты, мнения экспертов, свидетельства, цитаты и т. п., которые доказывают (подтверждают) справедливость аргумента.
Критерий – понимается как цель, определяет те ценности, которые отстаивает команда, и формулирует цель, которую эта команда хочет достигнуть.
Тайм-аут – время для обсуждения во время раунда, на которое имеет право каждая команда. Тайм-аут берется в промежутках между речами или раундами вопросов. Каждая команда имеет право взять тайм-аут до 8 минут. Большую часть времени рекомендуется оставить перед речью последних спикеров команд для анализа и выявления столкновения позиций.
После того, как судья выслушает аргументы обеих сторон по поводу темы, заполняется судейский протокол см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (5 мин).
Аналитический этап урока (10 мин).
Беседа с участниками игры: что им самим понравилось, что они сами считают удавшимся, а что – не очень. Чему они научились в процессе игры. Что, возможно, хотели бы скорректировать в следующей попытке. Как они считают, были ли достигнуты цели урока?
Выступление судьи, который в своем комментарии указывает сильные и слабые стороны выступлений спикеров. Комментирует свое решение. Он в конечном итоге и объявляет, кто был более убедительным в своих доводах, кто более эффективно развивал свои аргументы.
В конечном итоге учитель должен подчеркнуть, что проигравших, в этой игре нет, так как все выиграли от того, что взаимно обогатились знанием.
Выставление оценок по пятибалльной шкале участникам дебатов.
Домашнее задание: Нарисовать инфографику на тему «как можно использовать искусственный интеллект в современной жизни».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Судейский протокол |
Судья: _____________________________________________________________ Место проведения: кабинет №41 ПЭК ГГТУ 10 корпус |
Тема | Искусственный интеллект ведет к бездуховности и потере культуры |
Дата 25.11.24 | Утверждение У1 ________________ У2 ________________ У3 ________________ У4 ________________ | Отрицание О1 ______________________ О2 ______________________ О3 ______________________ О4 ______________________ |
Спикер | Содержа ние | Струк тура | Способ | Общ | Спикер | Содержа ние | Струк тура | Способ | Общ |
У1 | | | | | О1 | | | | |
У2 | | | | | О2 | | | | |
У3 | | | | | О3 | | | | |
У4 | | | | | О4 | | | | |
Лучший спикер: | Лучший спикер: |
Критерий | Можно снять | У1 | У2 | У3 | У4 | О1 | О2 | О3 | О4 |
Содержание | | | | | | | | | |
Определения | До 2 баллов | | | | | | | | |
Аргументы: 1.отношение к теме | До 2 баллов | | | | | | | | |
2.разнообразие | 1 балл | | | | | | | | |
3.глубина | 1 балл | | | | | | | | |
4.доказательность | До 2 баллов | | | | | | | | |
Фактические ошибки | 1 балл | | | | | | | | |
Работа с вопросами | До 2 баллов | | | | | | | | |
Особое мнение (добавляется только после вычетов) | +1 балл | | | | | | | | |
Структура | | | | | | | | | |
Соответствие роли спикера | До 3 баллов | | | | | | | | |
Логика построения речи | До 3 баллов | | | | | | | | |
Структурированность выступления | До 3 баллов | | | | | | | | |
Соблюдение регламента | | | | | | | | | |
Особое мнение (добавляется только после вычетов) | +1 балл | | | | | | | | |
Способ | | | | | | | | | |
Культура речи | До 3 баллов | | | | | | | | |
Культура общения | До 3 баллов | | | | | | | | |
Корректность | До 3 баллов | | | | | | | | |
Особое мнение (добавляется только после вычетов) | +1 балл | | | | | | | | |