СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Деепричастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Деепричастие как часть речи"»

Практическая работа: разработка технологической карты урока


Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Коновальцева Виктория Николаевна

Место работы

ГКУ ЗО «Терпеньевская средняя общеобразовательная школа №13» Мелитопольского района

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Морфология. 1 четверть

Тема урока

Деепричастие как часть речи

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений



Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

  • развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся при выполнении учебных задач;

  • формирование навыков выдвигать гипотезы;

  • формирование устойчивой мотивации к обучению;

  • стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные

  • развитие умений сравнивать и классифицировать понятия, анализировать информацию и синтезировать её в гипотезы;

  • формирование навыков исследовательской работы;

  • развитие умений осуществлять контроль и самоконтроль при групповой, парной и индивидуальной работе;

  • аргументированно отстаивать свою точку зрения и находить компромиссное решение с учётом различных гипотез.


Предметные:

  • умение находить деепричастие в тексте, отличать его от других частей речи.




Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):


причастие, наречие, глагол, деепричастие, признаки наречия и глагола.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)


  • Ноутбук, экран, мультимедийный проектор.

  • Учебник; таблицы самооценки, презентация

На доске записаны 2 предложения: Белые снежинки, кружась в воздухе, тихо падают на отдыхающее поле

  1. Проверь знания с помощью теста

https://saharina.ru/tests/test.php?name=test450.xml

Презентация по теме «Деепричастие как часть речи»,

Коллективная работа, фронтальный опрос, работа с учебником, индивидуальная, парная работа


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


Приветствие учителя.

- Здравствуйте, ребята! Улыбнёмся друг другу и пожелаем друг другу удачи!

- Запишите в тетради сегодняшнее число, «Классная работа».


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового



Записаны 2 предложения на доске:

Белые снежинки кружатся в воздухе и тихо падают на отдыхающее поле.



Белые снежинки, кружась в воздухе, тихо падают на отдыхающее поле.

- Необходимо подчеркнуть члены предложений и надписать, какими частями речи они выражены.

- Почему возникли затруднения с определением части речи слова «кружась»?

Начнем с повторения наречия и глагола:

- Дайте определение наречия. Приведите примеры.

- Дайте определение глаголу. Приведите примеры.

- Назовите признаки наречия.

Приведите примеры.

- Назовите признаки глагола. Приведите примеры.

- Как вы думаете, зачем мы повторили эти части речи?


- Вы доказали, что это не причастие, не глагол, не наречие, а другая часть речи. Этими характеристиками обладает новая часть речи, которая называется деепричастием. (Слайд №2)

  1. Работа в парах

Самостоятельно читают материал п.28 с.76-77, выделяют необходимую информацию. Оценивают в листке свою работу.

Ответ:

1.Деепричастия обозначают добавочное действие при основном действии.

2. Бывают совершенного и несовершенного вида.

3. Отвечают на вопросы что делая? И что сделав?



Ответ авторов учебника читают в № 180

- Запишите тему урока.




Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



- Сформулируйте цель урока.

 - Слова "помощники":

Повторим                           Я повторю

Изучим                               Я узнаю

Узнаем                                Я научусь

Проверим                            Мне пригодится



БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.




- Как мы уже сказали, что деепричастие совмещает в себе общие признаки наречия и глагола, т.е. оно причастно к ним. В русском языке положение деепричастия неоднозначно. Лингвисты спорят, является ли деепричастие самостоятельной частью речи или же особой формой глагола. В настоящее время большинство ученых выделяют деепричастие как самостоятельную часть речи.

- Попробуйте самостоятельно сформулировать определение деепричастия.

1) Фронтальная беседа по вопросам.

1.Что такое деепричастие?

2.Что оно обозначает?

3.От какой части речи зависит деепричастие?

4.Как изменяется деепричастие?

5. Чем деепричастие является в предложении?

6. На какие вопросы отвечает деепричастие как часть речи и как член предложения?

2. Работа в парах.

Какие выделенные слова обозначают основное действие, а какие – добавочное и являются деепричастием?

(Учитель даёт образец рассуждения).

1.На ярко-голубом небе взошло солнце, радуя детей. 2.Все деревья стоят в инее, сверкая разноцветными огнями

3.Птицы весело щебечут, перескакивая с ветки на ветку.

4.На улице гуляют люди, дыша морозным воздухом.

5.После уроков мы поедем домой, любуясь прекрасным пейзажем.

- Сделайте вывод



Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


- А теперь проверим вашу внимательность.

- Я буду называть слова разных частей речи. Если вы услышите деепричастие – хлопок в ладоши.

Тихий, выполнил, громкий, бежит, дождавшись, умный, говоря, бережет, бережливый, укравши, горячий, заперев, прячет, мрачный, величайший, бушуя, люблю.

2.Среди данных слов найдите

деепричастия, выпишите их.

  1. Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся.

  2. Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается.

  3. Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая.

  4. Бегать, бежавший, бегая, бегут.

Рассказывать, рассказывающий, рассказал, рассказав


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).



- Распределите причастия в 2 колонки: выделите суффиксы. (2 учеников за доской)

Несов.в. Сов.вид.

Мечтая, встретясь, возвратясь, нахмурясь, приобретя, прочтя, дыша, держа, гуляя, смеясь, принесши

1). Составление предложения по картине Васнецова

Самостоятельная работа

Составление предложения по картине Васнецова. Запись его.



- Какое действие Аленушки является основным?

- Какое - добавочным?

- Составьте и запишите получившееся предложение.




Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания


Разыграйте диалог на любую тему, используя в речи деепричастия.




Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


1.Расставить ударение в деепричастиях:

балУясь, закУпорив, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв.

2. Работа в группах

(по 2 предложения)

- В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий?

Образец учителя:

Написав сочинение, оно получилось очень интересным

1группа

1. Закончив читать, я закрыл книгу.

2. Читая роман, передо мной вставали его герои, как живые.

2 группа

1.Решая задачу, не забывай об ответе.

2. Выполняя домашнее задание, за окном полетел снег.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания


Составьте кластер по теме «Дееричастие как часть речи»


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


Распредели слова в 3 колонки, обозначь суффиксы деепричастий. (3 учеников у доски)

глагол

наречие

деепричастие

 

 

 

 

Тихо, выполнил, громко, бежит, читая, умный, умеючи, бережёт, бережливо, изящно, горевши, забыто, прячет, смеясь, люблю, любя.




БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


Продолжи предложения.

1.Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие при основном действии, называется ______

2.Деепричастие отвечает на вопросы____________

3.Деепричастие образуется от _______

4.Деепричастие имеет признаки ____ и _____

5.В предложении является _______.

6.Вопрос к деепричастию задается от _____________


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Самооценка результатов своей деятельности.

- Оцените своё настроение после урока с помощью смайликов.




Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Записать 5 пословиц с деепричастиями, найти основное действие и добавочное.





5