СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок: «Деепричастия совершенного вида»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                                                                        

Просмотр содержимого документа
«Урок: «Деепричастия совершенного вида»»

Урок: «Деепричастия совершенного вида»

Цель:

1. знакомство со значением деепричастий совершенного вида и способом их образования

2. закрепление сведений о деепричастиях несовершенного вида


Ход урока:

Опрос (у доски работают 2 ученика)

1. Расставить знаки препинания и объяснить их постановку.

1). Карточка.

а) За Дарьей соседей, соседок

Плелась негустая толпа

Толкуя что Прокловых деток

Теперь незавидна судьба.

б) Да вновь призадумалась стоя

Топор машинально взяла

И тихо порывисто воя

К высокой сосне подошла. (Н.А.Некрасов)

- Выписать деепричастия несовершенного вида, объяснить способ их образования графически.

2.Карточка.Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка выбрасывало за черту того круга быстрые отблески…Острые длинные тени, врываясь на мгновение, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом… сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. (И. Тургенев)

3.Класс работает со слайдом:

Дописать недостающие деепричастия с зависимыми словами, назвать произведение, автора.

1).Кто штык точил…(ворча сердито, кусая длинный ус)

2). Чуть-чуть дыша, пастух им любовался и только иногда …(внимая соловью, пастушке улыбался…)

4. Проверка работ учащихся у доски.

Изучение нового материала.

Анализ примеров:

1). Ученик подумал и решил задачу.- Подумав, ученик решил задачу.

2). Учащиеся выслушали объяснения преподавателя и сделали записи в тетрадях.- Выслушав объяснения преподавателя, учащиеся и сделали записи в тетрадях.

Вывод:

Деепричастия совершенного вида обозначают добавочное действие законченное, предшествующее действию глагола-сказуемого, и отвечают на вопрос Что сделав?

Словообразовательный анализ деепричастий:

Подумав… Выслушав…

- Какую основу глагола мы использовали, образуя причастия совершенного вида?

Вывод:Деепричастия совершенного вида обычно образуются от основ прошедшего времени:

основа прошедшего времени + суффиксы в, ши, вши.

Анализ таблицы учебника.п.32, стр. 85. Обращается внимание на гласные и согласные основы и выбор суффикса, а также на то, что некоторые деепричастия образуются от основ настоящего и будущего времени.

Закрепление.

1.Упр. 200 выполняется комментированно. Спишите деепричастия, записывая рядом в неопределенной форме глаголы, от которых они образованы. Составьте с тремя деепричастиями сложные предложения на тему «На футбольном поле».

2. Упр. 202. Работа в парах. Сопоставить глаголы, заменяя их в неопределенной форме деепричастиями совершенного вида, если это возможно.

- Проверка работ в парах.

3. Самостоятельная работа. Упр. 203.Списать, расставить знаки препинания, от глаголов, заключенных в скобках, образовать деепричастия совершенного вида.

4. Творческая работа. Викторина. Вставить недостающие деепричастия с зависимыми словами , назвать автора, произведение.

Орел, (с отдаленной поднявшись вершины), парит неподвижно со мной наравне.

В молчанье, (рукой опершись на седло), с коня он слезает угрюмый.

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание. П. 32. Упр. 204.