Урок: «Деепричастия совершенного вида»
Цель:
1. знакомство со значением деепричастий совершенного вида и способом их образования
2. закрепление сведений о деепричастиях несовершенного вида
Ход урока:
Опрос (у доски работают 2 ученика)
1. Расставить знаки препинания и объяснить их постановку.
1). Карточка.
а) За Дарьей соседей, соседок
Плелась негустая толпа
Толкуя что Прокловых деток
Теперь незавидна судьба.
б) Да вновь призадумалась стоя
Топор машинально взяла
И тихо порывисто воя
К высокой сосне подошла. (Н.А.Некрасов)
- Выписать деепричастия несовершенного вида, объяснить способ их образования графически.
2.Карточка.Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка выбрасывало за черту того круга быстрые отблески…Острые длинные тени, врываясь на мгновение, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом… сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. (И. Тургенев)
3.Класс работает со слайдом:
Дописать недостающие деепричастия с зависимыми словами, назвать произведение, автора.
1).Кто штык точил…(ворча сердито, кусая длинный ус)
2). Чуть-чуть дыша, пастух им любовался и только иногда …(внимая соловью, пастушке улыбался…)
4. Проверка работ учащихся у доски.
Изучение нового материала.
Анализ примеров:
1). Ученик подумал и решил задачу.- Подумав, ученик решил задачу.
2). Учащиеся выслушали объяснения преподавателя и сделали записи в тетрадях.- Выслушав объяснения преподавателя, учащиеся и сделали записи в тетрадях.
Вывод:
Деепричастия совершенного вида обозначают добавочное действие законченное, предшествующее действию глагола-сказуемого, и отвечают на вопрос Что сделав?
Словообразовательный анализ деепричастий:
Подумав… Выслушав…
- Какую основу глагола мы использовали, образуя причастия совершенного вида?
Вывод:Деепричастия совершенного вида обычно образуются от основ прошедшего времени:
основа прошедшего времени + суффиксы в, ши, вши.
Анализ таблицы учебника.п.32, стр. 85. Обращается внимание на гласные и согласные основы и выбор суффикса, а также на то, что некоторые деепричастия образуются от основ настоящего и будущего времени.
Закрепление.
1.Упр. 200 выполняется комментированно. Спишите деепричастия, записывая рядом в неопределенной форме глаголы, от которых они образованы. Составьте с тремя деепричастиями сложные предложения на тему «На футбольном поле».
2. Упр. 202. Работа в парах. Сопоставить глаголы, заменяя их в неопределенной форме деепричастиями совершенного вида, если это возможно.
- Проверка работ в парах.
3. Самостоятельная работа. Упр. 203.Списать, расставить знаки препинания, от глаголов, заключенных в скобках, образовать деепричастия совершенного вида.
4. Творческая работа. Викторина. Вставить недостающие деепричастия с зависимыми словами , назвать автора, произведение.
Орел, (с отдаленной поднявшись вершины), парит неподвижно со мной наравне.
В молчанье, (рукой опершись на седло), с коня он слезает угрюмый.
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание. П. 32. Упр. 204.