СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-деловая игра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-деловая игра»





Урок-деловая игра по дисциплине «Обществознание ( включая экономику и право)» на тему «Рынок труда. Занятость и безработица»

1.Рынок труда

Цель урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, познакомить учащихся с понятиями «рынок труда», и его категории, формами вознаграждения, разъяснить сущность такого явления как «безработица» и его влияния на жизнь и поведение людей

Задачи урока:

обучающая – формирование у учащихся представления об экономических понятиях – рынок труда, прожиточный минимум, безработица, её причины и виды;

развивающая – развитие умений и навыков сравнения, анализа, работы с дополнительным материалом;

воспитательная – социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе



2.Урок – деловая игра по теме «Безработица и занятость»



Цель: ознакомить студентов со способами получения информации о вакантных рабочих местах; обучить действиям и путям поиска работы; подготовить к встрече с работодателем; развивать умения вести деловые переговоры; обучить составлению резюме.

Задачи:

1. закрепление полученных знаний по теме в игровой форме (опорные схемы, телефонный звонок, деловой диалог, самореклама, личная беседа с работодателем, составление резюме),

2. формирование у студентов навыков групповой работы;

3. развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей студентов.

Организационная форма занятия: урок

Тип урока: урок закрепления

Вид урока: урок - деловая игра

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Проверка Д/З.

  3. Изучение новой темы



План

  1. Рынок труда.

  2. Занятость и безработица.

  3. Государственная политика в области занятости.

  4. Практическая работа ( деловая игра)



Ключевые понятия: рынок труда, рабочая сила, прожиточный минимум, занятость, безработица, заработная плата, номинальная заработная плата, реальная зарплата, структурная безработица, фрикционная безработица , скрытая безработица, трудоустройство.

1.Рынок труда (сообщение).

2. Занятость и безработица( сообщение).

3.Государственная политика в области занятости( сообщение)

4.Практическая часть ( деловая игра)

Ситуация на рынке труда в наше время меняется очень быстро. Проблема поиска работы в нашей стране еще никогда не стояла так остро. Она волнует значительную часть трудоспособного населения, в том числе подростков, которым нужен заработок. Найти хорошую работу не просто. И все же есть способы, с помощью которых можно правильно оценить себя, свои возможности и найти подходящую работу.

Выполняли ли Вы какую-нибудь работу безвозмездно или за определенную плату? Какие есть возможности получения работы для подростков?

Студенты отвечают на заданные им вопросы.

1. Давайте попробуем определиться, что и где может помочь найти работу. Полученные результаты работы оформить в виде опорной схемы.

ПОИСК РАБОТЫ

объявления в газетах, журналах, сети Интернет

знакомые, друзья, родственники,

объявления по радио, телевидению,

служба занятости,

выставки, ярмарки вакансий.

2. Проанализируем, как правильно читать объявления (в смысле подходит оно вам или нет).

- ищем название работы, но должны подумать:

-какие навыки у меня есть для этой работы?

-какое образование?

-есть ли опыт работы?

-подхожу ли я по возрасту?

-какие возможности открывает эта работа?

-что нужно знать об этой работе?

3. Практическая работа.

Возьмите газеты с объявлениями о рабочих местах (преподаватель заранее их заготовил). Просмотрите объявления, отберите несколько привлекательных и соответствующих вашим потребностям и интересам.

Расскажите нам о своем выборе. (На доске постепенно появляется список профессий, должностей и место работы, которые нашли студенты по объявлениям).

Представьте, что Вы нашли необходимое объявление о приеме на работу. Каковы Ваши действия дальше? (Например: позвоню по телефону и уточню, верно, ли я понял объявление и каковы мои шансы быть принятым на работу). А как Вы думаете, нужно готовиться к этому телефонному звонку?

4. Упражнение «Телефонный звонок».

Необходима тщательная подготовка к телефонному звонку. На доске объявление о приеме на работу и список вопросов, которые может задать работодатель.

Возможные вопросы работодателя:

-какой вакансией Вы интересуетесь?

-Вы занимались работой такого рода раньше?

-какое у Вас образование?

-сколько Вам лет?

-сообщите Ваши данные (фамилия, имя, отчество, домашний адрес, контактный телефон).

5. Упражнение «Деловой диалог (работодатель – безработный)»

Сейчас попробуем потренироваться задавать вопросы и отвечать на них. Разбейтесь на пары: один – работодатель, а другой – безработный. Между Вами должен состояться деловой диалог. А теперь несколько пар выйдут к доске и покажут всем, как должна складываться беседа работодателя и претендента на рабочую вакансию.

6. Упражнение «Самореклама»

Хорошо, а теперь представим, что позвонив по телефону, Вас пригласили на собеседование и назначили встречу в 10.00 часов. Вы подумали, о чем Вы будете говорить на собеседовании?

Вы должны научиться правильно себя подать, прорекламировать. Ведь от этого может зависеть Ваше будущее, поэтому к собеседованию нужно готовиться. Часто люди не хотят говорить о своих навыках и сильных сторонах и в большинстве своем не любят хвастаться. Однако очень важно научиться себя рекламировать.

Ответьте на предложенные вопросы:

-чем Вы больше всего любите заниматься?

-что Вы умеете?

-что Вам в себе нравится?

-что другим людям в Вас нравится?

-что Вы можете предложить работодателю?

-какие Ваши самые важные достижения?

Помните, что здесь годятся даже те навыки, которые Вы приобрели в разнообразных местах и при различных ситуациях, просто жизненный опыт, главное – суметь им пользоваться. Попробуйте себя рекламировать. Не бойтесь говорить о своих достижениях и личных качествах. Помните, что любые Ваши навыки могут пригодиться. Например: у Вас такое же хобби, как и у работодателя, значит, будет общий интерес, ему и Вам будет легче общаться.

При приеме на работу необходимо написать «Резюме», сейчас многие по Интернету отправляют его работодателю. А Вы знаете, что это такое?

Резюме – документ, необходимый для того, чтобы встретиться с работодателем для получения работы.

Резюме состоит из следующих реквизитов:

- Ваша фамилия, имя, отчество; адрес; телефон.

- Должность, которую Вы хотите получить.

- Ваш трудовой опыт в обратном порядке (с последнего места работы до первого).

-Образование в обратном порядке.

-Личные данные (увлечения, семейное положение).

-Рекомендации (если они имеются).

В отдельном случае можно привести кратко свои достижения. Описать свой опыт работы.

Если у Вас нет опыта работы практической работы, необходимо подчеркнуть успехи в учебе, программы в которых Вы работали, награды за учебу.

7. Составление резюме.

Резюме

Фамилия, имя, отчество: Иванова Римма Александровна

Дата рождения: 12.05.1967

Адрес: 138490, Москва, ул. Матросова, д.5, кв.16

Тел.: 456-13-18 (р), 334-12-12 (д)

Семейное положение: замужем, имею сына

Цель: получение должности начальника юридического отдела

Образование:

1984-1989 гг. – Московская государственная юридическая академия по специальности «Юриспруденция»;

1974-1984 гг. – гимназия № 56 (Москва)

Профессиональный опыт:

С 1998 г. до настоящего времени – заместитель начальника юридического отдела строительной компании «МИАМ»

1994-1998 гг. – главный инспектор юридического отдела ГНИ № 27 по Юго-Восточному округу г. Москвы

1989-1994 гг. – юрист финансовой компании «СИБТРАСТ»

Дополнительные сведения: владею английским и немецким языками.

По требованию могу представить необходимые рекомендации.

16.05.2005 Подпись Р.А.Иванова

Сейчас попробуйте написать резюме, затем обменяйтесь друг с другом и прочитайте, представив себя в роли работодателя. Проанализируйте резюме друг друга, деликатно и тактично укажите на ошибки.

8. Личная беседа, дополняющая резюме

Кроме того, при личной беседе могут быть заданы дополнительные вопросы, к ним нужно быть готовыми.

Примерные вопросы:

-что интересует в этой работе?

-каковы Ваши обычные обязанности?

-всегда ли они Вас устраивают?

-чем Вы занимаетесь в свободное время?

-что помогает Вам добиться успеха?

-с какими трудностями приходилось Вам сталкиваться?

-как Вы с ними справлялись?

-были ли у Вас ошибки, разочарования?

-с какими людьми Вам трудно иметь дело на работе?

-сколько времени займет у Вас дорога на работу?

-с чего предлагаете начать работу на новом месте?

-на какую заработную плату рассчитываете?

5.Подведение итогов.

1. Преподаватель подводит итог работы учебного занятия, выделяет студентов, активно работающих индивидуально, в группах и выставляет оценки.

6. Домашнее задание: сочинение-рассуждение на темы «Как я буду заниматься поиском работы»; «Подходящая работа – что это такое», «Как зарегистрироваться в центре занятости населения»; «Проблема безработицы в нашем городе: пути решения данной проблемы»; «Анализ статистических данных уровня безработицы и занятости по нашему городу или по России».