Урок - деловая игра по обществознанию в 8 классе.
Автор: Учитель истории, обществознания, географии МОУ ОШ № 114 Дедищева Л.Г.
Тема урока: Ты – предприниматель
Тип урока: закрепление изученного материала
Методы работы: репродуктивные (вступительное слово учителя), частично – поисковые (поиск информации в сети Интернет), исследовательские (работа с документами, познавательными материалами), проектная деятельность (разработка собственных проектов)
Формы работы: индивидуальная работа с Интернет- ресурсами, текстами законов, заявительной и отчетной документацией.
Оборудование: учебник, тетради, рекламные буклеты деятельности предпринимателя, «Экономический словарь», раздаточный материал: карточки и анкеты, МК (компьютер на каждого участника занятия, локальная сеть), свободный выход в Интернет, проектор. По локальной сети учитель заранее рассылает составленную им презентацию, имеющую гиперссылки на необходимые адреса сайтов. При желании учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Предполагается книжная выставка «Библиотека будущего предпринимателя».
Предварительное задание: Провести анкетирование по теме: «Какие виды предпринимательской деятельности наиболее необходимы в нашем селе?». Учащиеся готовят собственные проекты предпринимательской деятельности, которые представят в виде презентаций на 2-м уроке деловой игры.
Цели урока:
1. Образовательная:
- обобщение знаний по изучаемой теме путем актуализации жизненного опыта учащихся;
2. Воспитательная:
- формирование инициативности, предприимчивости, организованности, трудолюбия и других качеств делового человека.
3. Развивающая:
- развитие способности четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратно и ясно выражать свою мысль;
Задачи урока:
1. Познакомиться с успешной карьерой местного предпринимателя на примере его профессионального продвижения;
2. Научить адекватно и объективно оценивать практическую деятельность представителя малого бизнеса;
3. Акцентировать внимание учащихся на последующем жизненном и профессиональном самоопределении.
4. Воспринимать и адекватно оценивать происходящие перемены в экономической жизни страны и региона..
5. Способствовать самостоятельному пополнению экономических знаний учащихся, в том числе, и в области предпринимательской деятельности;
6. Повышать культурный уровень учеников: умение организовывать встречи, развивать навыки ведения переговоров и делового общения.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Знакомство учащихся с гостем, краткое сообщение учителя о нем (имя, образование, основные моменты жизни и предпринимательской карьеры).
Рассказ гостя о себе, содержании работы, достижениях, интересных и познавательных моментах карьеры и т.д.
Беседа с учащимися и ответы на их вопросы.
Знакомство с бизнес-планом предпринимателя.
Анализ результатов предварительного анкетирования. Комментирование итогов анкетирования учителем и гостем.
Презентация учащимися своих проектов по предпринимательской деятельности Комментирование домашнего задания.
Подведение итогов встречи, слова благодарности гостю, поощрение учащихся, выполнивших наиболее интересные и качественные проекты.
Ход урока:
Эпиграфы урока (записаны на доске): «Мудр тот, кто знает нужное, а не многое». (Эсхил)
«Предприниматель-это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек». (В.Даль)
I. Организационный момент.
Слово учителя: Добрый день, уважаемые коллеги, учащиеся и гости нашего урока. Тема сегодняшнего урока «Ты - предприниматель» выбрана нами не случайно. С 14 -18 марта 2016 года в нашей стране проходит II Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодёжи. Целью данной Недели является формирование экономического мышления и финансовой культуры, навыков эффективного управления личными финансами, способствующих, в конечном счёте, финансовой безопасности и будущему благосостоянию россиян. Все мы живем в мире экономики. Именно экономика, т.е. хозяйственная деятельность людей, обеспечивает нас всем необходимым. А для развития экономики нужны, в том числе и различные виды ресурсов. На предыдущем уроке мы изучали тему «Предпринимательство» и говорили о таком особом производственном ресурсе, как способности к предпринимательству. Ими обладает очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд экономических функций, без которых организация и успешная предпринимательская деятельность невозможны. Давайте вспомним эти функции (варианты ответов учащихся: умение правильно соединить факторы производства – труд, землю, капитал и организовать производство; умение принимать решение и брать на себя ответственность; умение идти на риск и предвидеть дальнейший ход событий; быть финансово и юридически грамотным и восприимчивым к нововведениям, т.д.). Именно это и делают такие люди как предприниматели. И у нас сегодня в гостях такой человек, индивидуальный предприниматель села Песчанка города Волгограда, Жаденова Елена Викторовна. Наверное, она вам знакома заочно, кто-то был в её местном продовольственном магазине, где мог приобрести разные продукты. На нашем уроке Е.В. расскажет о том, как она начинала свою предпринимательскую деятельность и какие особенности есть у этого вида трудовой деятельности. Наш урок пройдёт в форме деловой игры и будет состоять из 2 частей (уроков). На 1 уроке мы повторим изученный материал о предпринимательстве, а также познакомимся с деятельностью местного предпринимателя. На 2 уроке презентуем свои проекты по предпринимательской деятельности, подготовленные дома.
II. Актуализация знаний:
Показ презентации «Основы предпринимательской деятельности в России»
В конце просмотра презентации учащиеся отвечают на следующие вопросы
А) Кто такой индивидуальный предприниматель?
Б) Кто может стать индивидуальным предпринимателем? В) Какие статьи ГК РФ регулируют деятельность индивидуального предпринимателя?
Г) В чем особенности юридического положения индивидуального предпринимателя?
Д) С какого момента индивидуальный предприниматель может начать свою деятельность?
Слово учителя
С того момента, когда Россия перешла на рыночные отношения, когда появились реальные возможности зарабатывать большие деньги, многие граждане решили, что смогут стать бизнесменами и предпринимателями.
В настоящее время предпринимательское дело переживает настоящий бум развития. Всё большее число граждан желают открыть свое дело, выбирая индивидуальное предпринимательство. Возможно, что кто-то из вас в скором времени захочет стать предпринимателем и, чтобы этот процесс стал успешным, рассмотрим порядок регистрации индивидуального предприятия и другие особенности предпринимательской деятельности. О них нам расскажет наша гостья, опытный индивидуальный предприниматель села Песчанка Жаденова Елена Викторовна.
(Далее рассказ предпринимателя с демонстрацией учащимся основных уставных документов продовольственного магазина Жаденовой)
Возможные варианты вопросов к гостю:
Объясните, как Вы понимаете понятие «предприниматель без образования юридического лица».
Каков порядок регистрации деятельности индивидуального предпринимателя.
Какую отчетность ведёт индивидуальный предприниматель.
Важно ли уметь планировать, организовывать и контролировать свою работу.
Что главным считает предприниматель в своей работе?
Какие личные качества помогают вам в достижении целей?
Долго ли вы подбирали людей, которые сейчас работают у вас?
А почему вы работаете с продуктами питания?
Кто и откуда вам поставляет сырье?
А какая средняя заработная плата у ваших работников?
А ваши работники получают премии?
Для расширения производства вы берете кредиты в банках?
Как вы составляете свой бизнес-план?
Ваши планы на будущее.
Занимаетесь ли вы благотворительностью? В какой форме это делаете?
2 часть урока
Презентация проектов учащихся по группам:
1. Работа в группах:
I группа – сфера услуг (косметические, транспортные и т.д.),
II группа – производство (хлеб, с/х продукция),
III группа – сфера досуга (клуб, дискотека и т.д.).
Презентация салона парикмахерской «Элит» (1 группа)
Презентация аптечного пункта «Лекарь- аптекарь» (2 группа)
Презентация шиномонтажной мастерской «Би-бип!» (3 группа)
Презентация развлекательного центра «Звезда» (4 группа)
Презентация фермерского хозяйства «Бурёнка» (5 группа)
Обсуждение презентаций учащихся.
Подведение итогов работы в группах, выставление оценок.
Дневник рефлексии (заполняется учащимся в конце урока)
- Я хочу знать больше о…
- Я планирую получить поддержку в …
- Я хорошо работаю в ситуациях, когда…
- Я должен научиться как…
- Я могу помочь другим…
- Я научился….
Используемая литература:
1. Боголюбов, Л.Н., Городецкая, Н.И. Обществознание, 8 класс М.: «Просвещение», 2014;
2. Обществознание 8 класс Тесты к учебнику под редакцией ЛН Боголюбова, НИ Городецкой "Обществознание 8 класс" ФГОС, М.: «Просвещение», 2014;
3. Рабочая тетрадь по обществознанию 8 класс к учебнику под редакцией ЛН Боголюбова, НИ Городецкой "Обществознание 8 класс" ФГОС, М.: «Просвещение», 2014;
4.Тесты по обществознанию 8 класс к учебнику ЛН Боголюбова, АЮ Лазебниковой, НИ Городецкой ФГОС, М.: «Просвещение», 2014;
5. Поздеев, А.В., Поурочные разработки по обществознанию 8 класс К УМК ЛН Боголюбова, 2016
6. Липсиц, И.В. Экономика (Базовый курс): Учебник для 10-11 кл. – М.: Вита – Пресс, 2005.
7. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие/под ред. А.Г. Ногицкого, В.В. Скрябина.- М.: Про – Пресс, 2000.
8. Симоненко, В.Д. Основы предпринимательства: Учебное пособие для учащихся старших классов.- М.: Вита – Пресс, 2005.
9. Маниловский, Р.Г. Бизнес – план, М., Финансы и статистика, 2002
10.Трубицын, В.А. Успех и Бизнес-план. ГП ИПФ «Ставрополье», СТ, 2003.
11. Стоянова, Е. С. Финансовое искусство предпринимателя М.2002
Интернет ресурсы
http//www.o-ip.ru
http://www.garweb.ru
http://www.referent.ru
http://www.businesspravo.ru
http://www.consultant.ru
http://www.enbv.narod.ru
http://www.tax-nalog.km.ru
http://www.business-magazine.ru
http://www.dev business.r
Приложение 1. АНКЕТА будущему предпринимателю
1. Почему вы собираетесь создать собственное дело?
1.Изучаемая мной профессия, представления о малом бизнесе, влечение к самостоятельности позволяют мне открыть собственное дело.
2.В области своей профессии я обладаю уникальной технологией, использование которой позволит получить высокие доходы и прибыль.
3.В моем распоряжении имущество и накопления нашей семьи. Вижу вариант выгодного вложения этих средств в прибыльное дело.
4.В нашем городе проблема с рядом товаров и услуг. Хочу организовать выпуск дефицитных товаров и оказание сервисных услуг.
5.Я неудовлетворен своим материальным и общественным положением. Открытие собственного дела позволит мне выразить себя, самоутвердиться, обеспечить достойную жизнь.
2. Какие товары или услуги вы предложите своим потребителям
по доступным для них ценам?
одежду___________________________________________________________
обувь____________________________________________________________
мебель___________________________________________________________
продукты питания_________________________________________________
бытовые услуги___________________________________________________
услуги образовательные____________________________________________
коммерческие услуги_______________________________________________
торгово-посреднические услуги______________________________________
информационные услуги____________________________________________
финансово-кредитные услуги________________________________________
3. Откуда вы получите средства для открытия собственного дела?
собственные (семейные) накопления __________________________________
кредит в банке ____________________________________________________
беспроцентный заем у друзей _______________________________________
вложения друзей и частных лиц _____________________________________
помощь спонсоров ________________________________________________
4. Чем, на ваш взгляд, будет привлекателен продукт вашей предпринимательской деятельности?
высоким качеством _______________________________________________
доступной ценой _________________________________________________
исполнением в короткий срок
дополнительными сервисными услугами
упаковкой и рекламой
5. В чем преимущества ваших деловых замыслов над практикой конкурентов?
наш товар, наши услуги лучше удовлетворяют запросы потребителей
перспективность развития задуманного нами дела
6. Какую прибыль в год мы рассчитываем получить?
0%; 10%; 20%; 30%; 40%; 50%; 60%; 70%; 80%; 90%;
100%; 150%; 200%; 250%; 300%; 350%; 400%; 450%; 500%;
7. Обобщив ответы на предыдущие вопросы, кратко, не более чем
в 25-30 слов изложите суть Бизнес-идеи.
Цель организации собственного дела.______________________________________
_________________________________________________________________________________
Суть идеи, замысел, позволяющий достичь поставленную цель. _______________
Приложение 2.
Анкета жителей села: «Какие виды предпринимательской деятельности наиболее необходимы в нашем селе?».
С вашей помощью был проведен социологический опроса жителей нашего села. В опросе приняло участие 40 человек.
№ п/п | Какие потребности в товарах и услугах не реализованы в вашем микрорайоне, поселке? | Кол-во человек | % |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 | Ночной клуб, центр развлечения Супермаркет Автомойка, станция техобслуживания, шиномонтаж Каток Пекарня Баня Площадка для катания на скейтбордах, спортивная площадка Детский сад Рынок Парикмахерская, аптека Компьютерный клуб | 9 7 5 5 4 3 3 2 2 5 9 | 22,5 17,5 12,5 12,5 10 7,5 7,5 5 5 7 18 |
Приложение 3. Основные понятия темы
1. Предпринимательство – инициативная, самостоятельная, связанная с риском, ответственностью и новаторством деятельность по производству товаров и услуг, направленная на получении прибыли.
2. Бизнес – деятельность по производству и обмену товаров и услуг, осуществляемая к взаимной выгоде ее участников.
3. Бизнес-план – комплексное экономическое обоснование новой инвестиционной, коммерческой, научно-технической программы или проекта.
4. Индивидуальный предприниматель – это лицо, которое несет полную ответственность за свое дело. Он является его собственником и отвечает за судьбу бизнеса.
5.Предприимчивость – способность к организации эффективного производства.
6.Рациональность – стремление к получению наибольшей пользой с наименьшими затратами.
7. Факторы предпринимательской деятельности:
ИНТЕЛЛЕКТ предпринимателя (определенный уровень экономических знаний, профессия, квалификация, способность к инновационному мышлению и поведению, готовность к разумному риску, общая эрудиция…)
ИМУЩЕСТВО предпринимателя (помещения, производственная площадь, оборудование, средства связи и транспорта)
ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА предпринимателя (личные, заемные)
ВРЕМЯ деятельности
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРЫ (более совершенное вовлечение и использование рабочей силы, создание новых по содержанию и условиям рабочих мест)
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (более эффективное использование сырья, материалов, энергетических ресурсов)
ИНФРАСТРУКТУРА (более эффективное использование инженерно-коммуникационных сетей, дорог, связи)
Приложение 4. Памятка для создания предприятия.
Основная направленность деятельности (что будете производить?).
Средства на открытие предприятия.
Название предприятия.
Место расположения вашего предприятия в поселке.
Рекламная компания по продвижению своего товара (виды рекламы).
Правовая форма предприятия (индивидуальное предпринимательство, партнерство, корпорация).
Основной потребитель вашего товара (для кого производить?).