Урок делового письма. Резюме
Сахадуллаева Гулизар Исламутдиновна-, учитель русского языка и литературы МКОУ «Гелинская СОШ» Карабудахкентского района
Эпиграф
Будьте интересны себе, тогда вы станете интересными для других людей.
Ш. Амонашвили.
Составление кластера «Стили речи»
Перечислите особенности стилей речи:
-разговорный стиль
-научный стиль
-официально-деловой стиль
-публицистический стиль
Художественный стиль
Разговорный стиль
- обыденная речь, беседа, диалог, монолог, частное письмо, эмоциональность, простота речи, эмоционально окрашенные слова, слова-предложения, неполные предложения, слова с переносным значением.
Научный стиль
- самая распространенная деловая бумага, в которой излагается просьба, ходатайство о чем-либо (например, о приеме на работу, в учебное заведение, о предоставлении очередного отпуска, о выдаче денежного пособия и т.д.)
Официально-деловой стиль
- сфера законодательства, делопроизводства, приказы, постановления, протоколы, акты, справки, заявления, инструкции, характеристика, доверенность, точность, отсутствие образности, стандартность, прямой порядок слов, развернутые предложения.
Публицистический стиль
- агитационные выступления, воздействие через средства массовой информации, газетная статья, очерк, репортаж, интервью, новости, логичность речи, эмоциональность, оценочность, призывность, высокие, торжественные слова, морально-этические слова, общественно-политическая лексика, риторические вопросы и восклицания.
Художественный стиль
- изображение жизни, воздействие на читателя эпос, лирика, драма, образность, эмоциональность, использование возможностей разных стилей, изобразительно-выразительные средства: тропы, стилистические фигуры.
Тест на знание стилей речи
- Ходил совсем ошалевший, хлопать ушами, растянулся на лавке.
- Вопросы экологии, завершившийся эксперимент, библиографический указатель.
- Судебное разбирательство, предстоящие переговоры, валютный коридор, парламентские дебаты.
- По данным социологического опроса, светская хроника, защищать природу.
- Пробуждающаяся природа, шорох ресниц, праздничное настроение, серебристый иней, лебедь белая.
Орфографическая страничка
Д…м…нстрац…я, з…веду…щий, с…кр…тарь, оф…ц…альный, в…ст…новить, кв…л…ф…кация, р…з…люц…я, учр…ждение, оф…с, к…нкуренц…я, пр…зидент, м…н…стерство, орг…н…зац…я, а…т…б…графия, пр…зидиум, пр…гре…, пр…фе…ия, р…путац…я, сп…ц…альность, ун…в…рсальный, труж…ик, ин…ц…ативный, к…л…кти…, иметь (в) виду следу…щее, вп…следстви… буд…т пр…долж…но, (в) т…чени… дня, (в) пр…д…лжени… месяца, (в) виду (не)достатка мат…р…алов, (по) видимому, пр…изво…ство, пр….мышле…..ость, ра….етливый, к…мп…тентный, коми…ия (по) изучени… вопроса, т...л…гр…фируйте ответ (по) получени…письма.
Самопроверка орфографии
Демонстрация, заведующий, секретарь, официальный,
восстановить, квалификация, резолюция, учреждение, офис,
конкуренция, президент , министерство , организация,
автобиография , президиум , прогресс , профессия, репутация,
специальность , универсальный , труженик, инициативный,
коллектив, иметь в виду (фразеологизм)следующее, впоследствии (наречие) будет продолжено, в течение (производный предлог) дня, в продолжение (производный предлог) месяца, ввиду (= из-за) недостатка материалов, по-видимому (наречие), производство, промышленность, расчетливый, компетентный, комиссия по изучению вопроса, телеграфируйте ответ по получении письма (ср.: услуги по получению разъяснительного письма Ростехнадзора).
Стилистическая обработка текста.
Гостиница «Планета»
Директору Магомедову М.М.
Муса Мирзаевич!
Вы обещали нам 30 номеров во вверенной вам гостинице для участников нашего семинара специалистов социальной сферы на тему «Перспективы развития сервиса в России».
Как вы знаете, семинар состоится с 10 по 12 июня, но до сих пор нет подтверждения, как договорились, а предоплату мы уже сделали.
Прошу подтвердить согласно договора наши места и сообщить, какие именно.
Директор А.И. Гаджиев
Главбух Сиражыдинов И.Т.
Образец письма
Директору гостиницы
«Планета» Иванову И.П.
Уважаемый Иван Петрович!
Вами были обещаны тридцать номеров во вверенной вам гостинице для участников семинара специалистов социальной сферы по теме «Перспективы развития сервиса в России».
Как вы знаете, семинар должен состояться с 10 по 12 июня. Однако до сих пор нами не было получено подтверждение о бронировании номеров, хотя предоплата была произведена вовремя.
Просим Вас подтвердить бронь.
Директор А.И. Петрухин
Главный бухгалтер И.Т.Сидоров
Лексическая разминка по составлению азбуки делового человека
- Описание своей жизни.
- Описание чьей-то жизни
- Краткое официальное сообщение о событии, имеющем общественное значение, в разговорной речи — больничный лист
- Документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ.
- Деловая бумага, служащая доказательством чего-либо, подтверждающая право на что-либо.
- Обязательное правило, постановление, установленное верховной государственной властью.
- Официальное сообщение в устной или письменной просьбе о чем-либо.
- Сообщение, донесение до всеобщего сведения.
- Запись выступления участников собрания, совещания и принятых решений по обсуждаемым вопросам.
- Документ, в котором в краткой форме, но емко изложены основные сведения о человеке. Как можно выигрышно и предельно объективно представить себя.
- Документ, в котором говорится о деловых качествах человека, а также о тех личных качествах, которые могут полнее раскрыть человека.
- Обращение с официальной просьбой или представлением о ком-либо или чем-либо.
Памятка по составлению резюме.
- Вся информация о вас должна уместиться на одной странице печатного текста.
- Текст резюме набирается на компьютере (в крайнем случае, на пишущей машинке, но никогда от руки).
- Текст должен легко читаться. Оставляйте широкие поля и достаточные интервалы между строками и пунктами резюме.
- Выделяйте заглавия пунктов жирным шрифтом. Проверьте опечатки и грамматические ошибки. Отпечатайте резюме в нескольких экземплярах.
- Постарайтесь оформить резюме красиво и аккуратно на бумаге хорошего качества.
- Полностью пишите названия учебных заведений и мест работы.
- При указании дат числа не пишутся, месяцы указываются в том случае, если вы проработали меньше года.
- Давайте только ту информацию о себе, которая может повлиять на положительное решение работодателя.
- Составьте резюме на иностранном языке, если вы претендуете на должность с использованием этих ваших знаний.
- Вносите изменения в текст резюме, если того требуют особые условия тон или иной компании. Подчеркивайте свои достоинства.
- • Если вы достаточно долго ищите работу, обновляйте дату составления резюме.
- Фамилия, имя, отчество.
- Дата рождения.
- Домашний адрес, телефон, электронный адрес.
- Семейное положение.
- Цель составления резюме.
- Образование.
- Опыт работы.
- Профессиональные навыки.
- Дополнительная информация.
- Хобби.
- Дата составления резюме.
- Подпись
План составления резюме.
Образец резюме
Багандова Суганат Набигуллаевна
- Домашний адрес, телефон, электронный адрес.
02.02.1995
367000,г. Махачкала,ул. Ленина,12 – 20,Тел.:61-00-14(дом.)
Замужем, сын 2014 года рождения
Получение должности секретаря
Средне - специальное
2010-2014 колледж при ДИНХ
2014-2015 школа №56,
Специальность – делопроизводитель
Должность - секретарь
Машинопись рус/лат 200 уд/мин.
- Дополнительная информация.
Знание компьютера: MS-DOS, Norton Commander,Ltxicon, Windows, WinWord, Excel.Свободный английский, деловая переписка на английском языке. Владение оргтехникой.
2014-2015 Курсы английского языка при Лингвистическом университете
Ответственна, коммуникабельна, доброжелательна. Член Клуба профессиональных секретарей.
Увлекаюсь чтением книг, туризмом.
20.11.15
Письмо – рекомендация
Уважаемый ...
На протяжении целого года /ф.и.о.] работала в качестве редактора, принимающего рукописи к изданию, в отделе издательства, который я возглавляю. Она прекрасно справлялась со своими обязанностями, проявляя замечательную работоспособность и умение находить общий язык с людьми.
Я всячески поддерживаю ее упорное стремление совершенствовать свою профессию. В ее лице Вы найдете достойного претендента на вакантное место.
Искренне Ваш Подпись
Памятка «Этика делового человека»
Основные принципы обращения с людьми.
- Обвиняя человека в чем-либо, вы только вызываете в нем внутренний протест. Поэтому первый принцип гласит: вместо того, чтобы обвинять людей, попытайтесь понять их.
- Искренне цените и хвалите достоинства людей.
- Желая убедить человека что-то сделать, постарайтесь прежде возбудить в нем желание делать это. Секрет успеха во взаимоотношениях с людьми заключается в способности рассматривать вопрос с точки зрения другого человека и разрешать этот вопрос с учетом его интересов.
Памятка «Этика делового человека»
Как заставить человека стать на вашу точку зрения.
- Не критикуйте, ибо люди не любят себя критиковать или признавать неправыми. Критика заставляет человека встать на защиту своей чести и оправдать себя.
- Не говори, что ты умнее. Воздерживайся от прямого высказывания своего мнения, противоречащего мнению других. Уважайте мнение других людей. Никогда не говорите прямо, что человек не прав.
- Если ты не прав, признайся в этом в категорической форме. Это настраивает собеседника на дружеский тон.
- Заставляйте человека говорить «да» в самом начале разговора. Не давайте по возможности говорить «нет». Человек не любит менять мнение. Если человек согласился с вами в 9 случаях, то, скорее всего, согласится и в десятом.
- Дайте человеку возможность высказаться о своих успехах, а не выслушивать о ваших.
- Начинайте беседу только с дружеского тона.
- Дайте человеку почувствовать, что идея, поданная вами принадлежит ему.
- Смотрите на вещи глазами собеседника. Задавайте себе вопрос: почему у него должно быть желание сделать это?
- Относитесь с сочувствием к идеям и желаниям человека Говорите: «Если бы я был на Вашем месте, я бы считал точно так же».
- Все люди хотят быть честными. Поэтому прибегайте к благородным мотивам, то есть покажите, что, став на вашу точку зрения, человек сделает что-то хорошее или поступит благородно.
Памятка «Этика делового человека»
Восемь способов изменить мнение человека, не вызывая у него негодование или обиду.
- Начинайте беседу с похвалы и искреннего восхищения.
- Не говорите человеку об ошибках прямо.
- Прежде чем критиковать, укажите на свои ошибки.
- Дайте человеку возможность сохранить свою репутацию. Не говорите, что он глуп, а скажите, что в этот раз он поступил опрометчиво.
- Одобряйте даже незначительные успехи. Хвалите человека за его малейшие достижения. Будьте щедры в похвалах.
- Старайтесь создать человеку хорошую репутацию, даже приписывайте ему положительные черты, и человек будет стремиться оправдать ваше мнение.
- Старайтесь показать, что недостаток может быть легко исправлен
Домашнее задание
1. На специальных бланках составить свое резюме.
2. Написать ответы на вопросы, которые вам могут задать на собеседовании:
1)Почему вы ушли с предыдущего места работы?
2)Что вы могли бы предложить нашей фирме (деловые качества)?
3)Кем бы вы хотели стать через пять лет (в карьере, профессии)?
4)Какими словами вы могли бы успокоить разгневанного клиента?
5)Какое из шести правил Д.Карнеги вам наиболее симпатично? Почему? Часто ли используете его в жизни?
Подведение итогов
- С каким видом деловых бумаг вы познакомились сегодня на уроке?
- Какими качествами должен обладать современный деловой человек?
- Что вы пожелали бы себе, одноклассникам?
Используемая литература
1. Старжевская Т.П.Искусство делового общения: Учебное пособие. – 2-е изд., исп. и доп. М.:ЗТ МИФИ, 2005.-304 с.
2. Асельдерова Р.О. Деловые документы: языковое оформление и редактирование. Махачкала, ДИПКПК,2013.
3. Ожегов С.И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4 — е изд., доп. М.: ЭЛПИС, 2003.
4. Русский язык в школе. № 6 1999 г.
5. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1989.
6. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.: Прогресс, 1989.