Региональный конкурс методических проектов (уроков), посвященный
1150-летию г. Смоленска
Разработка урока-диалога по русскому языку
Городничева Л.М., учитель русского
языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.Смоленска
Цели урока:
Образовательные: обобщение и систематизация знаний по теме «Язык как основное средство человеческого общения»; расширение кругозора; совершенствование умений и навыков практического владения русским языком;
Развивающие: развитие аналитических способностей, навыков сопоставительного анализа; развитие творческих способностей обучающихся; развитие умений высказывать мнение, делать выводы, развивать навыки взаимопонимания, формирование потребности в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности;
Воспитательные: отработка умений использовать в диалоге формулы этикета, повышение интереса к изучению русского языка, воспитание бережного отношения к языку как средству общения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Формирование основных компетенций:
учебно-познавательные компетенции - самостоятельная познавательная деятельность. Учащиеся овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях. (Технология сотрудничества. Учащиеся делятся на группы (полемистов и оппонентов) и каждая группа выполняет свое задание. В итоге – представители групп делятся полученной информацией, делают выводы);
языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как общественном явлении, его функционировании как основного средства человеческого общения;
информационные компетенции - умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
коммуникативные компетенции – использование языка как средства общения в диалоге с соблюдением всех правил и норм;
ценностно-смысловые компетенции - ценностные ориентиры ученика, связанные с овладением грамотной речью.
Формы обучения: групповая, учебный диалог.
Методы: частично-поисковый, эвристический, проблемный
Оборудование: плакаты с высказываниями выдающихся деятелей науки и культуры о языке
Плакат с правилами ведения диалога
Следите за своей речью. Используйте активную лексику. Она должна быть разнообразной и красивой.
Выделяйте свои аргументы. Они должны быть четкими и ясными, компилируйте материалы из различных источников.
Постарайтесь предсказать, какие аргументы может привести противоположная команда. Подумайте над тем, как их опровергнуть.
Подумайте над тем, какой может быть реакция Вашего собеседника на ваши аргументы.
Постарайтесь сделать вашу речь логичной.
Класс заранее делится на две группы, которым предлагается собрать аргументы и контраргументы по предлагаемым вопросам, а также фактическую информацию, выработать стратегию защиты своей точки зрения по проблемам: положительную или отрицательную.
Вопросы для обсуждения:
Действительно ли можно общаться только с помощью языка?
Является ли язык основным средством общения?
С помощью языка могут общаться только люди или еще кто-нибудь?
После того, как были предъявлены вопросы для обсуждения, учащимся предлагается собрать необходимые материалы, которые, по их мнению, могут пригодиться, используя информацию из газетных статей, телевизионных дискуссий, Интернета.
Ход урока:
Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить одну из важнейших тем: «Язык как важнейшее средство человеческого общения». Вы заранее подбирали доводы, чтобы в диалоге обосновать именно свою точку зрения по данному вопросу.
Как вы думаете, можно ли представить себе жизнь без телевизора?
- Трудно, но можно. Наши прабабушки и прадедушки жили без телевизора. К ним домой не приходили театр, кино, спортивные соревнования. Фильмы они смотрели только в кинотеатре, жили дружнее, больше общались друг с другом.
А можно ли представить себе жизнь без электричества?
- Тоже трудно. Мы знаем, что раньше люди писали и читали при свечах и при лучине. И только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки.
А теперь попробуем представить себе жизнь без языка. Каждой группе я предложу карточки с текстом. Попробуйте нас информировать о написанном, не используя слов.
Текст на карточке:
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало.
Что оно приятным светом
По листам затрепетало.
Группы получают один и тот же текст, но учащиеся об этом не знают. Один учащийся из группы с помощью жестов и мимики показывают написанное, участники других групп должны догадаться, о чем идет речь.
Примерные варианты ответов:
- Ты бежишь ко мне, чтобы отвести меня в лес.
- Ты приходишь ко мне и улыбаешься.
Видите, варианты ответов разные, хотя текст был дан один и тот же.
Сделайте вывод, можно ли, не используя слова, догадаться о смысле фразы.
Аргументы полемистов:
- Я считаю, что можно. У К.Г. Честертона есть рассказ, в котором повествуется о профессоре Чадде. Профессор сошел с ума, перестал разговаривать и начал странно приплясывать, выделывая непонятные движения ногами. Все думают, что он сумасшедший, пока его друг не обнаруживает, что фигуры, которые выделывает профессор, образуют определенные последовательности. Он догадывается тогда, что профессор совсем не сошел с ума, а придумал - для проверки своих научных гипотез – особый способ передачи информации и испытывает, сумеют ли окружающие догадаться, что он так общается с ними, и смогут ли они расшифровать его сообщения. Окружающие сумели догадаться, о чем им хотел сообщить профессор.
Аргументы оппонентов:
- Если я Вас правильно понял, этот пример Вы привели для того, чтобы доказать, что общаться можно не только с помощью языка. Но ведь не все и не сразу поняли профессора. Нужно было быть достаточно образованным и наблюдательным человеком, чтобы обнаружить определенную закономерность и разгадать ее. А вот я Вам приведу совершенно противоположный пример. Когда в прошлом веке в Южной Америке высадился европейский путешественник и, встав утром, начал чистить зубы, наблюдавшие за ним индейцы убили его, решив, что он занимается неведомым им колдовством. Они, в силу своего развития, «прочли» его действия не как гигиенические упражнения, а как магический ритуал, и это привело к печальным последствиям.
Аргументы полемистов:
- Значит, Вы утверждаете, что общаться можно только с помощью языка. Тогда послушайте меня (предлагается сообщение о себе на любом иностранном языке, непонятном для учеников):
- Ich bin zehn Jahre alt. Ich komme aus Smolensk. Ich habe viele Interesse: Zeichnen, Aufkleber, Bücher.
Аргументы оппонентов:
- Я ничего не смог понять кроме слова Смоленск. Если я Вас правильно понял, Вы привели этот пример для того, чтобы показать, что язык, на котором мы говорим, должен быть понятен общающимся.
Аргументы полемистов:
- Да, Вы верно меня поняли. И, я думаю, что если бы Вы знали язык, на котором я говорил, Вы бы все поняли.
Учитель:
- Таким образом, двое спорящих пришли к единому выводу о том, что все-таки именно язык является понятным для всех нас средством общения.
Следующий вопрос, который мы с вами должны обсудить, касается языка как основного средства общения.
Как мы можем общаться друг с другом? Допустим, Вы попали в незнакомый город Германии. Сможете ли Вы сориентироваться и найти, не зная немецкого языка, предположим, аптеку.
- Конечно, смогу. На здании, где находится аптека, должна быть нарисована змея и чаша.
- Если я Вас правильно понял, то язык вовсе необязателен для общения. Общаться мы можем и с помощью картинок-символов.
Аргументы полемистов:
- Да, у каждого народа есть свои символы, которые что-то разрешают, запрещают или объясняют нам без слов. И вполне на бытовом уровне можно обойтись без языка. Канадские индейцы разводили костры, дым которых был далеко виден. Этот дым мог многое сообщить людям на большом расстоянии. А у австралийских аборигенов есть даже специальное слово, обозначающее «читать дым».
В наше время жители одного из островов побережья Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Этот остров покрыт высокими горами, между которыми находятся глубокие ущелья. Люди, живущие по разным сторонам ущелья, переговариваются друг с другом с помощью свиста: сообщают новости, зовут в гости. Человеческий голос быстро теряется в горах, а свист разносится далеко.
Во время войны остров был захвачен фашистами. И партизаны, боровшиеся с захватчиками, передавали друг другу сообщения с помощью свиста, а враги ничего не понимали.
Аргументы оппонентов:
- Хорошо, в какой-то степени с Вами можно согласиться. Но вот взять колокольный звон. Он может быть как сигналом радостных событий, так и печальных. Как быть? Как узнать?
Аргументы полемистов:
- Придите в то место, откуда раздается колокольный звон, и узнаете. Я считаю, что в колокольном звоне самое главное – это просто сообщение о каком-то событии.
Аргументы оппонентов:
- Но вы понимаете, что одинаковые символы могут у разных народов обозначать различное. Допустим, Вы видите изображение зайца. Если вы в России, и Вас сравнили с зайцем, значит, вы трусливый человек.
А вот в Западной Африке заяц – олицетворение мудрости.
А если в ответ на гостеприимство японца мы сделаем определенный жест у горла, чтобы показать, что совершенно сыты, это произведет на него тягостное впечатление, так как у японцев такой жест может означать только обезглавливание или увольнение с работы.
Аргументы полемистов:
- У древних греков есть легенда о трагедии, происшедшей из-за неправильного сигнала.
Давным-давно на острове Крит жило чудовище, наполовину человек, наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые девять лет греки должны были посылать ему страшную дань – семь юношей и семь девушек, которых она пожирал. Никто не мог спастись от него. И никто не мог победить его. И вот отважный юноша Тесей решил избавить людей от Минотавра. Он снарядил корабль и договорился с отцом о том, что при возвращении цвет парусов будет сигналом победы или гибели.
И вот отважный Тесей победил Минотавра и отправился в обратный путь. Он был так счастлив, что совсем забыл об уговоре с отцом, а тот целыми днями стоял на берегу и всматривался в морскую даль. Счастливый Тесей приблизился к родным берегам. Но … его корабль шел под парусами, обозначающими поражение и гибель. Увидев издали корабль и разглядев его паруса, отец бросился со скалы в море и погиб.
Согласитесь, что если бы отец дождался прибытия корабля, он бы узнал о победе, и все закончилось бы благополучно. Черные паруса как символ в каком-то роде послужили сигналом для несчастья.
Аргументы оппонентов:
- Вы меня убедили. Поистине, ничего нет лучше и точнее языка, на котором мы говорим. Нашим далеким предкам именно язык помог создать человеческое общество. В совместном труде у людей постоянно возникала потребность сообщать друг другу о чем-то. Язык стал основным средством общения людей.
Учитель:
Как вы думаете, язык – это основное средство общения именно для человеческого общества?
Аргументы полемистов:
- В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены ученые еще древнегреческие ученые. «Из всех живых существ только человек одарен речью», - писал Аристотель. Я совершенно с ним согласен.
Аргументы оппонентов:
- А я могу поспорить и с Аристотелем, и с Вами. Словами могут пользоваться не только люди, но доже некоторые обезьяны. Американский журналист Юджин Линден рассказал о такой обезьяне по имени Уошо. Она оказалась удивительным существом, хотя вначале была самой обыкновенной обезьяной. Когда ей исполнился год, она попала к ученым, которые хотели выяснить, умеют ли обезьяны говорить. Обезьяны очень похожи на людей, но речевой аппарат у них совсем другой. И тогда ученые стали обучать Уошо языку жестов. Им пользуются глухонемые от рождения люди.
Вначале Уошо «отправили» в человеческую жизнь. Она была роскошной: обезьяна владела собственным домом, где были кухня, столовая, спальня и ванная. На кухне стояли плита и холодильник. Окаймляла дом площадка для игр.
Началось обучение Уошо языку. И вот она произнесла первое слово: подушечки ее пальцев коснулись друг друга. Это означало «еще». Она попросила дать ей еще вкусненького. Наверно, бананов. Этим жестом обезьяна попросила, чтобы ее пощекотали еще (а обезьяны, в отличие от нас с вами, очень любят, когда их щекочут), погладили и еще научили другим словам.
Просьбы Уошо выполнялись: через пять лет она знала уже 160 слов и умела ими пользоваться. Но ученым хотелось, чтобы Уошо общалась на этом языке не только с людьми, но и с другими обезьянами. Для этого ее перевезли в обезьяний питомник и на некоторое время, пока ей не приготовили дом, поместили с другими обезьянами.
Уошо была потрясена переменой, произошедшей в ее судьбе. И тогда она стала… скандалить. Никто и никогда не обучал Уошо ругательствам, и ей пришлось изобрести ей самой. Вцепившись в решетку и яростно дергая ее, обезьяна просила выпустить ее на свободу и дать ей попить. Смотритель не реагировал на ее просьбы, но обратил внимание, что Уошо делает еще один жест: ударяет себя тыльной стороной ладони по подбородку, что означает «грязный». Разъяренная обезьяна кричала: «Грязный Джек, дай попить!» очевидно, из всех слов, которые знала Уошо, это казалось ей самым подходящим для ругательства. Наверно, она была довольна своим изобретением, потому что охотно им пользовалась и придумывала другие, похожие на это ругательства. Например, грязной она называла мартышку, а сородичи- обезьяны, которые ей не нравились, были для нее «черными тварями». Вы, конечно, догадались, что Уошо овладела языком жестов так, что сама смогла некоторым словам дать переносный смысл и придумывать слова.
Аргументы полемистов:
- Вы действительно считаете, что обезьяна научилась говорить? Но ведь обезьяна «говорила» с помощью рук. Не умеют обезьяны говорить осмысленно!
Аргументы оппонентов:
- Но ведь все-таки она овладела языком жестов. Язык жестов понятен глухонемым людям, они не произносят ни слова при общении друг с другом.
Аргументы полемистов:
- Согласно Вашему мнению, можно научить говорить осмысленно обезьян? Тогда я вам приведу один из примеров того, как понимают обезьяны «свои высказывания». В Нью-йоркском зоопарке ученый записывали на магнитофон «болтовню» обезьян. Но начался дождь, и эксперименты пришлось прервать. Через день ученые воспроизвели запись. Обезьяны, услышав крики, которые издавали при приближении дождя два дня назад, бросились под навес, не обращая внимания на то, что на небе не было ни облачка. Это говорит о том, что обезьяны «общаются» на уровне инстинкта, и их общение никак нельзя назвать осознанным.
Аргументы оппонентов:
- Я больше склоняюсь к тому, что правы Вы. Именно для человеческого общества язык – основное средство общения.
Учитель:
Но нередко бывает так, что человек неумело пользуется языком. Послушайте одну историю.
Сережа вернулся из кино.
- Что, хорошая была картина? – спросила его я.
- Ух, и здорово! – ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнает, а потом, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете?
Но я ничего не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же ему так понравилось в картине. Для такого рассказа у него не нашлось слов.
Язык - не только основное средство общения, но и показатель общей воспитанности человека, его визитная карточка. По тому, как человек говорит, мы можем сразу и легко определить, с кем имеем дело. Мы можем определить степень интеллигентности говорящего, даже состояние его здоровья, психической уравновешенности и возможной закомплексованности. По-настоящему воспитанный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться, употреблять нелитературные слова. Ведь он уверен, что его слова и так весомы, он найдет веские аргументы, чтобы грамотно доказать свою точку зрения в диалоге, как это мы делали сегодня на уроке.
Наш сегодняшний разговор о языке хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»
Литература:
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: «Просвещение», 1991
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: «Просвещение», 1990
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В.Панов.- М.: Педагогика, 1998
11