СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-диспут по обществознанию в 10 классе на тему "Толерантность и межнациональные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке поднимается актуальная проблема на сегодняшний день- терпимое отношение к другим народам.

Просмотр содержимого документа
«Урок-диспут по обществознанию в 10 классе на тему "Толерантность и межнациональные отношения"»



МБОУ им. Л.Н.Толстого







План конспект урока обществознания для 10 класса



Тема урока-диспута: Толерантность и межнациональные отношения.





Подготовила:

Крылова Ольга Александровна,

учитель истории и обществознания













Тема урока-диспута: Толерантность и межнациональные отношения.

Цель урока: формирование у воспитанников качества признавать равноправными и равноценными точки зрения на одно явление, а так же возможности гуманных отношений между людьми независимо от их национальности.

Оборудование: презентация, диск с худ.фильмом «Список Шиндлера», листовки с надписью «Любовь, Терпение, Прощение!», текст китайской притчи «Ладная семья», экран(или интерактивная доска), мультимедиа, карта мира (или электронный вариант).

Предварительная подготовка к уроку: проведение социологического опроса для 20 старшеклассников (текст анкеты см.Приложение), анкетирование анонимно.

Оформление доски: тема урока: «Толерантность и межнациональные отношения», эпиграф к уроку:

Чтобы понять, в чём же сущность человека,

надо хоть на миг забыть о разногласиях.

Антуан де Сент-Экзюпери



Ход урока.

  1. Разминка.

Все, кроме одного участника берутся за руки и встают в круг, подросток должен попытаться попасть внутрь круга. Игра заканчивается, когда он будет внутри или сдастся.

- Ребята, расскажите о своих ощущениях во время игры? (Дети переживали чувства принадлежности к доминирующей группе или чувства исключения из неё)

- А, как чувствовал себя тот, кто находился в кругу? (Идёт обсуждение)

-Существует ли такая ситуация в нашем обществе? Приведите примеры. (Ребята высказывают свои предположения)





  1. Вступительная часть.

-На примере этой игры я хотела представить вам ситуацию на сегодняшний день в обществе. Можно сделать вывод, что малые группы фактически становятся изгоями. Что нужно сделать, чтобы все кто живёт в нашей стране, чувствовали себя полноправными членами нашего общества?

Сегодня на нашем диспуте мы поговорим и поспорим на две темы: толерантность и межнациональные отношения и определим, как эти понятия связаны между собой.

Но прежде выясним, что означает слово «Толерантность»? Далее идёт демонстрация понятия в разных языках на экране.

Слайд №1:

Во французском- отношение, при котором допускаерся, что другие могут думать и действовать иначе, нежели ты сам...

Слайд №2:

В китайском- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Слайд №3:

В арабском- прощение, снисхождение, мягкость.

Слайд №4:

В русском- способность терпеть что-то или кого-то.

Задание классу:

-Ребята, попробуйте составить более полное определение понятию «толерантность», и записать его в тетрадь.(Запись, проверка)

-Сделаем вывод, толерантность- это способность допускать, принимать, существование чего-то иного, кого-то, не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.

- Как вы думаете, как связаны толерантность и межнациональные отношения?

-Стоит ли сегодня поднимать проблему толерантности и межнациональных отношений? Почему?

Идёт обсуждение.

- Да, действительно эта проблема стоит остро в современном мире и в нашем обществе. Исследования, проводимые правозащитными организациями в нашей стране показали, что сегодня заметно активизировалась деятельность фашистских (национал-патриотических и др.) организаций.

-Сможете ли вы привести примеры деятельности этих организаций? Какие акции они проводят? Как вы относитесь к их деятельности?

Идёт обсуждение.

  1. «Мозговой штурм».

- Ребята, где на нашей планете вспыхивали или продолжают вспыхивать различные конфликты? (После каждого ответа ученик подходит к карте и отмечает названную страну силовой кнопкой, или маркером на интерактикной карте)

- Какие факторы могут стать причиной конфликта? Приведите примеры политических, экономических и социальных причин.(Ответы записываются в тетрадь)

-Какие качества личности способны привести к участию в межнациональных конфликтах? (Ответы записываются на доске)

-Придумайте решения проблем разжигания межнациональных конфликтов.

-Определите то решение, которое наиболее полно удовлетворяет интересы всех сторон, вовлечённых в конфликт.

Вопросы толерантного поведения стоят сегодня очень остро, и многое в решении данной проблемы зависит от нас с вами.



  1. Обсуждение результатов анкетирования.

-Сегодня у нас, к сожалению, не у всех получается толерантно относится к представителям других национальностей. Я сделала такой вывод, благодаря анкете, проведённой ранее. Вот результат.

Демонстрация каждого вопроса анкеты и процентное соотношение ответов. Слайды №5,6,7,8,9,10,11,12.

- Ребята, вглядитесь в эти лица- они такие же как мы с вами!!!!

Слайды №13,14,15,16,17(японцы, индусы, немцы, чеченцы, грузины и тд.)

  1. Обсуждение эпизодов фильма «Список Шиндлера».

-История знает много примеров нетерпимого отношения, перераставшего в глобальные конфликты. Один из них – Вторая мировая война и идея национализма. (Демонстрация эпизода фильма «Список Шиндлера», расстрел еврейского Гетто в Кракове)

Но, несмотря на все ужасы того времени, были люди, которые оставались людьми до конца. Таким человеком был Оскар Шиндлер- богатый немец. Владелец заводов, где работали евреи. В конце войны, когда у него был выбор или скрыться за границей, или спасти жизнь евреев, он выбрал последнее. (Просмотр эпизодов: прощание Шиндлера с евреями, благодарность евреев)

Оскар Шиндлер умер в нищете. В Израиле его чтят как праведника. Сегодня насчитывается более 6 тысяч потомков, спасенных им людей. Это достойный пример.

Обсуждение фильма.

  1. Заключительная часть.

В основе межнациональных отношений лежат взаимоотношения людей и главное в них терпимость, уважение, любовь, понимание, прощение. А это и есть толерантность.

Подводя итог, хочу прочитать вам китайскую притчу «Ладная семья». Послушайте её внимательно. (Чтение притчи и раздача листовок см.Приложение)

-И, на последок хочу вам пожелать быть друг к другу чуточку терпимее…



Приложение.



  1. Анкета для учащихся.

  1. Есть ли нация, которая вызывает у тебя неприязнь?______________

Чеченцы

Лица кавказской национальности

Негры

Евреи

  1. Можешь ли ты принять участие в агрессивных акциях, направленных против какой-либо национальной группы?_______________________

  2. Принадлежность к какой-либо нации – это повод гордиться собой?_____________________________________________________

  3. Какой из этих лозунгов тебе нравиться больше?

«Россия- для русских!» «Россия для тех, кто в ней живёт!»

  1. Как ты относишься к семьям, в которых муж и жена- разных национальностей?___________________________________________

  2. Есть ли у России враги? Если «ДА»- кто?_________________________

  3. Как ты реагируешь, когда кто-либо в твоём присутствии выражает негативное отношение к людям другой национальности, религии и тд.?________________________________________________________

  4. Как ты относишься к организациям, пропагандирующим идеи национализма?______________________________________________

  5. Тебе знакомо понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»? Что оно означает?_____________________________________________________





  1. Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была- особая, мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом, и спросил:

-И всё?

-Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: - И мира тоже.



















  1. Листовки для ребят.



ЛЮБОВЬ!

ПРОЩЕНИЕ!

ТЕРПЕНИЕ!

Сто раз ЛЮБОВЬ!

Сто раз ПРОЩЕНИЕ!

Сто раз ТЕРПЕНИЕ!