Технологическая карта урока математики в 5 классе. Учитель Закирова Г.Л.
Тема урока «Прямоугольный параллелепипед». (1 час)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Предметные: познакомить учащихся с геометрическими телами: прямоугольный параллелепипед и куб, со свойством прямоугольного параллелепипеда, формулой площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, формулой площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, научить находить в окружающем мире объекты, для которых они являются моделями.
Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному развитию науки.
Метапредметные: формировать умение понимать и использовать математические средства наглядности - чертежи, развивать пространственное воображение учащихся.
Планируемые результаты: учащийся научится распознавать геометрические тела: прямоугольный параллелепипед и куб, находить в окружающем мире объекты, для которых они являются моделями.
В том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Основные понятия: Прямоугольный параллелепипед, грани, ребра, вершины, противолежащие грани. Измерения прямоугольного параллелепипеда: длина, ширина, высота; свойство прямоугольного параллелепипеда, куб.
Необходимое техническое оборудование:
- интерактивная доска,
- мультимедиа проектор,
- презентация,
- чертёжные принадлежности
- набор геометрических тел. Ресурсы:
Мерзляк А.Г.. и др.Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / М.: «Вентана-Граф», 2015
Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Мерзляк А.Г. и др. «Математика: 5 класс», 2017.
Буцко Е.В. Математика: 5 класс: методическое пособие/ М.: «Вентана-Граф», 2015
http://www.zjammie.nl/plaatjes-school2.htm
http://animashky.ru/index/0-6
http://office.microsoft.com/ru
http://festival.1september.ru/articles/410902/
http://www.xrest.ru/original/19978/
www.rg/ru/2011/12/16/shkoly-site-dok.html
Организационная структура урока.
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Технология, геометрия, черчение, быт | Фронтальная, индивидуальная самостоятельная, малые группы. | Учебник, раздаточный материал (набор геометрических тел), каркасные модели куба и прямоугольного параллелепипеда. презентация. |
Предполагаемый результат |
Предметные УУД | Личностные и метапредметные УУД |
Знать и уметь называть элементы параллелепипеда; научиться вычислять площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда., находить сумму длин всех ребер. Развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы. | ЛИЧНОСТНЫЕ. Формировать у учащихся положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к изучаемому материалу. Формировать объективную самооценку и взаимооценку. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам. становление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. Регулятивные. учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать оценку одноклассниками своей работы. прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Коммуникативные. учащиеся учатся договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости. учащиеся получат возможность научиться формулировать собственное мнение, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения учебных задач. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные. Учащиеся учатся осуществлять поиск нужной информации в учебном пособии; понимать знаки, символы, уметь их применять; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.. |
Этапы проведения урока | Форма организации УД | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
организационный | | | | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Фронтальная деятельность | Концентрирует внимание уч-ся на рациональной организации работы на уроке. Слайд1. «Ученик, который учится без желания, это птица без крыльев». Философ Саади. | Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу. | Умение настраиваться на учебную деятельность. Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. |
Актуализация знаний | Фронтальная деятельность | На слайдах устные упражнения по темам: «Деление с остатком», «Прямоугольник». Слайд 2-9 | Отвечают на вопросы | Личностные, регулятивные, познавательные. |
Формулирование темы урока, постановка учебных задач | Фронтальная деятельность | Что вы видите на слайде? Слайд 10 с изображением различных рисунков. К этому слову добавим прилагательное «прямоугольный». (Почему?) В связи с названной темой урока, какие учебные задачи можно перед собой поставить? | Записали тему в тетрадях. Высказывают предположения. Совместно с учителем (возможно и самостоятельно) формулируются задачи: 1)Познакомиться с элементами параллелепипеда; 2)Научиться вычислять площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. | Личностные, регулятивные, познавательные. |
Изучение нового материала | Фронтальная деятельность | Назовите предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда? (возможна презентация). 1)Знакомство с элементами прямоугольного параллелепипеда Грани. Слайд 12. Вершины. Слайд 13. Ребра. Измерения.. Слайд 14. Каким свойством обладают противоположные грани? Противоположные ребра? Что такое измерения параллелепипеда? Куб – параллелепипед или нет? (Используются каркасные модели куба и параллелепипеда). Куб. Слайд 16.Построение прямоугольного параллелепипеда. Слайд 17. Развертки. Слайд 18,19,20. | По моделям геометрических тел, по слайду самостоятельно называют вершины (точки), ребра (отрезки), грани (прямоугольники). Учатся строить по каркасной и прозрачной модели изображать пространственную фигуру. Сопоставление различных моделей позволяет учащимся понять принцип изображения на рисунках видимых и невидимых ребер.. | Предметные, личностные, Познавательные, регулятивные, коммуникативные формирование умения строить математические модели, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; саморегуляция. |
Физкультминутка | Групповая деятельность | Раз – подняться на носки и улыбнуться.. Два – согнуться, разогнуться.. Три – в ладоши три хлопка. На четыре – руки шире.Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть | Выполняют задания. Слайд 21. | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
Первичное закрепление нового материала. | Групповая деятельность | 1. Измерь длину, ширину, высоту модели и запиши их. 2. Вычисли площадь каждой грани модели. 3. Сделайте вывод о площадях противоположных граней и запиши его. 4. Вычислите площадь всей поверхности вашего прямоугольного параллелепипеда. 5. Сделайте вывод.В тетрадях построить параллелепипед . По готовой модели вычислить площадь поверхности параллелепипеда и куба. С помощью наводящих вопросов учитель помогает учащимся самим вывести формулы для вычисления площади поверхности параллелепипеда и куба, сумму длин ребер. L=4(a+b+c) , L=12a S=2(ab+bc+ac), S=6a2 | Изображают параллелепипед. Вводят обозначения.. Учащиеся с помощью наводящих вопросов выводят формулы для вычисления площади боковой поверхности параллелепипеда и куба. L=4(a+b+c) , L=12a S=2(ab+bc+ac), S=6a2 | Умение работать с моделью параллелепипеда, куба. Применение измерительных и вычислительных навыков на практике Предметные, личностные, Познавательные, регулятивные, коммуникативные Знаково — символические действия: моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
Итог урока | Индивидуальная деятельность | Предлагается самостоятельная работа с выборкой правильных утверждений. Слайд 25 | Самостоятельно выполняют и проверяют свои ответы. Слайд.26 | Предметные, личностные, Познавательные, регулятивные. Коррекция знаний обучающихся |
Информация о домашнем задании | Фронтальная деятельность | Слайд 28. п.22 № 600, 601, 603 Учитель комментирует домашнее задание , записанное на слайде | Записывают задание в дневник | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. |
Рефлексия. | Индивидуальная деятельность | | Учащиеся формируют в целом мнение об уроке. Свое состояние | Личностные, регулятивные. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |